ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 года N 351
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В 2014 - 2018 ГОДАХ"
(в ред. Постановлений Правительства Рязанской области
от 25.06.2014 N 174, от 15.10.2014 N 290)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании
Постановления Правительства Рязанской области от 29.10.2014 N 306.
____________________________________________________________________
Правительство Рязанской области
постановляет:
1. Утвердить государственную программу Рязанской области "Повышение инвестиционного и инновационного потенциала в 2014 - 2018 годах" согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Рязанской области О.Е.Булекова.
Губернатор Рязанской области
О.И.КОВАЛЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В 2014 - 2018 ГОДАХ"
(в ред. Постановлений Правительства Рязанской области
от 25.06.2014 N 174, от 15.10.2014 N 290)
Наименование Программы | Государственная программа Рязанской области "Повышение инвестиционного и инновационного потенциала в 2014 - 2018 годах" (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Министерство экономического развития и торговли Рязанской области (далее - Минэкономразвития Рязанской области); министерство промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области (далее - Минпром Рязанской области) |
Заказчик- координатор Программы | Минэкономразвития Рязанской области |
Разработчик Программы | Минэкономразвития Рязанской области |
Основание для разработки Программы | Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"; |
Исполнители Программы | Минэкономразвития Рязанской области; |
Цели и задачи Программы | Цели Программы: |
Целевые индикаторы | Целевыми индикаторами являются: |
Сроки и этапы реализации | 2014 - 2018 годы. Программа реализуется в один этап |
Перечень подпрограмм | Подпрограмма 1 "Повышение инвестиционного потенциала" (приложение N 1 к Программе); |
Объемы и источники финансирования | Объем средств областного бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы в 2014 - 2018 годах, составляет 1423026 тыс. руб., в том числе по годам: |
(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 25.06.2014 N 174) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Реализация Программы позволит в течение 2014 - 2018 годов достичь следующих результатов: |
(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 25.06.2014 N 174) |
Инвестиционная активность - один из решающих факторов инновационного развития и успешной модернизации экономики региона. Поэтому создание комфортных условий для инвестора, повышение инвестиционной и инновационной привлекательности региона рассматривается как приоритетное направление деятельности для региональных органов власти.
Отличительные особенности Рязанской области - выгодное географическое положение, развитая система транспортных коммуникаций и связи, высокий образовательный и квалификационный уровень рабочих и инженерно-технических кадров, большой промышленный и научный потенциал и стабильная общественно-политическая ситуация позволяют рассчитывать на особую заинтересованность регионом со стороны крупных частных инвесторов (в том числе и иностранных).
Подтверждением тому служит тот факт, что сегодня в Рязанской области осуществляют хозяйственную деятельность такие крупные российские и зарубежные компании, как "Евроцемент", "Базэлцемент", "Гардиан Индастриз Корпорейтед", "Яндекс", "Аутомотив Лайтинг", группа компаний "Технониколь", торговые сети "Метро Кэш энд Кэрри", "Зельгрос Кэш энд Кэрри", "Гиперглобус" и другие.
В 2012 году в экономику Рязанской области вложено 66,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. По сравнению с 2011 годом объем инвестиций увеличился на 21,2%.
Из общего объема инвестиций 52,5% составили инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства, 35,2% - в здания и сооружения.
Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являлись привлеченные средства (51%), за счет собственных средств формировалось 49% инвестиций в основной капитал.
Значительный объем инвестиций в основной капитал направлен на развитие следующих видов экономической деятельности: обрабатывающих производств (43,4%), в том числе производство нефтепродуктов (23,9%); транспорта и связи (19,2%); производства, передачи и распределения электроэнергии, газа и воды (10%); производство прочих неметаллических минеральных продуктов (9,4%); производство пищевых продуктов (4,7%); сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (6,2%); образования (4,1%); строительства (3,8%).
Состояние инвестиционной сферы Рязанской области в последние годы характеризуется низкими показателями по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. По данным официальной статистики, по объему инвестиций в основной капитал в 2011 году Рязанская область занимала 14 место среди 18 регионов Центрального федерального округа и 53 место среди субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" предусмотрено принять меры, направленные на увеличение объема инвестиций до 25% внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27% - к 2018 году. На протяжении последних 5 лет динамика доли объема инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте носила нестабильный характер, снизившись в 2010 году до 22,7%. В связи с этим по итогам 2010 года Рязанская область заняла 14 место в Центральном федеральном округе.
В рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Повышение инвестиционного потенциала Рязанской области в 2012 - 2014 годах" в 2012 году был достигнут бюджетный и социальный эффект: заключено 4 инвестиционных соглашения, суммарный объем привлеченных инвестиций по которым составил около 9 млрд. руб.; налоговые поступления в областной бюджет в период господдержки ожидаются в размере 2,2 млрд. руб., общее количество создаваемых рабочих мест - более 500. В то же время следует отметить, что по итогам 2012 года не удалось выйти на запланированный объем инвестиций в основной капитал в размере 68,6 млрд. руб., фактически данный показатель составил 66,4 млрд. руб. (96,8% от запланированного).
Несмотря на положительные изменения в инвестиционной сфере в 2012 году, необходимо сохранить наращивание объемов инвестиций в основной капитал и увеличить приток иностранных инвестиций.
В этих целях следует направить все усилия на формирование инвестиционно-привлекательного имиджа региона и благоприятной административной среды.
Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации (12.12.2012) и на заседании Государственного совета "О повышении инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создании благоприятных условий для развития бизнеса" (27.12.2012) отметил, что нужно показать инвестору потенциал наших регионов; он должен четко видеть, как будет идти развитие инфраструктуры, какие меры государственной поддержки, какие льготы доступны в том или ином субъекте Федерации; где планируется развивать промышленные кластеры; какие кадры будут готовить образовательные центры для реализации предлагаемых проектов.
Немаловажным фактором, влияющим на привлечение инвестиций, является прогрессивное региональное инвестиционное законодательство. В Рязанской области создана нормативная правовая база, предусматривающая широкий спектр поддержки инвестиционной деятельности, в том числе: льготное налогообложение, льгота по арендным платежам, предоставление субсидий, государственных гарантий Рязанской области.
Вместе с тем, постоянно меняющиеся условия развития экономики Рязанской области требуют соответствия инвестиционного законодательства современным экономическим реалиям. Поэтому совершенствование нормативного обеспечения инвестиционной деятельности в регионе остается одной из ключевых задач.
Следует отметить недостаточный уровень инвестиционной привлекательности Рязанской области в сравнении с другими регионами Российской Федерации.
Так, по результатам последнего исследования инвестиционной привлекательности регионов России, ежегодно проводимого журналом "Эксперт" совместно с рейтинговым агентством "Эксперт-РА", по итогам 2011 - 2012 годов Рязанская область занимала 53 место по инвестиционному потенциалу. Также остается высокий уровень финансового (50 место) и экономического (46) риска. Инвестиционный рейтинг Рязанской области за 2012 год остался на том же уровне и характеризовался как "пониженный потенциал - умеренный риск".
Анализ инвестиционной активности показывает, что в настоящее время для инвесторов ключевым фактором принятия решения о приходе в регион становится наличие готовой площадки, оборудованной необходимой инфраструктурой.
В целях активизации работы в этом направлении в Программе предусмотрены мероприятия, позволяющие обеспечить земельные участки необходимой инженерной, транспортной и энергетической инфраструктурой.
Разработанный комплекс мероприятий, направленных на формирование инвестиционных площадок, промышленных зон и индустриальных парков, развитие внешнеэкономических связей Рязанской области, презентационной и выставочной деятельности на территории Российской Федерации и за рубежом, расширение рынков сбыта товаров, услуг, работ хозяйствующих субъектов, будет способствовать расширению торгово-экономического сотрудничества и привлечению в регион российских и иностранных инвесторов.
Основная задача региональной научно-технической политики - обеспечить концентрацию ресурсов для развития приоритетных направлений экономики, создать условия для стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Повышение эффективности региональной экономики с помощью инноваций в традиционных для Рязанской области отраслях необходимо сделать одним из важнейших региональных приоритетов.
Инновационная экономика должна стать условием для повышения конкурентоспособности всех ее отраслей.
