ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 года N 345
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Рязанской области
от 29.05.2014 N 143, от 26.11.2014 N 342,
от 22.12.2014 N 395)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании
Постановления Правительства Рязанской области от 29.10.2014 N 316.
____________________________________________________________________
Правительство Рязанской области
постановляет:
1. Утвердить государственную программу Рязанской области "Развитие культуры на 2014 - 2020 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области Е.Г.Цареву.
Губернатор Рязанской области
О.И.КОВАЛЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Рязанской области
от 29.05.2014 N 143, от 26.11.2014 N 342,
от 22.12.2014 N 395)
Наименование Программы | Государственная программа Рязанской области "Развитие культуры на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Министерство культуры и туризма Рязанской области |
Разработчик Программы | Министерство культуры и туризма Рязанской области (далее - Минкультуры) |
Основание для разработки Программы | Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1, |
Исполнители Программы | Минкультуры; |
Цель и задачи | Целью Программы является обеспечение конституционного права населения Рязанской области на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества в сфере культуры. |
Целевые индикаторы | Целевыми индикаторами Программы являются: |
(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 29.05.2014 N 143) | |
Сроки и этапы реализации | 2014 - 2020 годы. |
"Объемы и источники финансирования | Объем финансирования Программы составляет 7223991,876 тыс. руб., в том числе: |
(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 22.12.2014 N 395) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Реализация Программы позволит к концу 2020 года достичь следующих результатов по сравнению с базовым 2012 годом: |
(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 29.05.2014 N 143) |
Рязанская область обладает богатым историко-культурным потенциалом. Историческое прошлое региона, выдающиеся люди Рязанского края, сложившиеся культурные традиции дают основу развития культуры в современных условиях.
Выделяются следующие проблемы в сфере культуры, решение которых будет осуществлено путем реализации Программы:
1. Проблема сохранения объектов культурного наследия.
Эта проблема всегда была актуальной, но сейчас она стоит особенно остро.
Комплекс историко-культурного наследия - это особый и очень важный ресурс социально-экономического развития страны. Сохранение и популяризация историко-культурного наследия является не только залогом туристской привлекательности как России в целом, так и каждого региона в частности, но и основой возрождения духовности, патриотизма, любви к Отечеству. Объекты культурного наследия включены во многие социальные процессы и являются источником духовного обогащения.
В настоящее время на территории Рязанской области осуществляется государственная охрана 858 объектов культурного наследия, из них 189 - федерального значения, 324 - регионального значения, 15 - местного (муниципального) значения, 330 - в списках выявленных.
В области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Рязанской области можно выделить следующие основные проблемы:
а) критическое состояние многих памятников.
Лишь 50% памятников (264 объекта) Рязанской области находятся в удовлетворительном состоянии и активно используются. Используются, но находятся в неудовлетворительном состоянии 30% (158 объектов) и 20% (106 объектов) не используются, находятся в аварийном или руинированном состоянии;
б) высокая степень амортизации значительного числа зданий, что приводит к возникновению реальной угрозы их утраты;
в) несоответствие условий содержания и использования зданий, памятников современным санитарно-гигиеническим и эксплуатационным требованиям;
г) процессы естественного старения объектов культурного наследия в значительной степени ускоряются в результате неблагоприятных климатических условий (длительность залегания снега и льда, высокая влажность и загазованность атмосферы, стихийные бедствия - паводки, подтопления, оползни) и отсутствия должной защиты зданий-памятников и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и конструкции и др.;
д) утрата своеобразия историко-архитектурного облика в связи с интенсивным хозяйственным освоением исторических территорий.
Изменение экономической ситуации в стране в последние годы, появление на строительном рынке огромного числа инвесторов привели к значительному увеличению хозяйственной активности, масштабному новому строительству.
Градостроительная деятельность, осуществляемая на протяжении последних лет при отсутствии утвержденных границ зон охраны и без точно определенных границ территорий памятников, привела к утратам культурной ценности территорий.
Современная практика свидетельствует о том, что в настоящее время установление зон охраны объектов культурного наследия, требований к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон является одним из основных инструментов обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической градостроительной и (или) природной среде.
Практически у всех объектов культурного наследия, за исключением находящихся в городе Рязани и ГАУК РО "Государственный музей-заповедник С.А.Есенина", отсутствуют зоны охраны. Однако и существующие проекты зон охраны требуют корректировки;
е) остается нерешенной проблема регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр).
В настоящее время в реестр внесен только один объект культурного наследия Рязанской области.
В свою очередь, отсутствие правоустанавливающих документов на объекты культурного наследия препятствует органу государственной охраны осуществлять полноценные контрольно-надзорные мероприятия, направленные на выявление, пресечение, предупреждение и профилактику случаев нарушений законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия.
2. Проблемы в области искусства и народного творчества Рязанской области.
В Рязанской области наблюдается рост числа мероприятий, проведенных областными театрально-зрелищными учреждениями, с 873 в 2008 году до 1058 в 2011 году. К 2015 году планируется увеличение количества посещений спектаклей и концертов до 281 на 1000 человек населения области, а к 2020 году - до 286.
Однако среднее количество зрителей на одном спектакле в театрах Рязанской области - 168 человек, значительно ниже среднего показателя по стране.
Особое значение имеет государственная поддержка гастрольной деятельности (в том числе участие театров в федеральных проектах и программах), а также укрепление материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений Рязанской области, на площадках которых показываются выездные спектакли профессиональных театров. Эти площадки сегодня не отвечают современным требованиям к сценическому показу по техническому оснащению и уровню зрительского комфорта.
