В Республике Саха (Якутия) развитие отрасли "Культура" происходит на основе равных прав и свобод в области культуры всех народов республики, создания условий для сохранения и развития их культур, обеспечения и укрепления единого культурного пространства страны посредством регулирования проводимой в республике государственной культурной политики и данной государственной программы.
В последние годы в республике активно развиваются и достигают высоких результатов такие направления отрасли, как театральное искусство, библиотечное дело, сохранение нематериального культурного наследия, цирковое искусство, кинопроизводство. Формируется нормативно-правовая база развития культуры. На качественно новый статус переходят учреждения художественного образования. Республика активно участвует в международном и межрегиональном культурном обмене.
На 1 января 2011 года в отрасли культуры республики существует разветвленная сеть республиканских и муниципальных учреждений культуры. В сфере театрально-зрелищного искусства действуют 16 учреждений. Культурно-досуговую деятельность населения обеспечивают 544 общедоступных клубных учреждений и 177 народных коллективов. В библиотечной системе функционируют 526 общедоступных библиотек, в том числе 3 государственные и 525 муниципальных библиотек, объединенные в 35 централизованных библиотечных систем (ЦБС). Также действуют 86 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 79 музеев, 13 киноустановок, 1 высшее учебное заведение, 4 учреждения среднего профессионального образования. В учреждениях культуры и искусства работают 11,5 тыс. человек.
Первостепенными задачами на данном этапе развития сферы культуры становятся повышение значимости и обеспечение сохранности национальных, культурных, духовных ценностей; концентрация материальных, организационных и кадровых ресурсов для поддержки и развития учреждений культуры, творческих коллективов, деятелей культуры и искусств республики; создание благоприятных условий для развития и реализации имеющегося творческого потенциала; активное внедрение современных технологий, инновационных проектов в сферу культуры. Одним из приоритетных направлений является сохранение якутского героического эпоса Олонхо - шедевра устного нематериального наследия человечества для будущих поколений.
В последние годы отмечается несомненный рост показателей деятельности культурных учреждений: стабилизировалось и увеличивается количество обучаемых детей в детских музыкальных школах, повышается посещаемость и книговыдача в библиотеках, растет посещаемость музеев, кинотеатров, театров.
Все более актуальной становится роль библиотек как информационных центров, и это предопределяет разработку и реализацию долгосрочных проектов, которые в значительной мере создают условия для внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий в библиотечной сфере.
Сохранение и развитие культурного и духовного потенциала общества направлено на предоставление равных возможностей доступа к культурным ценностям населению республики. В формировании исторической памяти и обеспечения преемственности культурно-исторического развития особое место принадлежит музеям. Благодаря государственной поддержке в области музейного дела улучшены основные показатели деятельности музеев, укрепляется материально-техническая база музеев, начата работа по включению музейного фонда республики в Государственный каталог Российской Федерации.
Вместе с тем, следует отметить ключевые проблемы отрасли. В особо сложных условиях на сегодня находятся учреждения культуры села, дальнейшее развитие которых в условиях разграничения полномочий напрямую связано с гарантированным финансированием из бюджетов разных уровней и состоянием их материально-технической базы. Муниципальные клубные учреждения, как самые востребованные учреждения культуры на селе, сегодня в большинстве своем лишены условий, необходимых для удовлетворения запросов населения и реализации своих потенциальных возможностей. Здания, эксплуатируемые с 1960 - 1970 годов, слабо оснащены современным звуковым и световым оборудованием. Экспозиции многих муниципальных музеев, установленные в 1970 - 1980-е годы, морально и технологически устаревают. Особую актуальность приобрел вопрос безопасности музейных собраний. Из 79 музеев только 5 оснащены техническими средствами охраны, 1 музей заключил договор на требуемую охрану отделами вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия).
Анализ состояния материально-технической базы кинотеатров республики показал, что более 90% кинопроекторов полностью выработали свой ресурс и подлежат списанию. Из-за высоких транспортных расходов резко сократилась гастрольная деятельность театров и концертных организаций республики по улусам, что ведет к ущемлению прав граждан на доступ к культурным ценностям. Крайне низка скорость сети Интернет в муниципальных библиотеках республики. Из-за слабой социальной защищенности и низкой заработной платы низок уровень обновления кадрового состава отрасли.
