В период действия Концепции управления государственным имуществом Вологодской области, утвержденной постановлением Губернатора области от 6 августа 1999 года N 510, продолжался процесс оптимизации состава и структуры имущества области, в том числе путем приватизации, перераспределения имущества между Российской Федерацией, Вологодской областью и муниципальными образованиями.
В течение последних лет созданы необходимые условия для достижения целей и задач в области управления имуществом, составляющим земельно-имущественный комплекс области.
Создана нормативная правовая база, которая позволила решить большинство первоочередных задач, как определенных в Концепции управления государственным имуществом Вологодской области, так и в стратегиях развития отрасли земельных отношений на территории Вологодской области до 2020 года, развития имущественного комплекса Вологодской области до 2020 года.
В соответствии с законом области от 9 июня 2002 года N 797-ОЗ "О Реестре собственности Вологодской области" в области обеспечен учет имущества области в Реестре собственности области (далее - Реестр). В Реестре учтены 7280 объектов недвижимости, 3704 земельных участка, 246 объектов, не завершенных строительством, 57584 единицы особо ценного движимого имущества.
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" непрерывно проводится работа по государственной регистрации права собственности области на объекты недвижимости, включая земельные участки.
В последние годы увеличилось количество земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования и в аренду. Это связано с передачей дополнительных полномочий федерального и муниципального уровней, увеличением количества формируемых земельных участков под объектами недвижимости и регистрацией на них права собственности области.
Так, решением Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 26 июля 2012 года N 39 органам государственной власти области передано осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, которые могут быть образованы из находящихся в федеральной собственности земельных участков, в целях бесплатного предоставления для строительства жилья экономического класса гражданам, имеющим трех и более детей.
В предшествующий период продолжался процесс оптимизации состава и структуры имущества области, в том числе находящегося в оперативном управлении органов государственной власти области и государственных учреждений. В области используется возможность сокращения областного имущества, в первую очередь эксплуатируемого не по назначению либо с низкой эффективностью.
Наметилась тенденция к сокращению количества государственных предприятий.
В связи с совершенствованием бюджетного законодательства и оптимизацией состава имущества, находящегося в собственности области, наблюдается общая тенденция к снижению количества действующих договоров аренды и сумм доходов областного бюджета от сдачи в аренду имущества области.
В настоящее время имеется ряд проблем, которые негативно влияют на эффективность управления и распоряжения земельно-имущественным комплексом области:
отсутствие достаточного финансирования на выполнение полномочий (оформление прав собственности области, содержание имущества казны области, кадастровая оценка земли и др.);
несвоевременное поступление неналоговых доходов от использования имущества;
недостаточность имущества, необходимого для осуществления полномочий и обеспечения деятельности органов государственной власти, государственных гражданских служащих, работников государственных предприятий и работников государственных учреждений Вологодской области;