Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ" (с изменениями на: 17.12.2014)

1. Характеристика текущего состояния, основные показатели, основные проблемы сферы размещения государственного заказа Тульской области


С 2006 года по 2013 год включительно осуществление закупок товаров, услуг, работ для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).

По состоянию на 1 января 2013 года количество государственных и иных заказчиков Тульской области составило 444. Количество муниципальных заказчиков Тульской области - 1809.

Методическое и организационное обеспечение существующей системы размещения государственного заказа, организацию прогнозирования закупок осуществляет комитет государственного заказа Тульской области, являющийся органом, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков. Комитет выступает организатором проведения совместных торгов по предложению государственных и муниципальных заказчиков, а также осуществляет функцию мониторинга исполнения государственных контрактов и гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, анализ результатов исполнения контрактов и договоров, ведет совместно с заказчиками претензионную и исковую работу.

Разработку конкурсной документации, документации об аукционе, публикацию и размещение извещений о проведении открытых конкурсов или открытых аукционов и иные функции, связанные с обеспечением проведения торгов, осуществляет специализированная организация - государственное бюджетное учреждение Тульской области "Центр организации закупок". Данное учреждение также осуществляет функции специализированной организации в отношении ряда муниципальных заказчиков. Соответствующие договоры заключены с администрациями муниципальных районов и городских округов.

Государственные заказчики Тульской области самостоятельно размещают заказы способом "у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)".

Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, согласование размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, осуществляет контрольный комитет Тульской области.

Взаимодействие участников системы государственного заказа Тульской области организовано на разных этапах формирования, размещения и исполнения государственного заказа Тульской области и осуществляется в двух автоматизированных информационных системах: АС "Бюджет" и АИС "Государственный заказ".

Сформированная к 2013 году в Тульской области система размещения государственного заказа обеспечила высокую эффективность размещения торгов. Если в 2011 году было проведено 3850 конкурсов, котировок и аукционов на общую сумму 7798,3 млн. рублей, то в 2012 году комитетом государственного заказа Тульской области организовано более 6580 торгов на общую сумму 14632,5 млн. рублей. Экономия бюджетных средств, образовавшаяся за счет снижения цены в процессе торгов, составила 992,1 млн. рублей или 7,32% от общей суммы заказов. В рамках совместных торгов с 2012 года ведутся регулярные закупки продуктов питания, горюче-смазочных материалов, размещаются совместные процедуры на поставку вычислительной техники, лицензионного программного обеспечения, обследования объектов на предмет энергоэффективности. В 2012 году было проведено 247 совместных торгов на общую сумму 825,63 млн. рублей, при этом экономия составила 7,2% или 64 млн. рублей.

Дальнейшее повышение эффективности использования средств бюджетов всех уровней для осуществления государственных и муниципальных закупок возможно только при условии создания системы, позволяющей регулировать весь цикл закупок, - от этапа оценки потребности до этапа исполнения контракта.

Это стало одной из причин принятия Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). Большая часть положений Федерального закона N 44-ФЗ вступает в силу с 01.01.2014, отдельные положения - в более поздние сроки.

Полностью Федеральный закон N 44-ФЗ начнет действовать с 1 января 2017 года. Им регулируются отношения по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, он полностью заменяет Федеральный закон N 94-ФЗ, вводя контрактную систему. Предусмотрены значительные изменения механизма осуществления государственных и муниципальных закупок, которые затронут как государственных и муниципальных заказчиков, так и поставщиков.

Меняются акценты в целеполагании закупок. Ставится задача обоснования необходимости самой закупки, а также последующего отчета заказчика о том, были ли по результатам закупки достигнуты первоначально поставленные по ней цели.

Целью контрактной системы является существенное повышение качества обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, обеспечение прозрачности всего цикла закупок - от планирования до приемки результатов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Контрактная система расширяет и устанавливает перечень основных участников в сфере закупок:

1) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

2) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

3) государственные, муниципальные и иные заказчики, осуществляющие закупки;

4) уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, создаваемые как на уровне региона, так и на уровне муниципальных районов (городских округов);

5) контрактные службы и контрактные управляющие, функционирующие в структуре заказчиков;

6) специализированная организация;

7) эксперт, экспертная организация;

8) контрольный орган в сфере закупок;

9) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

10) финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

11) органы аудита в сфере закупок.

Значительные изменения в механизме планирования, размещения, мониторинга государственного и муниципального заказа, реорганизация имеющихся структур в новые, предусмотренные Федеральным законом N 44-ФЗ, впервые вводимые требования о профессионализме заказчика, влекут необходимость внесения изменений в существующую систему управления государственным и муниципальным заказом Тульской области и проведения мероприятий по созданию контрактной системы Тульской области в соответствии с этапами вступления в силу отдельных положений Федерального закона N 44-ФЗ.