Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы Республики Тыва и ее территориальных подсистем.
Совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных организаций и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг составляет систему оценки качества образования.
В целях формирования системы оценки качества образования в республике в 2008 году постановлением Правительства Республики Тыва от 25 июня 2008 г. N 388 была утверждена Система оценки качества образования Республики Тыва, целью создания которой являлось введение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных организаций и их систем, качества образовательных программ, результаты которой способствуют повышению качества ведения образовательного процесса, деятельности учителя.
Для обеспечения организационного содержательного единства национальной системы оценки качества образования на региональном уровне создан Институт оценки качества образования на базе Центра мониторинга и аттестации Министерства образования и науки Республики Тыва. Институтом оценки качества образования осуществляется единый региональный мониторинг качества образования (ЕРМКО), единый государственный экзамен (ЕГЭ).
В настоящее время одной из проблем является недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений, реализуемых на региональном уровне системы образования, с помощью которых можно учесть влияние на результаты деятельности образовательных организаций и педагогов.
Совершенствование контроля и управления качеством образования является одним из актуальных направлений модернизации системы российского образования.
В одобренных Правительством Российской Федерации приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации отмечается, что необходимо сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ.
В связи с этим необходимы разработка и внедрение региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) в соответствии с требованиями, обеспечивающими единство образовательного пространства, т.е. систему, включающую:
- механизм внешней оценки качества образования на 6 уровнях образования (дошкольное образование, общее (начальное, основное и среднее) образование, дополнительное и профессиональное образование);
- мониторинговые исследования на муниципальном и региональном уровнях и участие во всероссийских сопоставительных исследованиях образовательных достижений обучающихся;
- механизм оценки качества образования образовательных организаций;
- осуществление действующих и апробируемых государственных итоговых аттестационных процедур (ГИА, ЕГЭ и др.);
- функционирование органов коллегиального управления с участием общественности (родители, работодатели) в образовательных организациях.
Чтобы обеспечить информационную прозрачность в системе образования и отдельных организаций, все образовательные организации должны обеспечивать доступность для потребителей информации о своей деятельности через официальные сайты.