(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 27.10.2014 N 526-пп)
Транспортные возможности Иркутской области наряду с природными ресурсами и географическим положением относятся к конкурентным преимуществам региона.
Реализация инвестиционных проектов напрямую зависит от состояния и перспектив развития транспортной инфраструктуры. Одним из главных препятствий для развития Иркутской области является недостаточная хозяйственная освоенность территорий в связи с низкой плотностью транспортных коммуникаций.
В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области, составляет 12 464,4 км, из них автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения - 11 870,6 км, автомобильные дороги общего пользования, не относящиеся к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, - 593,9 км.
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 18.11.2016 N 738-пп, от 15.11.2017 N 739-пп, от 02.07.2018 N 480-пп)
Абзац четвертый утратил силу. - Постановление Правительства Иркутской области от 02.07.2018 N 480-пп.
В настоящее время отсутствует круглогодичная автодорожная связь Мамско-Чуйского, Катангского, Киренского, Бодайбинского районов с сетью автомобильных дорог общего пользования и с административным центром Иркутской области. Недостаточный уровень развития автомобильных дорог общего пользования снижает инвестиционную привлекательность территории Иркутской области.
Показатели развития автодорожной сети субъектов Сибирского федерального округа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Плотность автодорог общего пользования на 1000 кв.км территории | Место по Сибирскому федеральному округу, ед. | Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 кв.км территории | Место по Сибирскому федеральному округу, ед. | Удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей длине автодорог общего пользования, % | |
Сибирский федеральный округ | 37 | 28 | 74,4 | ||
Республика Алтай | 39 | 7 | 33 | 7 | 83,3 |
Республика Бурятия | 24 | 9 - 10 | 20 | 8 - 9 | 82,8 |
Республика Тыва | 27 | 8 | 17 | 10 | 61,7 |
Республика Хакасия | 48 | 6 | 46 | 5 | 95,5 |
Алтайский край | 323 | 1 | 208 | 1 | 64,2 |
Забайкальский край | 51 | 5 | 34 | 6 | 67,1 |
Красноярский край | 13 | 12 | 11 | 12 | 83,0 |
Иркутская область | 24 | 9 - 10 | 20 | 8 - 9 | 82,4 |
Кемеровская область | 98 | 3 | 96 | 2 | 97,5 |
Новосибирская область | 81 | 4 | 66 | 4 | 80,5 |
Омская область | 114 | 2 | 76 | 3 | 66,5 |
Томская область | 18 | 11 | 14 | 11 | 76,2 |
Плотность автомобильных дорог общего пользования в Иркутской области составляет 24 км в расчете на 1000 кв.км территории, в среднем по Сибирскому федеральному округу - 37 км.
Значительная часть автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области, имеет высокую степень износа. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог общего пользования превышали темпы восстановления и развития, 2,3 тыс. км дорог и 72 моста находятся в аварийном состоянии, 291 мост - в неудовлетворительном. Следует отметить, что большинство автомобильных дорог общего пользования рассчитаны на проезд транспорта с осевыми нагрузками до 6 тонн, часть дорог, на которых были проведены работы по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, рассчитаны на осевую нагрузку до 10 тонн.
Ускоренный износ автомобильных дорог общего пользования обусловлен также ростом парка автотранспортных средств и интенсивности движения, увеличением в составе транспортных потоков доли большегрузных автомобилей (как по полной массе, так и по нагрузке на ось).
Развитие автомобильных дорог общего пользования является ключевой задачей снятия инфраструктурных ограничений экономического роста.
В настоящее время участки автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения: "Иркутск - Листвянка" (км 21 - км 29), "Иркутск - Оса - Усть-Уда" (км 0 - км 17), "Иркутск - Усть-Ордынский" (км 6 - км 22), "Иркутск - Большое Голоустное" (км 0 - км 8), "Хомутово - Урик - Усть-Куда" (км 0 - км 13), "Иркутск - садоводство "Дорожный строитель" (км 0 - км 14), "Смоленщина - Введенщина - Чистые Ключи" (км 0 - км 18), "Подход к г. Иркутску" (км 0 - км 7,3) общей протяженностью 103 км, или 0,87%, обслуживают движение в режиме перегрузки.