ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 14 октября 2013 года N 507

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗНЫЕ ДЕТИ - РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ"

(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 23.06.2014 N 259)

В соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 8 июля 2013 года N 315 "О государственных программах Курганской области" Правительство Курганской области

постановляет:

1. Утвердить государственную Программу Курганской области "Разные дети - равные возможности" согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Признать утратившими силу:

1) Постановление Правительства Курганской области от 23 октября 2012 года N 501 "О целевой Программе Курганской области "Разные дети - равные возможности" на 2012 - 2014 годы";

2) Постановление Правительства Курганской области от 24 июня 2013 года N 283 "О внесении изменений в Постановление Правительства Курганской области от 23 октября 2012 года N 501 "О целевой Программе Курганской области "Разные дети - равные возможности" на 2012 - 2014 годы".

3. Опубликовать настоящее Постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".

4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике.

Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ



Приложение
к Постановлению
Правительства
Курганской области
от 14 октября 2013 года N 507
"О государственной Программе
Курганской области "Разные
дети - равные возможности"


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗНЫЕ ДЕТИ - РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ"

(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 23.06.2014 N 259)

Раздел I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗНЫЕ ДЕТИ - РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ"

Наименование:

государственная Программа Курганской области "Разные дети - равные возможности" (далее - Программа)

Ответственный исполнитель:

Департамент здравоохранения Курганской области

Соисполнители:

Главное управление социальной защиты населения Курганской области;

Главное управление образования Курганской области;

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области;

государственные учреждения здравоохранения, находящиеся в ведении Курганской области (по согласованию);

государственные учреждения социальной защиты населения, находящиеся в ведении Курганской области (по согласованию);

государственные образовательные организации, находящиеся в ведении Курганской области (по согласованию);

Администрация города Кургана (по согласованию);

муниципальные образовательные организации (по согласованию)

Цели:

предупреждение и снижение уровня детской инвалидности;

повышение доступности и качества медико-социальной реабилитации детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе в раннем возрасте;

улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

рост толерантного отношения к детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами в обществе

Задачи:

внедрение новых методов профилактики детской инвалидности и медико-социальной реабилитации детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе в раннем возрасте;

создание условий для повышения доступности и качества медико-социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

создание условий для повышения социализации детей-инвалидов, интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;

подготовка детей-инвалидов к возможной для них трудовой деятельности;

повышение информированности населения о необходимости поддержки детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, толерантного отношения к ним

Целевые индикаторы:

удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов (процент);

удельный вес детей до трех лет с ограниченными возможностями здоровья, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей до трех лет с ограниченными возможностями здоровья (процент);

удельный вес детей-инвалидов, систематически занимающихся физической культурой, спортом, творчеством, в общей численности детей-инвалидов (процент);

удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, в общей численности детей-инвалидов (процент);

удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания, службы "Домашний помощник", "Социальное такси") на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-инвалидами (процент);

количество трудоустроенных родителей (одного из родителей), воспитывающих детей-инвалидов (человек);

число привлеченных некоммерческих организаций (по согласованию) к решению проблем детей-инвалидов (единица);

численность волонтеров (по согласованию), оказывающих услуги детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами (человек);

первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) (случай на 10 тысяч детей);

удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги службы сопровождения в государственных учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области (по согласованию) (процент);

удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги по медицинской профессиональной ориентации и врачебной профессиональной консультации при получении образования и выборе профессии (процент)

Срок реализации:

мероприятия Программы реализуются в течение 2014 года

Объемы бюджетных ассигнований:

общий объем бюджетного финансирования на реализацию Программы составит 26 583,2 тысячи рублей, в том числе:

за счет средств областного бюджета - 12 180,0 тысячи рублей;

за счет средств местного бюджета города Кургана (по согласованию) - 5 830,0 тысячи рублей.

Планируется привлечение внебюджетных средств за счет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд) (по согласованию), - 8 573,2 тысячи рублей

(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 23.06.2014 N 259)

Ожидаемые результаты реализации:

снижение показателей детской инвалидности;

повышение доступности и качества медицинской помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья;

повышение качества реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных учреждениях;

обеспечение потребности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в социальном обслуживании и социальной поддержке;

снижение показателей заболеваемости и улучшение показателей здоровья детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, максимальное развитие их реабилитационного потенциала;

повышение уровня психического, интеллектуального, эмоционального, социального развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

увеличение числа детей-инвалидов, имеющих достаточный адаптационный потенциал для жизни в обществе;

повышение социального статуса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, повышение уровня и качества их жизни;

формирование открытого и дружественного отношения общества к детям-инвалидам;

преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, повышение уровня интеграции детей-инвалидов в общество здоровых сверстников;

формирование условий для создания новых рабочих мест


Раздел II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВКЛЮЧАЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ С УКАЗАНИЕМ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА


Численность инвалидов в Российской Федерации на 1 января 2013 года составляет более 10 миллионов человек (7,0 процента населения) и продолжает расти. В Курганской области проживает более 81 000 инвалидов, из них более 3 000 - дети.

Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Практика показывает, что дети, имеющие проблемы со здоровьем, не могут адекватно сделать выбор профиля обучения. Некоторые из них вообще лишены возможности определить свою будущую профессию и нуждаются в развитии специфических навыков. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества дополнительных мер.

Противоречие между декларированием предоставления равных прав и возможностей обучения и воспитания детям-инвалидам и их практическим внедрением в жизнь приводит к тому, что такие дети сложно адаптируются в жизненном и образовательном пространстве. Возникающие в такой ситуации проблемы способны повлечь за собой тяжелые последствия для молодой формирующейся личности, породить чувство собственной неполноценности, ущербности.

Среди наиболее волнующих и актуальных проблем можно выделить такие, как воспитание и получение качественного образования, повышение культурного уровня, сохранение здоровья, выбор и получение профессии, адекватной здоровью, дальнейшее трудоустройство на рынке труда.

Из-за своей патологии подростки-инвалиды с ограниченными возможностями здоровья имеют крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеют вообще. В условиях Российской Федерации барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны.

Ближайшим окружением детей-инвалидов, как правило, является семья. Во многих семьях существует проблема, когда один или оба родителя не работают. Одной из причин является невозможность работы полный рабочий день, частые отъезды по причине лечения и реабилитации ребенка-инвалида. Одной из мер, направленных на решение трудовой занятости семей с детьми-инвалидами, а в дальнейшем и самого ребенка-инвалида, является открытие собственного дела. Освоение навыков предпринимательской деятельности позволит некоторым семьям с детьми-инвалидами открыть собственное дело, создать рабочие места для семей с детьми-инвалидами.

Решение проблем детей-инвалидов в Курганской области осуществляется целенаправленно с применением программно-целевого метода с 2001 года.

За период с 2001 по 2011 год удалось организовать деятельность реабилитационных центров, что способствовало созданию реабилитационной инфраструктуры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Реализованы мероприятия по совершенствованию профилактической работы по предупреждению детской инвалидности в части совершенствования методов дородовой диагностики детской инвалидности в учреждениях здравоохранения и укреплению материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов на территории Курганской области.

Оказано содействие по ресурсному обеспечению специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья в целях проведения комплексной реабилитации детей-инвалидов, по внедрению современных технологий в комплексную реабилитацию и по обеспечению территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Курганской области ежегодно осуществляется мониторинг положения детей-инвалидов, актуализируется региональный банк данных о детях-инвалидах.

Вопросами реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов занимаются 5 учреждений социального обслуживания населения, в том числе 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, 1 отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья с дневным и круглосуточным пребыванием, Государственное бюджетное учреждение "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и Государственное бюджетное учреждение "Сумкинский дом-интернат".

Ежегодно курс медико-социальной реабилитации в реабилитационных центрах проходит более 2500 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе около 1000 детей-инвалидов.

Учреждениями социального обслуживания семьи и детей разрабатываются и внедряются инновационные социальные технологии, способствующие реализации реабилитационных мероприятий детей-инвалидов.

Так, с 2010 года в Государственном бюджетном учреждении "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" внедрена технология "иппотерапия" для детей, страдающих детским церебральным параличом.

В Государственном бюджетном учреждении "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - Центр) действуют технологии комплексной реабилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в системе "мать - дитя", комплексной реабилитации детей дошкольного возраста с заболеваниями аутистического спектра, комплексной реабилитации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития. С целью развития волонтерского движения Центр сотрудничает с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Шадринский государственный педагогический институт", Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Шадринский медицинский колледж".

Для приближения качественной комплексной и постоянной помощи матерям с детьми, имеющим тяжелые двигательные и речевые нарушения, в трех реабилитационных центрах открыты палаты "Мать и дитя". В двух из них палаты оснащены на средства Фонда. В 2010 - 2012 годах в палатах "Мать и дитя" курс медико-социальной реабилитации прошли 97 детей-инвалидов.

В настоящее время на базе Государственного казенного учреждения "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" создана реабилитационно-диагностическая лаборатория для оценки реабилитационного потенциала детей-инвалидов, мультипрофессиональная бригада специалистов по сопровождению детей-инвалидов. В целях адаптации детей-инвалидов в социум внедряются программы трудовой реабилитации. В 2012 году 94 ребенка-инвалида получили подготовку к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости, в 2013 году планируется подготовить 120 детей-инвалидов.

Статистические данные государственной отчетности за 2009 - 2012 годы по общей заболеваемости, инвалидности детей и данные анкетирования родителей детей-инвалидов подчеркивают актуальность проблемы медико-социальной помощи детям-инвалидам и их семьям.

