ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 1999 года N 510
О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях повышения эффективности управления государственным имуществом Вологодской области, руководствуясь решением коллегии при Губернаторе области от 11 мая 1999 года, постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Концепцию управления государственным имуществом Вологодской области, План подготовки нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию Концепции по управлению государственным имуществом Вологодской области, и Перечень социально-экономически значимых коммерческих организаций Вологодской области (приложения 1, 2, 3).
2. Органам исполнительной власти области принять Концепцию управления государственным имуществом Вологодской области к руководству и обеспечить подготовку нормативных актов, необходимых для ее реализации.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Н.В. Костыгова.
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящая Концепция определяет основные цели и принципы государственной политики в области управления государственным сектором экономики, под которым в целях настоящей Концепции понимается совокупность экономических отношений с участием государственного недвижимого имущества, казны, государственного имущества, закрепленного на вещных правах за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также имущественных прав, вытекающих из участия государства в иных коммерческих организациях, за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством в бюджетный процесс. Не являются предметом рассмотрения Концепции недра, леса, земли сельскохозяйственного назначения, объекты интеллектуальной собственности.
В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного управления и регулирования в государственном секторе экономики.
Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности.
Государственная политика, основанная на настоящей Концепции, преследует следующие цели:
- максимизация доходов бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
- оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности;
- использование всех государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.
Для реализации обозначенных целей управления государственным сектором экономики органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:
- полная инвентаризация объектов государственной собственности, построение системы учета этих объектов, разграничение и оформление прав на них;
- повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;
- классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
- оптимизация количества объектов управления и перехода к пообъектному управлению;
- постановка целей государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
- обеспечение прав государства, как участника (акционера), в коммерческих и некоммерческих организациях;
- обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
- получение дополнительных доходов в бюджет путем создания новых, возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества;
- передача объектов федеральной собственности за исключением объектов, необходимых для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в областную и муниципальную собственность.
Идеология настоящей Концепции основана на следующих основных принципах управления государственным имуществом, вне реализации которых невозможно достижение указанных целей и задач.
Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) должна быть осознана и зафиксирована цель, которую преследует собственник и достижению которой служит объект.
В большинстве случаев, привлекая к процессу управления управляющих, государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности получения и оперативной обработки потока актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, не может и не должно определять способы достижения цели, т.е. детальные экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.
Способ достижения цели должен быть предложен лицом, привлекаемым в качестве управляющего, в рамках определенной (как правило, конкурсной) процедуры представления и оценки таких предложений, рассмотрен и утвержден государственным органом.
Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели возлагается на управляющего.
В целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, представители государства в органах управления иных коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании.
Важнейшим принципом является использование в каждом случае управления государственным имуществом системы управления, как неразрывного единства, следующих элементов: создания условий и обязательного порядка определения способа достижения цели, порядка выбора управляющих, контроля за объектами управления и деятельностью управляющих, отчетности управляющих, управленческих решений по результатам контроля и отчетности, ответственности за результаты управления, постоянного поступления, обработки и анализа информации о состоянии дел управляющих и объектов управления.
Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или объекта) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности управляющих государственным имуществом.
Несмотря на то, что непосредственное управление рядом объектов является несвойственной государству функцией, государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом. Привлечение лиц в качестве управляющих должно сопровождаться созданием системы их подготовки и аттестации.
Вышеуказанные принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются настоящей Концепцией применительно к таким объектам управления, как:
- государственные унитарные предприятия и учреждения;
- пакеты акций, доли государственной собственности в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ;
- недвижимость государственной собственности.
в следующей логической последовательности:
1. Оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы).
2. Постановка целей и задач управления.
3. Предлагаемый механизм управления.
4. Критерии эффективного управления.
В настоящее время в области зарегистрировано 550 государственных учреждений и 120 государственных унитарных предприятий, из числа которых 7 учреждений и 15 предприятий находятся в стадии ликвидации.
Количество государственных предприятий и их круг в настоящее время не является сознательным выбором (решением) государственных органов, принятым исходя из оценки своих функций и задач. В число действующих государственных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном, в силу низкой ликвидности имущества).
Предусмотренные гражданским законодательством и существующие в настоящее время организационно-правовая форма государственного унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.
Юридическая конструкция права хозяйственного ведения, предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника.
Реально эти полномочия осуществляются единоличным органом предприятия - его руководителем, взаимоотношения которого с собственником находятся в сфере действия законодательства о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность соответствующих предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.
В частности, руководители государственных унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в т.ч. самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласования своих решений с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).
Устаревшее трудовое законодательство, эффективно защищая трудовые права руководителей, приводит к значительным трудностям применения к ним мер ответственности и, как следствие, к отсутствию реального стимула улучшать качество управления.
Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможность требовать от руководителей достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, изымать неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
Порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных предприятий, должным образом не регламентирован.
Для государственных унитарных предприятий не предусмотрено обязательное требование проведения периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен.
Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие цели и задачи создания государственных унитарных предприятий, а также порядок их функционирования. Воспроизводство основных средств практически не осуществляется. Основные фонды постепенно стареют.
На практике, широкие полномочия руководителей в отсутствие действенных инструментов и установленного порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к:
- переводу части финансовых потоков государственных унитарных предприятий в фирмы - спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков. В результате вся прибыль, которую могли бы получить государственные унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах;
- заключению сделок, в которых имеется заинтересованность руководства предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции;
- отсутствию у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в государственных предприятиях;
- невозможности государственных органов предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей;
- росту количества неплатежеспособных государственных предприятий. Отсутствует практика получения собственником части прибыли государственного предприятия за пользование государственным имуществом.
- существующая система управления госпредприятиями неэффективна и требует реформирования;
- деятельность организаций, созданных в форме государственных предприятий, как правило, неэффективна;
- имеющееся количество государственных унитарных предприятий не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю за их деятельностью;
- отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования организаций в форме государственных унитарных предприятий; низкая эффективность деятельности государственных унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в бюджет.