Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ" (с изменениями на: 25.12.2015)


1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Краснодарского края


Одним из направлений реализации государственной программы является предупреждение развития и ликвидация последствий межмуниципальных и региональных чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, оказание содействия муниципальным образованиям в обеспечении защиты населения, территорий и объектов жизнеобеспечения от угроз природного и техногенного характера.

В последнее время происходит усиление взаимовлияния природных и техногенных опасностей. Проблема их взаимодействия - одна из самых малоразработанных в мировой практике. Исключительно актуальна она и для Краснодарского края, поскольку здесь совмещено большое количество и природных и техногенных опасностей. В условиях сохранения высокого уровня угрозы природного и техногенного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития Краснодарского края одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности России является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.

Географическое и климатическое положение Краснодарского края, большая антропогенная нагрузка, наличие промышленных объектов, относящихся к потенциально опасным, существенно повышают риски возникновения на территории края чрезвычайных ситуаций и природного и техногенного характера, что влечет за собой не только экономический ущерб от аварий, катастроф, но и значительные человеческие жертвы.

Достичь высокого уровня эффективности аварийно-спасательных работ возможно только комплексными мерами: увеличение количества аварийно-спасательных формирований (подразделений, отрядов) на территории края; оснащение соответствующей аварийно-спасательной техникой, оборудованием, снаряжением, которые отвечают мировым стандартам, заключают в себе передовые технологии спасательного дела, имеются в достатке в каждом подразделении; подготовка и повышение уровня подготовки спасателей.

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2015 N 1287)

Предполагается, что государственная программа станет одним из инструментов, который позволит значительно снизить человеческие жертвы при чрезвычайных ситуациях, повысит оперативность реагирования на них.

На территории Краснодарского края наблюдается высокий уровень угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К стихийным бедствиям, наносящим значительный ущерб экономике края, относятся сильные ветры и ливни, смерчи, град, ураган, обледенение, а также интенсивное выпадение мокрого снега в приморских районах и гололед. Особенности геоморфологического строения районов Юга России приводят к постоянному возникновению стихийных явлений, связанных с паводками. Опасному воздействию при формировании паводков редкой повторяемости подвергаются более 300 населенных пунктов края.

Значительную опасность для окружающей среды и населения представляют потенциально опасные объекты. На территории края эксплуатируется 761 потенциально опасный промышленный объект, из них 338 являются химически опасными. Стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, и техногенные аварии представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики края и, как следствие, для устойчивого развития и национальной безопасности Краснодарского края.

Важно не просто констатировать сложные ситуации, а научиться предотвращать их, своевременно прогнозировать возникновение чрезвычайных ситуаций, иметь современную систему управления силами и средствами в чрезвычайных ситуациях, своевременно доводить информацию об угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций до органов исполнительной власти и населения. Иметь запас материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении или вследствие ведения военных действий.

На территории края располагается ряд промышленных объектов, относящихся к категории потенциально опасных. Количество аварийно-спасательных работ, производимых спасателями на территории Краснодарского края, постоянно растет, что говорит о важности и значимости работы спасателей. В целях решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории края увеличиваются численность спасательных отрядов и их количество. В связи с увеличением количества аварийно-спасательных отрядов соответственно растет численность личного состава, принимающего участие в аварийно-спасательных работах. Одновременно с этим повышается классная квалификация спасателей, увеличивается количество видов аварийно-спасательных работ, выполняемых ими, что ведет к повышению риска угрозы здоровью и жизни спасателей. В связи с этим увеличивается вероятность гибели спасателей или получения ими увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателей. При этом спасатели и их семьи остаются материально недостаточно обеспеченными.

В целях социальной защищенности спасателей, получивших травму при исполнении служебных обязанностей, и их семей в случае травмы или гибели спасателя Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Законом Краснодарского края от 6 апреля 2006 года N 1010-КЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусмотрено, что в случае гибели спасателя выплачивается из краевого бюджета единовременное пособие в размере 120 окладов месячного денежного содержания; в случае получения спасателем увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателя, выплачивается из краевого бюджета единовременное пособие в размере 60 окладов месячного денежного содержания.

Опыт работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф свидетельствует о том, что решение задач по снижению риска их возникновения и величины ущерба экономике и экологии, уменьшению числа жертв среди населения во многом зависит от уровня подготовки всех категорий населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности, в том числе руководящего состава и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2015 N 1287)

За период с 2010 по 2014 годы подготовка в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и ликвидации чрезвычайных ситуаций прошли должностные лица и специалисты гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения в количестве 5973 человек.

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2015 N 1287)

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития Краснодарского края.

В целях обеспечения противопожарной защиты социально значимых объектов, сельских населенных пунктов и развития материально-технической базы подразделений краевой противопожарной службы в Краснодарском крае в 2009 - 2012 годах реализовывались мероприятия в соответствии с Законом Краснодарского края от 26 декабря 2008 года N 1624-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Пожарная безопасность в Краснодарском крае на период до 2012 года".

Проводимая работа по реализации мероприятий краевой целевой программы "Пожарная безопасность в Краснодарском крае на период до 2012 года" позволила снизить пожароопасную обстановку в крае, а также:

повысить пожарную безопасность социально значимых объектов министерства образования и науки Краснодарского края, министерства здравоохранения Краснодарского края, министерства культуры Краснодарского края, министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, расположенных в сельской местности в удаленных от пожарных подразделений населенных пунктах, а также министерства физической культуры и спорта Краснодарского края, управления по делам архивов Краснодарского края;

улучшить материально-техническое обеспечение и повысить боеготовность пожарных частей противопожарной службы Краснодарского края.

Несмотря на принимаемые меры, количество пожаров в Краснодарском крае остается значительным. За период с 2006 по 2012 годы произошли более 25 тыс. пожаров, в результате которых пострадали 5061 человек (погибли 2625 человек, травмированы 2436 человек). Огнем уничтожено 3144 строения. Потери от пожаров составили более 14,8 млрд. рублей.

Анализ проводимых мероприятий в области пожарной безопасности в целом свидетельствует о недостаточной координации, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Недостаточное информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и конкретных объектов.

Важнейший показатель эффективности действий пожарной охраны - время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба), а это связано со строительством новых пожарных депо, увеличением численности краевых подразделений противопожарной службы.

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.03.2015 N 184)

В Краснодарском крае не все социально значимые объекты оснащены системами пожарной автоматики, а темпы прироста таких систем весьма низкие.

Для снижения среднего времени оперативного реагирования пожарной охраны требуется реализация комплекса мер, включающих оснащение противопожарных служб современными средствами связи для обеспечения координации их деятельности, межведомственного взаимодействия при тушении пожаров и спасении людей, строительство пожарных депо, увеличение численности краевых пожарных подразделений.

По своему географическому положению, климатическим факторам, геоморфологическому и геотектоническому строению Краснодарский край подвержен частому возникновению аномальных природных явлений. Краснодарский край является единственным регионом России, в котором зарегистрированы все проявления опасных геологических процессов: повышенная сейсмическая опасность, оползни, обвалы, селевые потоки, снежные лавины, карсты, подтопление, переработка берегов морей и рек. Проявление этих факторов в сочетании с высокой антропогенной нагрузкой приводит к природно-техногенным авариям и катастрофам.

Анализ информации о чрезвычайных ситуациях на территории Краснодарского края с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, и техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики края и, как следствие, для устойчивого развития и национальной безопасности Краснодарского края.