На данный момент необходимы полный мониторинг площадок для сценического показа Рязанской области, их ремонт, реконструкция (с учетом требований к противопожарному состоянию, санитарным нормам, необходимости создания безбарьерной среды для инвалидов), современное оснащение за счет текущего финансирования, средств региональных и муниципальных целевых программ, внебюджетных источников.
Рязанская область - уникальный заповедник народной культуры, народно-поэтических традиций, художественных промыслов и ремесел. Сохранение, возрождение и развитие самобытной культуры, народных промыслов, традиционного жизненного уклада, этнографического материала - вот одно из важнейших направлений деятельности клубных учреждений области.
Учреждение культурно-досугового типа - центр социально-культурной жизни сельского поселения, муниципального образования. Его деятельность по приобщению населения к культуре остается самой массовой, традиционной, демократичной, доступной.
В Рязанской области работают 689 клубных учреждений. В этих учреждениях культуры действуют почти 4 тысячи клубных формирований с числом участников более 50 тысяч человек. Это - хоровые, хореографические, театральные коллективы, оркестры народных инструментов, духовые оркестры, фольклорные коллективы, коллективы изобразительного искусства, коллективы, занимающиеся народными промыслами, кинофотостудии.
Из общего числа клубных формирований в области насчитывается 840 любительских объединений и клубов по интересам, с числом участников 14678 человек.
3. Проблемы в области библиотечного дела.
Библиотечная сеть Рязанской области насчитывает 676 библиотек: 3 государственные и 673 муниципальные библиотеки, из них 557 расположены в сельской местности. Ежегодно их посещают более 4 млн. человек, книговыдача составляет свыше 11 млн. экземпляров. Охвачено библиотечным обслуживанием в настоящее время 43% населения.
Ежегодно библиотеки области ведут работу, содействующую повышению их социальной и коммуникативной функции, роли в развитии культурной, образовательной, информационной инфраструктуры региона. Но наряду с определенными достижениями существует ряд проблем, сдерживающих их дальнейшее развитие:
1) недостаточные темпы информатизации библиотек.
Данный вопрос чрезвычайно актуален в связи с формированием единого российского информационного пространства. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 8 июля 2010 года региональные и муниципальные публичные библиотеки должны быть обеспечены компьютерным оборудованием и программным обеспечением, широкополосным подключением их к сети Интернет, в том числе для доступа к национальному библиотечному ресурсу, к 1 июля 2012 года.
В настоящее время в Рязанской области имеют компьютерное оборудование 183 библиотеки (27,1%), доступ к сети Интернет - 164 библиотеки (24,3%);
2) неудовлетворительное состояние фондов большинства библиотек региона.
На текущий момент в Рязанской области книгообеспеченность на 1 жителя в среднем составляет 5,8 экз., по муниципальным районам - 4,6. Норматив - 6 экз.
Обновляемость фонда в среднем по библиотекам области составляет 3,18%. Норматив обновляемости - 5% в год.
Ежегодно объем книжных фондов библиотек области уменьшается на 100 - 300 экземпляров. В муниципальных библиотеках на 400 - 500 экземпляров.
Главная причина такого положения с книжными фондами - очень низкий уровень финансирования. Приток изданий в фонды библиотек муниципалитетов осуществляется в основном за счет федеральных трансфертов;
3) сохранение библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны.
Данное направление - один из приоритетов государственной политики в области развития библиотечного дела.
Реализуемая с 1998 года Концепция национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации впервые позволила системно подойти к решению дорогостоящей задачи сохранения библиотечных фондов и дала реальные результаты. Однако ее успешная реализация не может кардинально изменить общую ситуацию с сохранностью библиотечных фондов в России. При нынешних объемах финансирования работа в данном направлении будет осуществляться десятилетиями. За это время погибнут многие книжные ценности и носители информации, которых общество лишится навсегда;
4) неудовлетворительное состояние материально-технической базы библиотек.
Большинство зданий и помещений библиотек области не отвечает современным требованиям к обслуживанию читателей и к хранению фондов. Из 676 учреждений требуют капитального ремонта 38, находятся в аварийном состоянии 2.
Региональные и муниципальные библиотеки испытывают острый недостаток площадей, что ведет к "штабелированию" и порче фондов. Это делает их недоступными для читателей, увеличивает количество отказов на выдачу литературы.
Большинство библиотек (68%) не оборудовано пожарной (охранной) сигнализацией. В этих учреждениях существует опасность утраты библиотечного фонда и угрозы для пребывания людей, особенно в крупных библиотеках, отличающихся массовым посещением;
5) старение библиотечных кадров и невысокий уровень их профессиональной подготовки.
4. Проблемы в области музейного дела.
В Рязанской области музейная сеть представлена 1 федеральным, 5 областными и 22 муниципальными музеями, которые являются важнейшими культурно-просветительскими, научно-образовательными центрами.
В своих фондах музеи хранят более 373 тысяч единиц музейных предметов основного фонда, из них 11% публично представлены в экспозициях и выставках.
Рязанская область, как и подавляющее большинство субъектов Российской Федерации, в настоящее время остро нуждается в расширении фондовых площадей музеев. Условия хранения музейных предметов часто неудовлетворительные. Нет специально построенных, оснащенных современным оборудованием фондохранилищ (депозитариев). Все музейные ценности хранятся в приспособленных помещениях, в которых трудно обеспечить нормы температурно-влажностного, пылевого, светового и биологического режимов хранения. Скученность приводит к бессистемности в распределении культурных ценностей, ошибкам в учете, разрушению и утрате экспонатов. Только три государственных музея оснащены системами видеонаблюдения и один - системой автоматического пожаротушения. Муниципальные музеи оснащены охранно-пожарной сигнализацией, но она требует модернизации, особенно охранная сигнализация.