ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2013 года N 507
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗНЫЕ ДЕТИ - РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ"
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 23.06.2014 N 259)
В соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 8 июля 2013 года N 315 "О государственных программах Курганской области" Правительство Курганской области
постановляет:
1. Утвердить государственную Программу Курганской области "Разные дети - равные возможности" согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Признать утратившими силу:
1) Постановление Правительства Курганской области от 23 октября 2012 года N 501 "О целевой Программе Курганской области "Разные дети - равные возможности" на 2012 - 2014 годы";
3. Опубликовать настоящее Постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике.
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗНЫЕ ДЕТИ - РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ"
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 23.06.2014 N 259)
Наименование: | государственная Программа Курганской области "Разные дети - равные возможности" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель: | Департамент здравоохранения Курганской области |
Соисполнители: | Главное управление социальной защиты населения Курганской области; Главное управление образования Курганской области; Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области; государственные учреждения здравоохранения, находящиеся в ведении Курганской области (по согласованию); государственные учреждения социальной защиты населения, находящиеся в ведении Курганской области (по согласованию); государственные образовательные организации, находящиеся в ведении Курганской области (по согласованию); Администрация города Кургана (по согласованию); муниципальные образовательные организации (по согласованию) |
Цели: | предупреждение и снижение уровня детской инвалидности; повышение доступности и качества медико-социальной реабилитации детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе в раннем возрасте; улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; рост толерантного отношения к детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами в обществе |
Задачи: | внедрение новых методов профилактики детской инвалидности и медико-социальной реабилитации детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе в раннем возрасте; создание условий для повышения доступности и качества медико-социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; создание условий для повышения социализации детей-инвалидов, интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников; подготовка детей-инвалидов к возможной для них трудовой деятельности; повышение информированности населения о необходимости поддержки детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, толерантного отношения к ним |
Целевые индикаторы: | удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов (процент); удельный вес детей до трех лет с ограниченными возможностями здоровья, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей до трех лет с ограниченными возможностями здоровья (процент); удельный вес детей-инвалидов, систематически занимающихся физической культурой, спортом, творчеством, в общей численности детей-инвалидов (процент); удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, в общей численности детей-инвалидов (процент); удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания, службы "Домашний помощник", "Социальное такси") на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-инвалидами (процент); количество трудоустроенных родителей (одного из родителей), воспитывающих детей-инвалидов (человек); число привлеченных некоммерческих организаций (по согласованию) к решению проблем детей-инвалидов (единица); численность волонтеров (по согласованию), оказывающих услуги детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами (человек); первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) (случай на 10 тысяч детей); удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги службы сопровождения в государственных учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области (по согласованию) (процент); удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги по медицинской профессиональной ориентации и врачебной профессиональной консультации при получении образования и выборе профессии (процент) |
Срок реализации: | мероприятия Программы реализуются в течение 2014 года |
Объемы бюджетных ассигнований: | общий объем бюджетного финансирования на реализацию Программы составит 26 583,2 тысячи рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 12 180,0 тысячи рублей; за счет средств местного бюджета города Кургана (по согласованию) - 5 830,0 тысячи рублей. Планируется привлечение внебюджетных средств за счет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд) (по согласованию), - 8 573,2 тысячи рублей |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 23.06.2014 N 259) | |
Ожидаемые результаты реализации: | снижение показателей детской инвалидности; повышение доступности и качества медицинской помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья; повышение качества реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных учреждениях; обеспечение потребности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в социальном обслуживании и социальной поддержке; снижение показателей заболеваемости и улучшение показателей здоровья детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, максимальное развитие их реабилитационного потенциала; повышение уровня психического, интеллектуального, эмоционального, социального развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; увеличение числа детей-инвалидов, имеющих достаточный адаптационный потенциал для жизни в обществе; повышение социального статуса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, повышение уровня и качества их жизни; формирование открытого и дружественного отношения общества к детям-инвалидам; преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, повышение уровня интеграции детей-инвалидов в общество здоровых сверстников; формирование условий для создания новых рабочих мест |
Численность инвалидов в Российской Федерации на 1 января 2013 года составляет более 10 миллионов человек (7,0 процента населения) и продолжает расти. В Курганской области проживает более 81 000 инвалидов, из них более 3 000 - дети.
Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Практика показывает, что дети, имеющие проблемы со здоровьем, не могут адекватно сделать выбор профиля обучения. Некоторые из них вообще лишены возможности определить свою будущую профессию и нуждаются в развитии специфических навыков. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества дополнительных мер.
