Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ" (с изменениями на: 25.12.2015)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Одним из направлений реализации подпрограммы является предупреждение развития и ликвидация последствий межмуниципальных и региональных чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, оказание содействия муниципальным образованиям в обеспечении защиты населения, территорий и объектов жизнеобеспечения от угроз природного и техногенного характера.

В последнее время происходит усиление взаимовлияния природных и техногенных опасностей. Проблема их взаимодействия - одна из самых малоразработанных в мировой практике. Актуальна она и для Краснодарского края, поскольку здесь совмещено большое количество и природных, и техногенных опасностей. В условиях сохранения высокого уровня угрозы природного и техногенного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития Краснодарского края одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности России является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.

По своему географическому положению, климатическим факторам, геоморфологическому и геотектоническому строению Краснодарский край является единственным регионом России, в котором зарегистрированы все проявления опасных геологических процессов: повышенная сейсмическая опасность, оползни, обвалы, селевые потоки, снежные лавины, карсты, подтопление, переработка берегов морей и рек. Кроме того, Краснодарский край несет большую антропогенную нагрузку, широко развит туризм. На территории края также располагается ряд промышленных объектов, относящихся к категории потенциально опасных. Сложившийся уровень безопасности определяется величиной риска как от возможных катастроф (природных и техногенных), так и от вялопротекающих негативных процессов, со временем приводящих к взрывам (экологические проблемы, социальные конфликты).

Все эти факторы существенно повышают риски возникновения на территории края чрезвычайных ситуаций и природного, и техногенного характера, что может повлечь за собой не только экономический ущерб от аварий, катастроф, но и значительные человеческие жертвы.

Анализ информации о чрезвычайных ситуациях на территории Краснодарского края с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, и техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики края и, как следствие, для устойчивого развития и национальной безопасности Краснодарского края.

В связи с этим важно развить сеть аварийно-спасательных формирований, которые бы эффективно действовали в чрезвычайных ситуациях, предотвращая или сокращая экономические потери, человеческие жертвы, могли с максимальной оперативностью отреагировать на возникшие угрозы чрезвычайных ситуаций либо ликвидировать чрезвычайную ситуацию, максимально минимизируя ее последствия.

Достичь высокого уровня эффективности аварийно-спасательных работ возможно только комплексными мерами.

Одной из этих мер является увеличение количества аварийно-спасательных формирований (подразделений, отрядов) на территории края, что соответственно уменьшит площадь зоны ответственности каждого из них и позволит сократить сроки прибытия к месту чрезвычайной ситуации.

Также необходимо, чтобы каждое аварийно-спасательное формирование (подразделение, отряд) было оснащено соответствующей аварийно-спасательной техникой, оборудованием, снаряжением, которые бы отвечали мировым стандартам, заключали в себе передовые технологии спасательного дела, имелись бы в достатке в каждом подразделении. Необходимо аварийно-спасательные подразделения оснастить такой техникой, которая бы могла обеспечить доступ спасателей в любой уголок края, учитывая сложные особенности рельефа, наличие горных местностей, большого количества рек, выхода в Азовское и Черное море. При этом немаловажно, какими средствами спасения осуществляются аварийно-спасательные работы.

Следующим направлением подпрограммы являются мероприятия по реализации казенным учреждением "Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба "Кубань-СПАС" функций, связанных с обеспечением безопасности населения, решением задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведением аварийно-спасательных работ на территории края.

Одновременно вышеуказанные меры налагают повышенные обязанности на самих спасателей, которым необходимо постоянно повышать уровень своей квалификации, осваивать передовые технологии проведения аварийно-спасательных работ, учиться использовать в работе новейшее оборудование, совершенствовать уровень проведения аварийно-спасательных работ. Достичь высокого уровня квалификации спасателей возможно при комплексном подходе к их обучению, в том числе в международных обучающих центрах.

Предполагается, что подпрограмма станет одним из инструментов, который позволит значительно снизить человеческие жертвы при чрезвычайных ситуациях, повысить оперативность реагирования на них, сократить экономический ущерб, будет способствовать реализации приоритетных задач социально-экономического развития Краснодарского края.

Подпрограмма содержит мероприятия по реализации государственным казенным учреждением Краснодарского края "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" функций, связанных с обеспечением защиты населения и проведением аварийно-спасательных работ на территории края, осуществлением мер по поддержанию средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности.

