Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 31 октября 2013 года N 103-мпр

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА N 45-МПР

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Приказа министерства образования Иркутской области от 25.12.2023 N 55-95-мпр.
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Иркутской области от 10 октября 2013 года N 413-пп "О порядке внесения изменений в ведомственные целевые программы Иркутской области, утвержденные до утверждения государственных программ Иркутской области, предлагаемых к реализации начиная с 2014 года", приказом министерства образования Иркутской области от 23 октября 2013 года N 96-мпр "Об утверждении ведомственной целевой программы "Модернизация профессионального образования" на 2014 - 2018 годы", руководствуясь подпунктом 1 пункта 7 Положения о министерстве образования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, статьей 21 Устава Иркутской области,


ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ министерства образования Иркутской области от 19 октября 2012 года N 45-мпр "Об утверждении ведомственной целевой программы "Модернизация профессионального образования Иркутской области" на 2013-2015 годы (далее - приказ) следующие изменения:

1) в наименовании приказа слова "2013-2015 годы" заменить словами "2013 год";

2) в пункте 1 приказа слова "2013-2015 годы" заменить словами "2013 год";

3) в пункте 2 приказа слова "А.А. Русанова" исключить;

2. Внести в ведомственную целевую программу "Модернизация профессионального образования Иркутской области" на 2013-2015 годы, утвержденную приказом (далее - Программа), следующие изменения:

1) в наименовании Программы:

а) слова "2013-2015 годы" заменить словами "2013 год";

2) в паспорте Программы:

а) в наименовании слова "2013-2015 годы" заменить словами "2013 год";

б) в строках "Наименование ведомственной целевой программы" и "Сроки реализации Программы" слова "2013-2015 годы" заменить словами "2013 год";

в) строку "Цели и задачи ведомственной целевой программы" изложить в следующей редакции:

"Цель программы: формирование эффективной системы регионального среднего профессионального образования, направленной на обеспечение высокого качества подготовки кадров в соответствии с потребностями социально-экономического и инновационного развития Иркутской области.

Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:

1. Создание современной образовательной инфраструктуры профессиональных образовательных организаций.

2. Приведение содержания образования в соответствие с потребностями социально-экономического и инновационного развития Иркутской области, обеспечивающего высокое качество среднего профессионального образования.

3. Развитие педагогического и управленческого потенциала системы среднего профессионального образования.";

г) строку "Целевые индикаторы и показатели" изложить в следующей редакции:

"

Целевые индикаторы и показатели

Показатели задачи 1:
 - доля профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций, в субъекте Российской Федерации, к 2013 году составит 5%;

 - доля привлеченных внебюджетных средств, направленных на модернизацию учебно-производственной базы, к 2013 году составит 13%;

 - доля профессиональных образовательных организаций, в финансировании которых участвуют предприятия и организации, к 2013 году составит 15%;

 - доля областных государственных профессиональных образовательных организаций, обеспеченных современным  оборудованием и учебно - наглядными пособиями, к 2013 году составит 55%;

 - доля студентов по востребованным региональным рынком труда направлениям подготовки, проходящих обучение в профессиональных образовательных организациях на современном оборудовании, к 2013 году составит 20%;

 - доля профессиональных образовательных организаций, вошедших в профессионально-образовательные кластеры,
 к 2013 году составит 20%;

 - доля профессиональных образовательных организаций, имеющих систему государственно-частного партнерства, к 2013 году составит 50%;

 - количество ресурсных центров в соответствии с приоритетными отраслями промышленности Иркутской области к 2013 году составит 7 ед.
 Показатели задачи 2:
 - доля образовательных организаций, выполнивших государственное задание, к 2013 году составит 96%;

 - доля занятости выпускников очной формы обучения государственных областных профессиональных образовательных организаций в общей численности выпускников образовательных профессиональных образовательных организаций к 2013 году составит 93%;

 - доля основных профессиональных образовательных программ, разработанных или доработанных и внедренных совместно с ведущим работодателем, по которым проводится обучение профессиональными образовательными организациями, к 2013 году составит 70%;

 - доля выпускников, получающих дополнительные профессиональные квалификации/осваивающих дополнительные профессиональные модули, в общей численности студентов в профессиональных образовательных организациях к 2013 году составит 80%;

 - количество созданных экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций к 2013 году составит 4 ед.;

 - доля профессий и специальностей среднего профессионального образования, по которым проводятся сертификационные процедуры, к 2013 году составит 4%;

 - доля выпускников общеобразовательных организаций, продолживших обучение в профессиональных образовательных организациях, к 2013 году составит 23%;

 - количество современных профориентационных программ и методик по сопровождению профессионального выбо ра молодежи к 2013 году составит 2 ед.;

 - доля выпускников профессиональных образовательных организаций в общем количестве выпускников, показавших качество знаний по результатам итоговой аттестации (в том числе получение повышенных разрядов), к 2013 году составит 40%;

 - доля профессиональных образовательных организаций, предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе автоматизированных систем управления в системах открытого доступа к 2013 году составит 90%;