В целях обеспечения прав граждан на доступ к культурным ценностям необходимо решение этих и других проблем отрасли. Для этого предстоят принятие мер социальной защиты работников культуры, обеспечение модернизации организаций культуры и образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры, стимулирование развития новых направлений, видов и жанров искусства, творческих проектов для детской и юношеской аудитории, а также создание кинопроизведений, направленных на формирование ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам общества.
Реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры позволит создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и высококачественных услуг в сфере культуры и искусства, совершенствовать творческий потенциал жителей республики, добиться кардинальных изменений в экономическом положении отрасли, дальнейшей интеграции республики и укрепления его позитивного образа в российском и мировом культурном пространстве, а также оптимизировать и модернизировать существующие сети государственных и муниципальных учреждений.
Для разработки стратегии развития программы с целью выявления проблем был осуществлен стратегический анализ по методике SWOT.
Таблица 1
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
1. Высокий уровень потребности населения в культурной деятельности и повышении доступа к культурным благам. 2. Сохраненная разветвленная сеть государственных и муниципальных учреждений культуры республики, включая учреждения художественного образования. 3. Высокий по сравнению с другими регионами уровень компьютеризации общедоступных библиотек (по количеству библиотек, имеющих компьютеры, республика входит в первую десятку регионов России) и развитие перспективных инновационных моделей информационно-библиотечного обслуживания населения (сельские модельные библиотеки и др.) 4. Общепризнанный в Российской Федерации высокий уровень развития профессионального театрального искусства и киноиндустрии республики. 5. Богатейшие музейные собрания республики (около 170 тыс. единиц хранения), значительная часть которых - эксклюзивные экспонаты. 6. Уникальное материальное и нематериальное культурно-историческое наследие республики, многообразие культур и традиций, представленных во всех видах искусства, самобытность малочисленных народов Севера и других народов республики. 7. Признание ЮНЕСКО якутского героического эпоса Олонхо Шедевром устного и нематериального наследия человечества | 1. Несоответствие материально - технической базы современным требованиям (высокий износ зданий, автотранспорта и специализированного оборудования клубов, театров, музеев, библиотек, учебных заведений). 2. Кадровые проблемы, связанные с низким уровнем заработной платы, отсутствием перспектив решения жилищных проблем и социальных вопросов: старение кадров, отток молодых специалистов в другие сферы. 3. Незаинтересованность инвесторов и меценатов в поддержке отрасли культуры. 4. Сложность обеспечения равного доступа жителей республики к культурным благам. 5. Недостаточно эффективное использование культурного наследия в сфере развития туризма. 6. Медленный рост количества учреждений культуры, имеющих доступ к Интернету, оснащенных другими современными технологиями |
Возможности (О) | Угрозы (T) |
1. Рост основных показателей деятельности учреждений культуры. 2. Внедрение современных видов услуг, предоставляемых населению, инновационных проектов, основанных на современных технологиях. 3. Модернизация материально - технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры. 4. Эффективное использование движимого и недвижимого культурного наследия с привлечением его в развитие историко-познавательного туризма. 5. Дальнейшее развитие системы непрерывного художественного образования и закрепления кадров. 6. Улучшение социального положения работников культуры. 7. Развитие перспективных форм социального партнерства, укрепление института меценатства в сфере культуры | 1. Снижение вовлеченности каждого жителя в культурную жизнь республики и уровня духовно-культурного развития общества в целом. 2. Нехватка профессиональных кадров в учреждениях культуры. 3. Снижение качества и количества услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры. 4. Аварийное состояние учреждений культуры, угроза сохранности фондов и объектов материального культурного наследия. 5. Резкое отставание от общероссийских темпов развития культуры и искусств |
На сегодня Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) реализуется республиканская целевая программа "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года N 1766.
Целью программы были повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия) путем создания условий для духовно-нравственного развития народов республики, сохранение творческого потенциала и духовного наследия народов Якутии, обеспечение единого культурного пространства и равных возможностей доступа граждан к культурным ценностям и информации.
Достижение поставленной цели требовало решения следующих задач:
- развитие учреждений культуры и искусства республики в условиях местного самоуправления;
- стимулирование художественного творчества;
- развитие новых форм деятельности в сфере культуры;
- защита и развитие материального и духовного культурного наследия;
- создание единого информационного культурного пространства республики;
- развитие системы непрерывного образования и переподготовки специалистов культуры и искусства;