На территории Краснодарского края наблюдается высокий уровень угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К стихийным бедствиям, наносящим значительный ущерб экономике края, относятся сильные ветры и ливни, смерчи, град, ураган, обледенение, а также интенсивное выпадение мокрого снега в приморских районах и гололед. Особенности геоморфологического строения районов Юга России приводят к постоянному возникновению стихийных явлений, связанных с паводками. Опасному воздействию при формировании паводков редкой повторяемости подвергаются более 300 населенных пунктов края.

Большую угрозу для экономики и безопасности населения края представляют экзогенные (оползни, разрушение морских берегов, подтопление территорий, селеобразование) и эндогенные (землетрясения, грязевой вулканизм) природные геологические процессы.

Значительную опасность для окружающей среды и населения представляют потенциально опасные объекты. На территории края эксплуатируется 761 потенциально опасный промышленный объект, из них 338 являются химически опасными. Стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, и техногенные аварии представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики края и, как следствие, для устойчивого развития и национальной безопасности Краснодарского края.

Важно не просто констатировать сложные ситуации, а научиться предотвращать их, своевременно прогнозировать возникновение чрезвычайных ситуаций, иметь современную систему управления силами и средствами в чрезвычайных ситуациях, своевременно доводить информацию об угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций до органов исполнительной власти и населения. Необходимо создать запас материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении или вследствие ведения военных действий.

Кроме того, подпрограммой предусмотрены меры по реализации Закона Краснодарского края от 6 апреля 2006 года N 1010-КЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части выплаты пособия лицам, являющимся спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), получившим телесные повреждения, исключающие возможность дальнейшей работы в качестве спасателей, а также семьям и иждивенцам спасателей, погибших (умерших) в связи с исполнением ими служебных обязанностей, разработанные в связи с необходимостью решения проблемных вопросов по выплате пособий спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), получивших телесные повреждения, исключающие возможность дальнейшей работы в качестве спасателей, а также семей и иждивенцев спасателей, погибших (умерших) в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

На территории края располагается ряд промышленных объектов, относящихся к категории потенциально опасных. Количество аварийно-спасательных работ, производимых спасателями на территории Краснодарского края, постоянно растет, что говорит о важности и значимости работы спасателей. В целях решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории края увеличиваются численность спасательных отрядов и их количество. В связи с увеличением количества аварийно-спасательных отрядов соответственно растет численность личного состава, принимающего участие в аварийно-спасательных работах. Одновременно с этим повышается классная квалификация спасателей, увеличивается количество видов аварийно-спасательных работ, выполняемых ими, что ведет к повышению риска, угрозы здоровью и жизни спасателей. В связи с этим увеличивается вероятность гибели спасателей или получения ими увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателей. При этом спасатели и их семьи остаются материально недостаточно обеспеченными.

В целях социальной защищенности спасателей, получивших травму при исполнении служебных обязанностей, и их семей в случае травмы или гибели спасателя Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Законом Краснодарского края от 6 апреля 2006 года N 1010-КЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусмотрено, что в случае гибели спасателя выплачивается из краевого бюджета единовременное пособие в размере 120 окладов месячного денежного содержания; в случае получения спасателем увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателя, выплачивается из краевого бюджета единовременное пособие в размере 60 окладов месячного денежного содержания.

Подпрограмма содержит мероприятия по реализации казенным учреждением Краснодарского края "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" функций, связанных с подготовкой всех категорий населения в области гражданской обороны.

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2015 N 1287)

Опыт работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф свидетельствует о том, что решение задач по снижению риска их возникновения и величины ущерба экономике и экологии, уменьшению числа жертв среди населения во многом зависит от уровня подготовки всех категорий населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности, в том числе руководящего состава и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2015 N 1287)

Одним из основных направлений деятельности по повышению уровня защищенности жизни и здоровья людей, имущества граждан, организаций и государства от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и опасностей на водных объектах является объединение усилий исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края и руководителей организаций по развитию системы подготовки различных категорий населения Краснодарского края в сфере гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций. С этой целью в 2009 году было создано государственное казенное учреждение Краснодарского края "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям".

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2015 N 1287)

За период от создания учреждения до 2014 года обучение в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и ликвидации чрезвычайных ситуаций прошли должностные лица и специалисты гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения в количестве 5973 человек.

Реализованные мероприятия позволили повысить уровень знаний специалистов в сфере гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и снизить риск их возникновения и величину ущерба экономике и экологии, уменьшить число жертв среди населения.