По данным Департамента здравоохранения Курганской области на 1 января 2012 года зарегистрировано 3 152 ребенка-инвалида в возрасте от 0 до 17 лет включительно, что на 150 детей-инвалидов больше, чем в 2011 году.

С 2010 года по 2012 год показатель детской инвалидности вырос на 13,2 процента.

Среди детей-инвалидов преобладают лица мужского пола (57,0 процента) и наибольшее число детей-инвалидов насчитывается в возрастной группе от 5 до 9 лет - 31,3 процента (2011 год - 31,0 процента).

Структура заболеваний, обусловивших в 2012 году инвалидность у детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно: на I месте - психические заболевания и расстройства поведения (31,0 процента), на II месте - болезни нервной системы (20,5 процента), на III месте - врожденные аномалии (18,8 процента), на IV месте - болезни уха и сосцевидного отростка (5,7 процента).

В структуре психических расстройств 73,0 процента составляет умственная отсталость (2011 год - 76,0 процента), в структуре нервных болезней церебральный паралич и другие паралитические синдромы составляют 73,6 процента (2011 год - 81,0 процента).

В структуре врожденных аномалий первое место занимают аномалии системы кровообращения - 34,1 процента (в 2011 году - 27,4 процента), удельный вес аномалий нервной системы составил 8,0 процента (в 2011 году - 6,3 процента), хромосомные нарушения составили 15,4 процента (в 2011 году - 15,0 процента).

По главному нарушению в состоянии здоровья в 2012 году на первом месте остались психические (ранее - умственные) нарушения - 31,0 процента (в 2011 году - 31,0 процента), статодинамические (двигательные) - на втором месте (23,3 процента), нарушения органов и систем - на третьем месте (висцеральные и метаболические) - 19,2 процента.

Ограничения жизнедеятельности: на первом месте - способность к самостоятельному передвижению (33,0 процента), на втором - способность к обучению (17,8 процента), на третьем - способность к общению (13,5 процента).

Удельный вес детей-инвалидов, проживающих в семье, и удельный вес детей-инвалидов, проживающих в учреждениях интернатного типа, в 2012 году составил соответственно 73,1 процента и 26,9 процента.

Наименование показателя

Единица измерения

2010 год

2011 год

2012 год

Детская инвалидность

Случай на 10 тысяч детей

163,3

177,0

184,9

Первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно)

Случай на 10 тысяч детей

26,2

27,5

34,3

Удельный вес детей-инвалидов, проживающих в семье

Процент

73,0

75,5

73,1

Удельный вес детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях

Процент

27,0

24,4

26,9

Удельный вес детей-инвалидов от всего детского населения Курганской области

Процент

1,6

1,8

1,8


Данные анкетирования родителей детей-инвалидов свидетельствуют о наличии психологических и социальных проблем в семьях с детьми-инвалидами, а именно:

закрытость семьи и дефицит общения;

невозможность осуществлять трудовую деятельность, снижение материального уровня семьи;

нарушение внутрисемейных отношений (разводы) вследствие ухудшения морально-психологического климата в семье;

отсутствие навыков у родителей детей-инвалидов для проведения реабилитационных мероприятий непосредственно на дому;

отсутствие индивидуального сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с момента рождения;

низкая информированность родителей о возможностях получения реабилитационных услуг и образования.

Специалистами Департамента здравоохранения Курганской области проведен анализ оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению Курганской области (фельдшерско-акушерские пункты, центральные районные больницы, детские городские поликлиники). Особое внимание было уделено разделу работы, касающемуся обслуживания детей-инвалидов, проживающих в семье, проанализированы данные об объеме и характере лечебно-профилактических мероприятий указанной категории детей.

По результатам анализа не удалось выявить наличие дифференцированного подхода в работе врачей-педиатров участковых с детьми-инвалидами.

Выполнение мероприятий индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в полном объеме составляет не более 65,0 процента (у 35,0 процента детей-инвалидов она остается нереализованной).

Показатель регулярности и частоты проведения восстановительного лечения в домашних условиях составляет не более 35,0 процента. При этом отмечается низкая инициатива со стороны родителей в его организации, встречаются случаи обращения за медицинской помощью только в тяжелых жизнеугрожающих состояниях.

При проведении профилактических осмотров детей-инвалидов в подростковом возрасте (15 - 17 лет) отмечен формальный подход со стороны участковых врачей-педиатров, ребенку-инвалиду не даются конкретные рекомендации по выбору специальности, форме обучения и рациональному трудоустройству.

Таким образом, результаты проведенного анализа позволяют заключить, что педиатрическая служба не справляется с ролью координатора работы по оказанию медико-социальной помощи детям-инвалидам и их семьям и выполнению своих функций в данном направлении. Причины заключаются не только в перегруженности медицинских работников, но и в их недостаточной ориентации на первичную профилактику заболеваний с позиции воздействия факторов риска на семью и ее социальные аспекты, отсутствии должной преемственности в наблюдении между службами различных ведомств за семьями с детьми-инвалидами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»