ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2008 года N 388
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
(в редакции постановлений Правительства РТ от 05.05.2009 N 192, от 05.04.2012 N 148, от 17.09.2015 N 440)
В целях развития в Республике Тыва качественного образования, в соответствии с требованиями инновационного развития экономики Правительство Республики Тыва постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства РТ от 05.04.2012 N 148)
1. Утвердить прилагаемую Систему оценки качества образования Республики Тыва.
2 - 3. Утратили силу. - Постановление Правительства РТ от 05.05.2009 N 192.
4. Опубликовать настоящее постановление в газетах "Тувинская правда" и "Шын".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управление по реализации приоритетных национальных проектов Аппарата Правительства Республики Тыва.
Первый зам. Председателя Правительства
Республики Тыва
Ш.ИРГИТ
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
(в редакции Постановления Правительства РТ от 17.09.2015 N 440)
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Оценка качества - это оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы Республики Тыва и ее территориальных подсистем.
Система оценки качества образования Республики Тыва (далее - СОКО РТ) есть совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных организаций и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
Объектом СОКО РТ является система образования Республики Тыва, отражающая интересы всех субъектов, прямо или косвенно заинтересованных в эффективной деятельности системы образования и ее различных подструктур.
Предметом СОКО РТ являются основные принципы, нормы, содержание и механизмы системы оценки качества образования.
Цель СОКО РТ - введение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой способствуют повышению качества ведения образовательного процесса, деятельности учителя, повышению его квалификации и стимулированию в рамках оплаты труда за конечный результат.
Создание СОКО РТ способствует:
- обеспечению единого образовательного пространства;
- повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
- обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные организации;
- индивидуализации образования, развитию академической мобильности;
- созданию инструментов общественного участия в управлении социально-образовательной средой;
- принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней.
СОКО РТ обеспечивает выполнение функции внешней оценки результатов образования. В создании СОКО РТ заинтересована и сама система образования как в инструменте самоорганизации и адаптации к потребностям общества.
В основу системы положены следующие основные принципы:
- развитие СОКО РТ как системы внешней государственно-общественной оценки; приоритет внешней оценки качества образования над внутренней;
- открытость информации о механизмах, процедурах и результатах оценки в рамках действующего законодательства;
- прозрачность процедур и результатов, нормативный характер формирования и развития СОКО РТ;
- функциональное единство СОКО РТ на различных уровнях при возможном разнообразии организационно-технических решений;
- применение научно обоснованного, стандартизированного и технологичного инструментария оценки;
- разделение информационно-диагностической и экспертно-аналитических функций (соответственно сбора и интерпретации информации о качестве образования) в рамках СОКО РТ;
- системно-целевая направленность формирования информационных ресурсов СОКО РТ на всех уровнях.
Исходя из целей объекты оценки СОКО РТ представлены следующими основными элементами:
- образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты);
- образовательные организации и их системы (органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий;
- образовательная деятельность учителей;
- индивидуальные образовательные достижения обучающихся.
Потребители результатов деятельности СОКО РТ: государственные органы власти, сеть образовательных организаций и органы управления образованием, общественные структуры, предприятия, организации, граждане, заинтересованные в использовании СОКО РТ как источника объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг и результативности бюджетирования системы образования.
1. Процедуры оценивания направлены на установление объективного соответствия фактического состояния образования государственным требованиям относительно качества результатов обучения, воспитания и здоровья, а также условиям и средствам реализации образовательных программ. Процедуры оценивания имеют государственно-общественную основу, учитывают видовую специфику образовательных организаций и осуществляются на внутреннем (самооценка) и внешнем уровнях.
1.1. Государственные структуры, органы власти. Интересы государства понимаются в связи с его ответственностью за реализацию конституционных прав граждан, обеспечение социальной стабильности и конкурентоспособности российской экономики.
1.2. Производство. Для производственных систем принципиальными являются следующие критерии оценки:
- удовлетворенность качеством образованности выпускников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, их квалификацией;
- удовлетворенность количеством и качеством выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по отраслям, профессиям, специальностям и направлениям;
- снижение издержек на переобучение персонала.
1.3. Общество. С позиций интересов общества принципиальными являются следующие критерии оценки:
- уровень образованности населения, в том числе профессиональной;
- доступность образования для каждого жителя республики, муниципальных образований (финансовая, территориальная и т.д.) по всем уровням образования;
- влияние республиканской системы образования на занятость населения, уровень валового внутреннего продукта, развитие гражданского общества, снижение социальной напряженности, количество правонарушений и другие.
1.4. Личность (в том числе родители). Создание механизмов оценки качества образования населением - так называемый "внешний мониторинг качества" образования - удовлетворенность/неудовлетворенность получаемым или полученным образованием, в частности:
- уровнем образовательной программы и качеством обучения;
- условиями обучения - комфортность, личная безопасность обучающихся и другие;
- уровнем капитализации полученного общего и профессионального образования, выражающимся в повышении личных доходов, социального статуса человека.
2. Оценка образовательных программ осуществляется с точки зрения их социальной, экономической и территориальной целесообразности.
Оценка образовательных организаций со стороны органов управления образованием. Сущность подхода, используемого в оценке деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе и инновационные образовательные программы, состоит в следующем - образовательная организация оценивается в зависимости от того, как она:
- понимает затруднения собственной практики обучения, воспитания, управления;
- принимает реальные цели относительно предмета преобразований;
- действует по изменению конкретных ситуаций.
3. Диагностика эффективности управления образовательной организацией включает в себя следующие компоненты: параметры, критерии, индикаторы, экспертные суждения, шкалу оценивания, коэффициент эффективности.
Параметры указывают на объект изменений. Критерии обеспечивают возможность наблюдать за изменениями. Индикаторы указывают на предмет преобразований. Экспертные суждения обеспечивают возможность оценивать уровень рассогласования между целями образовательной организации и достигнутыми результатами. Шкала оценивания позволяет производить оценивание в баллах. Коэффициент эффективности позволяет производить оценивание в процентах.
4. Оценка индивидуальных достижений обучающихся. Система оценивания учащихся включает традиционно принятую систему отметок процедуры оценивания, характеризующей собственно деятельность учения каждого учащегося (стиль учения), и перечень "Умения продуктивного учения", включающий в себя три матрицы (за основу взят международный проект по оцениванию "PIZA"):
1) первая матрица для оценки формально-логических умений, необходимых для осуществления продуктивного учения, включающая семь типов умений:
умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами различной природы;
умение структурировать (упорядочивать) различные факты;
умение выполнять различные алгоритмизированные предписания;
умение переносить (использовать) известные алгоритмизированные процедуры в различные предметные области, жизненную практику;
умение обозначать проблему на языке противоречий;
умение кодировать (декодировать) информацию;
умение реально оценивать возможности формально-логических процедур (алгоритмов);
2) вторая матрица для оценки эмоционально-волевых умений, необходимых для осуществления продуктивного учения, включающая семь типов умений:
умение осуществлять ответственный выбор в учебном процессе;
умение удерживать внимание на поставленной задаче;
умение объяснять достигнутые результаты;
умение поддерживать положительный настрой;
умение бороться с негативными эмоциями;
умение оформлять ожидаемые результаты в учении;
умение поддерживать собственный интерес к учению;
3) третья матрица для оценки исследовательско-регулирующих умений, необходимых для осуществления продуктивного учения, включающая семь типов умений:
умение составлять и вносить изменения в план собственных действий;
умение оформлять проблемные вопросы;
умение подтверждать свою точку зрения аргументами;
умение сравнивать достигнутый результат с поставленной целью;