 - доля студентов, вовлеченных в социальные практики,
 к 2013 году составит 80%.
 Показатели задачи 3:
 - доля профессиональных образовательных организаций, внедривших автоматизированные системы управления, к 2013 году составит 90%;

 - доля преподавателей в возрасте до 35 лет в профессиональных образовательных организациях к общему числу педагогических кадров профессиональных образовательных организаций к 2013 году составит 5%;

 - доля педагогических и руководящих работников, прошедших повышение квалификации и стажировку на отраслевых предприятиях к общему числу педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций к 2013 году составит 6%;

 - доля педагогических и руководящих работников, прошедших повышение квалификации, переподготовку, стажировку на основе механизмов персонифицированного финансирования к общему числу педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций к 2013 году составит 15%.

";

д) строку "Характеристика программных мероприятий" изложить в следующей редакции:

"Внедрение новых финансово-экономических механизмов обновления материально-технической базы региональной системы среднего профессионального образования.

Формирование и развитие профессионально-образовательных кластеров, как совокупности взаимосвязанных профессиональных образовательных организаций (образовательные кампусы), объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли.

Формирование системы государственно-частного партнерства в сфере среднего профессионального образования региона.

Развитие отраслевых ресурсных центров (центров коллективного пользования) как базовых для региональной системы сертификации квалификации.

Совершенствование методов формирования и выполнения государственного задания на подготовку специалистов на основе системы прогнозирования и мониторинга кадровых потребностей Иркутской области.

Обновление содержания профессиональных образовательных программ по приоритетным для региона направлениям профессиональной подготовки в соответствии с образовательными и профессиональными стандартами.

Реализация региональной системы общественно-профессиональной оценки качества профессионального образования, включая создание единой системы оценки и сертификации квалификаций выпускников.

Совершенствование комплексной системы профессиональной ориентации молодежи, направленной на повышение привлекательности программ среднего профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда.

Совершенствование комплексной системы оценки качества профессионального образования на основе привлечения общественно-профессиональных структур и информационной открытости.

Совершенствование системы воспитания и дополнительного образования путем создания условий для успешной социализации и самореализации молодежи.

Информатизация разных уровней управления профессиональных образовательных организаций.

Развитие кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций, в том числе привлечение молодых специалистов, специалистов ведущих предприятий и организаций, в том числе к реализации содержания профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС).

Оптимизация системы повышения квалификации, стажировки и переподготовки педагогических и управленческих кадров профессиональных образовательных организаций.";

е) строку "Объемы и источники финансирования ведомственной целевой программы, Всего, В том числе по годам" изложить в следующей редакции:

"Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств областного и федерального бюджетов.

Общий объем средств, необходимых на реализацию Программы, составляет 3 532 752,9 рублей, в том числе по годам:

2013 год - 3 532 752,9 тыс. руб.,

в том числе за счет средств федерального бюджета всего:

16 979,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2013 год - 16 979,0 тыс. руб.;

в том числе за счет средств областного бюджета всего:

3 515 773,9 тыс. руб., в том числе по годам:

2013 год - 3 515 773,9 тыс. руб.";

ж) строку "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности (в количественно измеряемых показателях)" изложить в следующей редакции:

"

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности (в количественно измеряемых показателях)

Повышение удовлетворённости потребности ведущих отраслей экономики в квалифицированных рабочих или служащих, и специалистах среднего звена за счет внедрения новых профориентационных программ и обновления материально-технической базы;

 Повышение доступности качественного профессионального образования и уровня удовлетворенности потребителей оказанными образовательными услугами за счет обновления учебно-лабораторной базы профессиональных образовательных организаций области за счет концентрации ресурсов в ресурсных центрах по отраслевой направленности и повышения педагогического мастерства мастеров производственного обучения и педагогов специальных дисциплин;

 Повышение уровня востребованности квалифицированных рабочих или служащих, и специалистов среднего звена и рабочих кадров на рынке труда за счет согласования государственного задания и кадровой потребности региона. Исполнение ежегодного государственного задания на предоставление услуг в сфере среднего профессионального образования, на основе системы прогнозирования и мониторинга кадровых потребностей согласованного с социально-экономической потребностями рынка труда увеличится до 96% к концу 2013 года.

";

3) в тексте Программы:

а) в разделе 1 "Характеристика проблемы (задачи) и обоснование необходимости ее решения на ведомственном уровне" абзацы двенадцатый - тринадцатый изложить в следующей редакции:

"Программа модернизации профессионального образования Иркутской области на 2013 год (далее - Программа) разработана с целью формирования эффективной системы регионального среднего профессионального образования, направленной на обеспечение высокого качества подготовки кадров в соответствии с потребностями социально-экономического и инновационного развития Иркутской области, в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";";

в абзаце девятнадцатом слова "на период 2013 - 2015 годов." заменить словами "на 2013 год.";

абзацы двадцать девятый - тридцатый изложить в следующей редакции:

"На конец 2012 года профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации в учреждениях начального и среднего профессионального образования Иркутской области осуществляется по 34 специальностям среднего профессионального образования и 97 профессиям начального профессионального образования и 257 программам дополнительного профессионального образования.

