(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 28.12.2017 N 746-П)
1. Государственная программа Челябинской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" разработана в соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 25.07.2013 г. N 148-П "О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области".
(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 17.01.2019 N 4-П)
Цели государственной политики в сфере энергосбережения определены Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающим создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Реализация целей и задач государственной программы способствует повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в сфере социально-экономического развития Челябинской области.
Показатели энергетической эффективности отражены в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р (далее именуется - Энергетическая стратегия).
В Энергетической стратегии установлено, что за период ее реализации произойдет снижение зависимости российской экономики от энергетического сектора за счет опережающего развития инновационных малоэнергоемких секторов экономики и реализации технологического потенциала энергосбережения. Это выразится в сокращении к 2030 году (по сравнению с уровнем 2005 года):
доли топливно-энергетического комплекса в валовом внутреннем продукте и доли топливно-энергетических ресурсов в экспорте - не менее чем в 1,7 раза;
доли экспорта топливно-энергетических ресурсов в валовом внутреннем продукте - более чем в 3 раза;
доли капиталовложений в топливно-энергетический комплекс в процентах к валовому внутреннему продукту - не менее чем в 1,4 раза, их доли в общем объеме капиталовложений - более чем в 2 раза;
удельной энергоемкости валового внутреннего продукта - более чем в 2 раза;
удельной электроемкости валового внутреннего продукта - не менее чем в 1,6 раза.
2. Проблемы высокой энергоемкости экономики, больших энергетических издержек в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее именуется - ЖКХ) и государственном секторе актуальны как для России в целом, так и для Челябинской области в частности. Челябинская область является энергодефицитным регионом, получающим 100 процентов природного газа за счет внешних поставок, поэтому решение вопросов повышения энергоэффективности региональной экономики имеет приоритетное значение.
Государственная программа устанавливает цель и задачи повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в сфере социально-экономического развития Челябинской области.
3. Челябинская область является развитым промышленным регионом Российской Федерации и обладает огромным техническим и экономическим потенциалами. По оценке экспертов, имеющийся технический потенциал экономии энергетических ресурсов по Челябинской области составляет около 16 млн. тонн условного топлива, из них на долю промышленности приходится 44 процента потенциала экономии энергии, на долю электроэнергетики - 28 процентов, жилищного сектора - 15 процентов, транспорта - 7 процентов, теплоэнергетики - 3 процента, бюджетной сферы - 3 процента, сельского хозяйства - менее 1 процента. Таким образом, две трети потенциала экономии энергетических ресурсов по Челябинской области приходится на промышленность и электроэнергетику.