Противоречие между декларированием предоставления равных прав и возможностей обучения и воспитания детям-инвалидам и их практическим внедрением в жизнь приводит к тому, что такие дети сложно адаптируются в жизненном и образовательном пространстве. Возникающие в такой ситуации проблемы способны повлечь за собой тяжелые последствия для молодой формирующейся личности, породить чувство собственной неполноценности, ущербности.
Среди наиболее волнующих и актуальных проблем можно выделить такие, как воспитание и получение качественного образования, повышение культурного уровня, сохранение здоровья, выбор и получение профессии, адекватной здоровью, дальнейшее трудоустройство на рынке труда.
Из-за своей патологии подростки-инвалиды с ограниченными возможностями здоровья имеют крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеют вообще. В условиях Российской Федерации барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны.
Ближайшим окружением детей-инвалидов, как правило, является семья. Во многих семьях существует проблема, когда один или оба родителя не работают. Одной из причин является невозможность работы полный рабочий день, частые отъезды по причине лечения и реабилитации ребенка-инвалида. Одной из мер, направленных на решение трудовой занятости семей с детьми-инвалидами, а в дальнейшем и самого ребенка-инвалида, является открытие собственного дела. Освоение навыков предпринимательской деятельности позволит некоторым семьям с детьми-инвалидами открыть собственное дело, создать рабочие места для семей с детьми-инвалидами.
Решение проблем детей-инвалидов в Курганской области осуществляется целенаправленно с применением программно-целевого метода с 2001 года.
За период с 2001 по 2011 год удалось организовать деятельность реабилитационных центров, что способствовало созданию реабилитационной инфраструктуры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Реализованы мероприятия по совершенствованию профилактической работы по предупреждению детской инвалидности в части совершенствования методов дородовой диагностики детской инвалидности в учреждениях здравоохранения и укреплению материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов на территории Курганской области.
Оказано содействие по ресурсному обеспечению специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья в целях проведения комплексной реабилитации детей-инвалидов, по внедрению современных технологий в комплексную реабилитацию и по обеспечению территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Курганской области ежегодно осуществляется мониторинг положения детей-инвалидов, актуализируется региональный банк данных о детях-инвалидах.
Вопросами реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов занимаются 5 учреждений социального обслуживания населения, в том числе 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, 1 отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья с дневным и круглосуточным пребыванием, Государственное бюджетное учреждение "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и Государственное бюджетное учреждение "Сумкинский дом-интернат".
Ежегодно курс медико-социальной реабилитации в реабилитационных центрах проходит более 2500 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе около 1000 детей-инвалидов.
Учреждениями социального обслуживания семьи и детей разрабатываются и внедряются инновационные социальные технологии, способствующие реализации реабилитационных мероприятий детей-инвалидов.
Так, с 2010 года в Государственном бюджетном учреждении "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" внедрена технология "иппотерапия" для детей, страдающих детским церебральным параличом.
В Государственном бюджетном учреждении "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - Центр) действуют технологии комплексной реабилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в системе "мать - дитя", комплексной реабилитации детей дошкольного возраста с заболеваниями аутистического спектра, комплексной реабилитации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития. С целью развития волонтерского движения Центр сотрудничает с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Шадринский государственный педагогический институт", Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Шадринский медицинский колледж".
Для приближения качественной комплексной и постоянной помощи матерям с детьми, имеющим тяжелые двигательные и речевые нарушения, в трех реабилитационных центрах открыты палаты "Мать и дитя". В двух из них палаты оснащены на средства Фонда. В 2010 - 2012 годах в палатах "Мать и дитя" курс медико-социальной реабилитации прошли 97 детей-инвалидов.
В настоящее время на базе Государственного казенного учреждения "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" создана реабилитационно-диагностическая лаборатория для оценки реабилитационного потенциала детей-инвалидов, мультипрофессиональная бригада специалистов по сопровождению детей-инвалидов. В целях адаптации детей-инвалидов в социум внедряются программы трудовой реабилитации. В 2012 году 94 ребенка-инвалида получили подготовку к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости, в 2013 году планируется подготовить 120 детей-инвалидов.
Статистические данные государственной отчетности за 2009 - 2012 годы по общей заболеваемости, инвалидности детей и данные анкетирования родителей детей-инвалидов подчеркивают актуальность проблемы медико-социальной помощи детям-инвалидам и их семьям.
По данным Департамента здравоохранения Курганской области на 1 января 2012 года зарегистрировано 3 152 ребенка-инвалида в возрасте от 0 до 17 лет включительно, что на 150 детей-инвалидов больше, чем в 2011 году.
С 2010 года по 2012 год показатель детской инвалидности вырос на 13,2 процента.