При этом на протяжении двух последних десятилетий в Рязанской области произошло существенное снижение активности научно-технической и инновационной деятельности. Ряд крупных научных и промышленных предприятий прекратили свое существование.
Уменьшилось число организаций, выполняющих исследования и разработки, а также снизилась численность работников научно-исследовательских организаций и конструкторских подразделений промышленных предприятий:
Показатель | 1990 год | 1995 год | 2000 год | 2009 год | 2010 год | 2012 год |
Количество организаций, ед. | 44 | 30 | 18 | 15 | 16 | 17 |
Количество работников, чел. | 19424 | 6212 | 3637 | 3064 | 2332 | 2350 |
Снизилась оплата труда высококвалифицированных специалистов на предприятиях, преподавателей высших учебных заведений. Это привело к значительному уменьшению притока молодежи в науку и производство - средний возраст специалистов предприятий Рязанской области в настоящее время превышает 50 лет. Исчезают научные школы, нарушается профессиональная преемственность между поколениями разработчиков, что закладывает негативную основу для долговременной деградации научно-технической сферы.
Состояние научно-технического комплекса Рязанской области характеризуется более низкими показателями, чем в целом по стране. Анализ информации, приведенной в сборнике федеральной службы государственной статистики, показывает, что по итогам 2010 года Рязанская область по показателям, характеризующим инновационную активность предприятий, занимала 9 - 10 место в Центральном федеральном округе. В рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации, подготовленном Научно-исследовательским университетом "Высшая школа экономики", Рязанская область по итогам 2010 года заняла 71 место в Российской Федерации.
При этом в Рязанской области сохранен дееспособный научно-производственный потенциал, который позволяет разрабатывать и выпускать высокотехнологичную продукцию (радиолокационное оборудование, газоразрядные приборы, солнечные энергетические установки, устройства радиосвязи, информационно-телекоммуникационные системы и др.).
В 2012 году на территории Рязанской области действовало 17 средних и крупных организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Успешно действуют научные подразделения на ряде промышленных предприятий: ОАО "Государственный Рязанский приборный завод", ОАО "Рязанский радиозавод", ОАО "Завод металлокерамических приборов", ОАО "Завод "Красное знамя".
Научно-исследовательские работы выполняются в 5 государственных высших учебных заведениях г. Рязани.
Существует развитая сеть высших, среднетехнических и профессионально-технических учебных заведений, способных обеспечивать предприятия Рязанской области высококвалифицированными кадрами.
В Рязанской области зарегистрировано более 50 малых и средних предприятий технико-внедренческого и производственного типа. Однако развитие инновационного предпринимательства сдерживается недостатком у предприятий стартовых средств для приобретения оборудования и организации собственного производства, отсутствием государственной поддержки в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на российский рынок.
Таким образом, Рязанская область, обладая достаточно высоким научно-техническим потенциалом, заметно отстает в уровне инновационного развития даже от соседних регионов России.
Перелом негативных тенденций, сложившихся в научно-производственном комплексе Рязанской области, невозможно осуществить за счет разнонаправленных усилий исполнительных органов государственной власти Рязанской области, научных институтов и компаний. Для кардинального изменения ситуации необходим системный подход к решению данной проблемы, способный обеспечить необходимую координацию усилий исполнительных органов государственной власти Рязанской области, вузов, научно-исследовательских организаций, предприятий промышленности и бизнеса.
Такой подход возможен только при наличии последовательной государственной поддержки, обеспечивающей создание благоприятных условий для инновационной деятельности на территории Рязанской области, продвижения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики.
В результате реализации долгосрочной целевой программы "Научно-техническое и инновационное развитие Рязанской области на 2012 - 2014 годы" в 2012 году было проведено более 20 информационно-образовательных и обучающих мероприятий по различным аспектам инновационной деятельности, в которых приняли участие не менее 300 человек; в региональных конкурсах инновационных проектов, проводимых по программе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере "УМНИК", признаны победителями 22 молодых ученых Рязанской области; создано 5 инновационных предприятий.
Однако в полной мере цель программы достигнута не была, в связи с чем возникла необходимость разработки данной Программы.
Цели Программы:
- активизация инвестиционной деятельности на территории Рязанской области;