ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
УКАЗ
от 08 мая 2001 года N 69
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПРИОБРЕТЕНИИ ЖИЛЬЯ
Изменения и дополнения:
Указ Президента Республики Калмыкия от 08.08.2003 г. N 233 НГР ru08000200300185
Утратил силу:
Указ Главы Республики Калмыкия от 25.04.2006 г. N 62 НГР ru08000200600068
В целях обеспечения населения Республики Калмыкия доступными условиями строительства и приобретения жилья постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия (далее Концепция).
2. Утвердить план первоочередных мероприятий по реализации Концепции на 2001 год.
3. Установить, что:
- кредиты, выдаваемые на строительство и приобретение жилья в рамках Концепции, предоставляются на срок до 20 пет;
- плата за пользованием кредитами, выдаваемыми на строительство и приобретение жилья в рамках Концепции, устанавливается в размере не более 7 процентов годовых.
4. Правительству Республики Калмыкия (Дорждеев А.В.):
- в рамках республиканской президентской программы "Жилище-2001" обеспечить финансирование плана первоочередных мероприятий по реализации Концепции в 2001 году. В дальнейшем ежегодно при формировании бюджета Республики Калмыкия на очередной финансовый год предусматривать расходы на реализацию Концепции;
- предусмотреть в установленном порядке сокращение сроков государственной регистрации сделок с недвижимостью и льготы по плате за государственную регистрацию сделок с недвижимостью, осуществляемых в рамках реализации Концепции.
5. Представителям Президента Республики Калмыкия в районах и в г. Элисте принять необходимые меры по реализации Концепции.
6. Определить ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Калмыкия" основным исполнителем Концепции (в редакции Указа от 08.08.2003 г. N 233)
п. 7 признан утратившим силу (в редакции Указа от 08.08.2003 г. N 233)
8. ГУП РУН "Калмтехинвентаризация", муниципальным органам архитектуры и муниципальным земельным службам предусмотреть в установленном порядке сокращение сроков подготовки документов, необходимых для совершения сделок с недвижимостью, осуществляемых в рамках реализации Концепции и снижение оплаты за их подготовку (выдачу, оформление).
9. Муниципальным органам опеки и попечительства обеспечить соблюдение прав несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой, при совершении сделок с недвижимостью.
10. Совету директоров ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Калмыкия" обеспечить контроль за эффективным и целевым расходованием бюджетных средств. (в редакции Указа от 08.08.2003 г. N 233)
11. Контроль за исполнением настоящего указа возлагаю на себя.
Президент
Республики Калмыкия К. Илюмжинов
г. Элиста
8 мая 2001 г.
N 69
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Республики Калмыкия
ОТ "8" МАЯ 2001 г. N 69
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ. г. Элиста, 2001 г. СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Социально-экономическая и нормативно-правовая база развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия.
2. Проблемы, препятствующие созданию системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия.
3. Задачи и функции основных участников системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия.
4. Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия.
5. Этапы развития системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия.
6. Цели и задачи системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия.
7. Источники и порядок финансирования строительства при реализации жилья в рассрочку.
8. Страхование в системе ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия.
9. Оценка жилых помещений, находящихся в ипотеке.
10. Роль республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления в развитии системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия.
Заключение
Настоящая концепция разработана в соответствии с Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2000 N 28, Указом Президента Республики Калмыкия от 03.01.2001 г. N 1 "О республиканской Президентской программе "Жилище - 2001" и направлена на улучшение социально-экономической ситуации в Республике Калмыкия, на создание благоприятных условий приобретения и строительства доступного по стоимости жилья и удовлетворения потребности населения Республики Калмыкия в улучшении жилищных условий.
Данная Концепция предусматривает создание для населения системы классической модели ипотечного кредитования по мере увеличения платежеспособного спроса населения и расширения финансовой базы ипотечного рынка в Республики Калмыкия на базе переходных моделей.
Создание республиканской системы ипотечного жилищного кредитования является непрерывным процессом и осуществляется в 2 этапа. Первый этап заключается в формировании рыночной инфраструктуры системы и обеспечивает стандартизацию первичной ипотеки и создание основ рефинансирования, а второй этап - обеспечивает развитие системы первичного и вторичного ипотечного жилищного кредитования и внедрение республиканской системы в национальную систему ипотечного жилищного кредитования.
Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия будет:
ориентироваться на те категории населения, которые нуждаются в небольшом ипотечном кредите, что позволяет при ограниченных ресурсах обеспечить кредитами максимальное число заемщиков;
использовать дифференцированный подход к созданию условий ипотечного кредитования для различных категорий населения с учетом их доходов и платежеспособного спроса. Кредиты должны номинироваться в рублях, выдаваться в срок до 20 лет, иметь низкую процентную ставку (5-10% годовых). По мере роста доходов населения и улучшения финансово-экономической ситуации постепенно приближаться к условиям коммерческих банков;
применять при формировании системы ипотечного кредитования меры, направленные на поддержку заемщика (организация накопительных программ, зачет стоимости имеющегося жилья в дополнение к собственным средствам граждан, а также использование с этой целью жилищных субсидий и жилищных сертификатов, предоставляемых гражданам в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством);
выполняться органами государственной власти Республики Калмыкия совместно с органами местного самоуправления, используя современные подходы к управлению жилищным строительством и ипотечным кредитованием.
Это значит, что деятельность республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Калмыкия по развитию жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования должна быть тщательно спланирована и скоординирована.
Должны быть определены источники финансирования долгосрочных ссуд и разработаны условия их предоставления населению. Требуется также наладить систему информирования населения о целях ипотечного жилищного кредитования и условиях его реализации, организовать сбор и анализ мнений граждан об эффективности проводимых мероприятий.
Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования Республики Калмыкия предусматривает создание механизмов взаимодействия и софинансирования республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления в становлении республиканской системы ипотечного жилищного кредитования.
Ключевую роль в системе управления на всех этапах становления и развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия выполняют республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Создание системы ипотечного жилищного кредитования на данном этапе социально-экономического развития республики обусловлено сформировавшимся к настоящему времени комплексом факторов:
а) активная позиция Президента Российской Федерации, Президента Республики Калмыкия, федеральных и республиканских органов исполнительной власти в вопросе о необходимости скорейшего введения в практику ипотечного жилищного кредитования;
б) острая необходимость в скорейшем решении жилищных вопросов населения;
в) положительная практика долгосрочного жилищного кредитования в ряде регионов Российской Федерации, разработавших собственную нормативно-правовую базу по предоставлению ипотечных кредитов населению на 10-20 лет по приемлемым для населения процентным ставкам;
г) нормативно-правовая база, обеспечивающая возможность развития ипотечного кредитования: Гражданский Кодекс РФ, ФЗ "О залоге" от 29.05.1992 г. N 2872-I, ФЗ "Об ипотеке (залоге) недвижимости" от 16.07.1999 г. N 102-ФЗ, ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, Указ Президента Республики Калмыкия от 19.10.1998 г. N 178 "О создании Управления по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Министерства юстиции Республики Калмыкия", Постановление Правительства Республики Калмыкия от 03.03.2000 г. N 60 "О вопросах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Благоприятные факторы организации процесса ипотечного жилищного кредитования:
а) для населения:
- разгосударствление жилого фонда и сосредоточение жилья в частной собственности;
- рост понимания населением значимости недвижимости как объекта вложений денежных сбережений, важного условия стабильности уровня жизни и гарантированного материального обеспечения в будущем.
б) для застройщиков и подрядчиков:
- развитие конкуренции на рынке строительных услуг;
- понимание предприятиями стройиндустрии необходимости модернизации и улучшения технологий строительства;
- понимание необходимости удешевления строительства при относительном повышении качества для обеспечения доступности жилья и расширения масштабов жилищного строительства;
в) для инвесторов:
- активизация деятельности республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления в поддержке развития системы ипотечного жилищного кредитования граждан;
- рост конкуренции в финансовой сфере;
- перспективы создания инфраструктуры вторичного рынка ипотечных кредитов;
г) для республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления:
- создание новой возможности решения жилищной проблемы;
- оживление деловой активности на рынке жилья, в строительном и связанных с ним других секторах народного хозяйства;
- рост налоговых поступлений и расширение финансовой базы для обеспечения жильем населения с низким уровнем доходов.
Такое сочетание интересов и нормативной базы создают необходимые условия для решения жилищной проблемы в Республике Калмыкия на основе ипотечного жилищного кредитования.
Решение жилищной проблемы населения Республики Калмыкия на основе развития ипотечного жилищного кредитования требует учета ряда ограничений и преодоления проблем и особенностей, вызванных нестабильностью макроэкономической ситуации. Среди основных ограничений, являющихся внешними по отношению к системе ипотечного жилищного кредитования, следует отнести следующие:
а) высокая стоимость привлечения коммерческих средств, для финансирования и рефинансирования ипотечных жилищных кредитов;
б) значительные риски долгосрочного кредитования в условиях высокой инфляции и нестабильности;
в) низкие доходы преобладающей части населения в сравнении со стоимостью жилья;
г) рост цен на жилье при относительно медленном улучшении его качества;
Кроме указанных внешних ограничений, существуют проблемы, связанные с трудностями становления самой системы ипотечного жилищного кредитования:
д) отсутствие вторичного рынка ипотечных кредитов;
е) высокие расходы на подготовку и оформление сделок с недвижимостью;
ж) слабое развитие оценочного и страхового дела для целей обслуживания ипотечных кредитов;