Среди детей-инвалидов преобладают лица мужского пола (57,0 процента) и наибольшее число детей-инвалидов насчитывается в возрастной группе от 5 до 9 лет - 31,3 процента (2011 год - 31,0 процента).
Структура заболеваний, обусловивших в 2012 году инвалидность у детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно: на I месте - психические заболевания и расстройства поведения (31,0 процента), на II месте - болезни нервной системы (20,5 процента), на III месте - врожденные аномалии (18,8 процента), на IV месте - болезни уха и сосцевидного отростка (5,7 процента).
В структуре психических расстройств 73,0 процента составляет умственная отсталость (2011 год - 76,0 процента), в структуре нервных болезней церебральный паралич и другие паралитические синдромы составляют 73,6 процента (2011 год - 81,0 процента).
В структуре врожденных аномалий первое место занимают аномалии системы кровообращения - 34,1 процента (в 2011 году - 27,4 процента), удельный вес аномалий нервной системы составил 8,0 процента (в 2011 году - 6,3 процента), хромосомные нарушения составили 15,4 процента (в 2011 году - 15,0 процента).
По главному нарушению в состоянии здоровья в 2012 году на первом месте остались психические (ранее - умственные) нарушения - 31,0 процента (в 2011 году - 31,0 процента), статодинамические (двигательные) - на втором месте (23,3 процента), нарушения органов и систем - на третьем месте (висцеральные и метаболические) - 19,2 процента.
Ограничения жизнедеятельности: на первом месте - способность к самостоятельному передвижению (33,0 процента), на втором - способность к обучению (17,8 процента), на третьем - способность к общению (13,5 процента).
Удельный вес детей-инвалидов, проживающих в семье, и удельный вес детей-инвалидов, проживающих в учреждениях интернатного типа, в 2012 году составил соответственно 73,1 процента и 26,9 процента.
Наименование показателя | Единица измерения | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Детская инвалидность | Случай на 10 тысяч детей | 163,3 | 177,0 | 184,9 |
Первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) | Случай на 10 тысяч детей | 26,2 | 27,5 | 34,3 |
Удельный вес детей-инвалидов, проживающих в семье | Процент | 73,0 | 75,5 | 73,1 |
Удельный вес детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях | Процент | 27,0 | 24,4 | 26,9 |
Удельный вес детей-инвалидов от всего детского населения Курганской области | Процент | 1,6 | 1,8 | 1,8 |
Данные анкетирования родителей детей-инвалидов свидетельствуют о наличии психологических и социальных проблем в семьях с детьми-инвалидами, а именно:
закрытость семьи и дефицит общения;
невозможность осуществлять трудовую деятельность, снижение материального уровня семьи;
нарушение внутрисемейных отношений (разводы) вследствие ухудшения морально-психологического климата в семье;
отсутствие навыков у родителей детей-инвалидов для проведения реабилитационных мероприятий непосредственно на дому;
отсутствие индивидуального сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с момента рождения;
низкая информированность родителей о возможностях получения реабилитационных услуг и образования.
Специалистами Департамента здравоохранения Курганской области проведен анализ оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению Курганской области (фельдшерско-акушерские пункты, центральные районные больницы, детские городские поликлиники). Особое внимание было уделено разделу работы, касающемуся обслуживания детей-инвалидов, проживающих в семье, проанализированы данные об объеме и характере лечебно-профилактических мероприятий указанной категории детей.
По результатам анализа не удалось выявить наличие дифференцированного подхода в работе врачей-педиатров участковых с детьми-инвалидами.
Выполнение мероприятий индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в полном объеме составляет не более 65,0 процента (у 35,0 процента детей-инвалидов она остается нереализованной).
Показатель регулярности и частоты проведения восстановительного лечения в домашних условиях составляет не более 35,0 процента. При этом отмечается низкая инициатива со стороны родителей в его организации, встречаются случаи обращения за медицинской помощью только в тяжелых жизнеугрожающих состояниях.
При проведении профилактических осмотров детей-инвалидов в подростковом возрасте (15 - 17 лет) отмечен формальный подход со стороны участковых врачей-педиатров, ребенку-инвалиду не даются конкретные рекомендации по выбору специальности, форме обучения и рациональному трудоустройству.
Таким образом, результаты проведенного анализа позволяют заключить, что педиатрическая служба не справляется с ролью координатора работы по оказанию медико-социальной помощи детям-инвалидам и их семьям и выполнению своих функций в данном направлении. Причины заключаются не только в перегруженности медицинских работников, но и в их недостаточной ориентации на первичную профилактику заболеваний с позиции воздействия факторов риска на семью и ее социальные аспекты, отсутствии должной преемственности в наблюдении между службами различных ведомств за семьями с детьми-инвалидами.