Подготовку специалистов осуществляют 66 учреждений профессионального образования, из них 38 учреждений среднего профессионального образования и 28 учреждений начального профессионального образования с 17 филиалами (7 филиалов СПО и 10 филиалов НПО). Общая численность студентов по всем формам обучения составляет свыше 27,4 тысяч человек.";

абзацы тридцать третий - тридцать девятый изложить в следующей редакции:

" - обновление содержания профессиональных образовательных программ, соответствующих ФГОС нового поколения, потребностям рынка труда, перспективам развития экономики и социальной сферы;

- оптимизация сети профессиональных образовательных организаций, направленная на создание профильных, многоуровневых, многофункциональных образовательных организаций, ориентированных на социально - экономические, отраслевые, демографические особенности территорий;

- укрепление учебно-производственной базы профессиональных образовательных организаций путем создания ресурсных центров по профессиям: сварочного производства; общественного питания; сельскохозяйственного производства; строительства; информационных технологий;

- переход на новую систему оплаты труда педагогических и руководящих кадров в системе среднего профессионального образования;

- переход на нормативное подушевое финансирование профессиональных образовательных организаций;

- усиление воспитательной функции профессиональных образовательных организаций.

Вместе с тем, перспективное развитие системы среднего профессионального образования сдерживается целым рядом внешних и внутренних факторов:";

в абзаце сороковом слово "обучающихся" заменить словом "студентов" соответственно;

абзацы сорок пятый, сорок шестой изложить в следующей редакции:

"С целью удовлетворения потребности экономики Иркутской области в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах, снижения дисбаланса спроса и предложения Программой предусмотрено совершенствование современной образовательной инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, внедрение новых финансово-экономических механизмов обновления материально-технической базы, формирование государственного заказа на подготовку специалистов, развитие профессионально-образовательных кластеров и отраслевых ресурсных центров (центров коллективного пользования) как базовых для региональной системы сертификации квалификации.

2. Уменьшение контингента профессиональных образовательных организаций вследствие демографического спада и снижения привлекательности производств и престижа рабочих профессий среди молодежи.";

абзацы сорок девятый - пятьдесят третий изложить в следующей редакции:

"Разрозненные профориентационные мероприятия, проводимые школой, профессиональными образовательными организациями, службами занятости не могут изменить социальные стереотипы. Работа с современной молодежью должна строиться на современной научной и технологической основе. Для эффективной профессиональной ориентации необходимо широко использовать радио и телевидение, привлекать ресурсы киноиндустрии, Интернета, социальной рекламы.

3. Согласование квалификационных профессиональных требований между профессиональными образовательными организациями и работодателями носит бессистемный характер, что свидетельствует об отсутствии государственно - общественной системы оценки качества профессионального образования.

Профессиональное образование приобретет востребованность только тогда, когда профессиональные образовательные организации будут реализовывать программы, созданные не под свои материально-технические и кадровые возможности, а ориентированные на социального партнера. Стимулировать данный процесс можно путем изменения механизмов формирования и распределения государственного задания и государственного заказа на подготовку кадров: их формирование на основе прогноза потребностей экономики и социальной сферы и распределение с учетом качества образовательных программ, уровня подготовки и востребованности выпускников того или иного образовательного учреждения на рынке труда.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой единственным гарантом качества профессионального образования является государство. В связи с этим исключается возможность объективного контроля готовности выпускников к выполнению профессиональных функций, оценки социально-экономической эффективности профессионального образования. Как следствие - противоречие между требованиями реального сектора экономики Иркутской области к квалификации профессионалов и уровнем подготовки выпускников системы профессионального образования. Преодоление этого противоречия возможно в результате формирования региональной системы сертификации квалификаций и общественно-профессиональной аккредитации профессиональных образовательных программ.

Поэтому одной из задач Программы является приведение содержания образования в соответствие с потребностями социально - экономического и инновационного развития Иркутской области, обеспечивающего высокое качество среднего профессионального образования.";

абзацы пятьдесят пятый, пятьдесят шестой изложить в следующей редакции:

"Укомплектованность профессиональных образовательных организаций преподавателями и мастерами производственного обучения и их образовательный уровень достаточно высоки, наблюдается тенденция "старения" кадров: более 20% профессиональных образовательных организаций - люди пенсионного возраста, высока доля преподавателей старше 50 лет. Притоку молодых специалистов препятствует низкий уровень заработной платы, который напрямую влияет на привлекательность данной сферы профессиональной деятельности для высококвалифицированных специалистов и молодежи. Отсутствует система персонифицированного финансирования повышения квалификации, что ограничивает возможность выбора педагогами дополнительных профессиональных программ.

Недостаточная информационно - управленческая взаимосвязь элементов системы профессионального образования, отсутствие четкого сетевого взаимодействия между профессиональными образовательными организациями.";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»