Активное преобразование сельского хозяйства, задачи модернизации агропромышленного комплекса являются приоритетными направлениями государственной политики Правительства Астраханской области.
Формирование модели устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства, сельских территорий является основной целью государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Переход России к инновационному, социально ориентированному типу развития, предусмотренный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране и обеспечении продовольственной безопасности.
На территории Астраханской области находится 420 сельских населенных пунктов, в которых постоянно проживает 338,3 тыс. человек, что составляет 33,3 процента от всего населения. Сельские территории Астраханской области обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом. Однако комплекс накопившихся проблем в социально-экономическом, экологическом и демографическом развитии села препятствует его переходу к динамичному устойчивому развитию.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области (Астраханьстат), в период между переписями населения 1989 и 2002 годов количество населенных пунктов Астраханской области сократилось на 40%. По состоянию на 01.01.2013 уровень газификации домов (квартир) сетевым газом составляет 69%, обеспеченность сельского населения питьевой водой - 52,5% и только 8% домохозяйств, находящихся в сельской местности, обеспечены центральным отоплением.
По результатам мониторинга состояния социально-трудовой сферы села в Астраханской области медицинские учреждения территориально доступны только для 43,6% сельских жителей, для 35% - частично доступны и для 10% - недоступны, учреждения культуры доступны только в отношении 40% сельского населения, для 37,4% - частично доступны и для 10% - недоступны. Объем ввода общеобразовательных учреждений в сельской местности в 2010 году составил 35% к уровню 2000 года.
Реализация комплексной целевой программы "Социальное развитие сел Астраханской области до 2013 года", утвержденной постановление Правительства Астраханской области от 23.04.2010 N 173-П, в том числе привлечение средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, развития его экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения его жилищных условий и социальной среды обитания.
За период 2003 - 2012 годов в рамках реализации мероприятий введено 103,37 тыс.кв.м жилых домов (квартир), в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 22,42 тыс. кв. м. Активно проводились мероприятия по газо- и водоснабжению сельских населенных пунктов: ввод в действие распределительных газовых сетей составил 382,13 км, локальных водопроводов - 285,74 км. Введены в действие 4 общеобразовательных учреждения (1868 ученических мест), 5 фельдшерско-акушерских пунктов и 3 спортивных сооружения (таблица 1).
Таблица 1
N | Наименование мероприятия | Ед. | Ввод в действие мощностей по годам | ||||||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | Всего 2003-2012 | |||
1. | Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе, всего | тыс. кв. м | 14,24 | 7,3 | 8,33 | 10,92 | 11,81 | 12,77 | 7,92 | 10,8 | 8,35 | 10,93 | 103,37 |
- в том чис ле молодых семей и молодых специалистов на селе | тыс. кв. м | - | - | - | 2,26 | 2,72 | 2,55 | 2,08 | 4,96 | 2,99 | 4,86 | 22,42 | |
2. | Мероприятия по развитию газификации в сельской местности: | ||||||||||||
- распределительные газовые сети | км | 20,82 | 38,08 | 19,36 | 29,19 | 31,37 | 149,05 | 40,03 | 36,1 | 12,81 | 5,32 | 382,13 | |
3. | Мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности: | ||||||||||||
- локальные водопроводы | км | 2,0 | 5,0 | - | 44,20 | 14,20 | 61,0 | 67,66 | 65 | 26,68 | - | 285,74 | |
4. | Мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности | учен. | - | - | - | - | 200 | 300 | - | 864 | 504 | - | 1868 |
5. | Мероприятия по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности, из них: | ||||||||||||
- фельдшерско-акушерские пункты | ед. | - | - | - | 2 | - | 1 | - | - | - | 2 | 5 | |
- строительство и реконструкция спортивных сооружений и площадок | ед. | - | - | - | - | 1 | - | 1 | - | 1 | 3 |
Вместе с тем, в силу допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий Астраханской области, реализация указанных мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования потенциала сельских территорий, улучшения уровня и качества жизни на селе.
Одним из ключевых преимуществ настоящей Программы является использование при ее разработке положительного опыта применения программно-целевого метода при решении социальных проблем сельского развития в рамках реализации комплексной целевой программы "Социальное развитие сёл Астраханской области до 2013 года".
Предлагаемый комплекс мероприятий Программы является одним из основных инструментов решения стратегической задачи по повышению уровня и качества жизни на селе в Астраханской области.
Результаты ее реализации позволят приблизить условия жизнедеятельности на селе к городскому уровню в Астраханской области.
В совокупности достижение к 2020 году предусмотренных Программой целевых индикаторов и показателей будет способствовать укреплению основ устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства и обеспечения агропродовольственной безопасности Астраханской области.
Повышение устойчивости социально-экономического положения сельских территорий Астраханской области во многом будет зависеть от результатов диверсификации сельской экономики на основе стимулирования развития несельскохозяйственных видов деятельности.
Кроме того, следует отметить, что основными причинами неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
В результате сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, прогрессирует миграция сельского населения в город, преобладает низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры.
Без увеличения инвестиций в жилищное строительство, объекты социальной и инженерной инфраструктуры села не удастся повысить качество жизни сельского населения Астраханской области.
Все это пагубным образом скажется на демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности.
Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городом, изменение ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода.
Использование этого метода способствует сбалансированности комплексного подхода и расстановке приоритетов, обеспечивающих оптимальнопозитивный вариант развития ситуации в социально-экономическом развитии сельских территорий и создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий Астраханской области.