Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2018 ГОДЫ" (с изменениями на: 25.12.2014)


 3. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом

Развитие ИКТ является важным фактором модернизации общества, влияя не только на экономические показатели, но и на образ жизни людей, что характеризует значимость развития ИКТ для экономики и жизни населения.

Электронное правительство является необходимой составляющей информационного общества, обеспечивающей взаимодействие органов государственной и муниципальной власти и населения. С появлением новых технологий электронное правительство переходит на качественно иной уровень. В настоящее время электронное правительство является общепризнанной концепцией корпоративной информационной системы, реализующей современные методы взаимодействия общественных институтов и власти.

С целью формирования электронного правительства и развития информационного общества на территории Астраханской области Постановлением Правительства Астраханской области от 16.09.2010 N 404-П была утверждена комплексная целевая программа "Информатизация Астраханской области на 2011 - 2013 годы".

Исполнение программы позволило заложить платформу реализации проектов электронного правительства, расширить степень проникновения ИКТ в такие сферы деятельности, как образование, здравоохранение, культура, социальная защита населения.

Реализация проекта по информатизации системы общего образования обеспечила внедрение в образовательный процесс учреждений Астраханской области принципиально новых для региона ИКТ обучения.

Все общеобразовательные учреждения Астраханской области имеют высокоскоростной доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), установленное Wi-Fi оборудование, что обеспечивает функционирование единой образовательной локальной сети Астраханской области. Во всех общеобразовательных учреждениях области реализуется интернет-проект "Дневник.ру". В сети проекта зарегистрировано 51893 родителя, 85455 учеников, 9329 учителей.

Создание в муниципальных образованиях Астраханской области базовых школ дистанционного образования позволяет проводить в режиме реального времени видеоконференции, предоставлять образовательные услуги детям-инвалидам дистанционно.

Внедрение системы электронной очереди в дошкольные образовательные учреждения города Астрахани позволило обеспечить прозрачность всего процесса зачисления ребенка в дошкольное образовательное учреждение - от момента подачи заявления до оформления в выбранный детский сад. Обеспечивается ликвидация коррупционной составляющей и соблюдение строгой очередности для всех жителей города с учетом набора льгот ребенка. За счет устранения дублирования информации общее количество записей в общегородской очереди сократилось более чем на 6 тыс., что составляет около 18% от первоначального размера очереди.

Внедрение комплексных информационных систем в здравоохранение Астраханской области позволило вывести на новый уровень качество оказания медицинской помощи - организовывать управление медицинским учреждением на более высоком технологическом уровне, улучшить доступ к медико-санитарной помощи, особенно в отдаленных районах, эффективно распространять информацию среди пациентов.

К сервису "Запись на прием к врачу в электронном виде" подключено 40 учреждений здравоохранения Астраханской области, в системе присутствует расписание более чем для 1200 врачей. Ресурс функционирует в круглосуточном режиме, доступен для граждан через любые устройства, имеющие доступ к сети "Интернет". Через портал осуществляется более 1 тысячи записей в день. Создан регистр медицинских и фармацевтических кадров Астраханской области, являющийся сегментом единого федерального регистра Министерства здравоохранения Российской Федерации и содержащий всю необходимую информацию о квалификации медицинских работников. С помощью официального сайта государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Центр качества лекарственных средств" граждане имеют возможность проверить информацию о сертифицированных лекарственных средствах. Внедренная информационная система льготного лекарственного обеспечения используется от момента сбора заявок на приобретение лекарственных средств и до отпуска лекарственного средства в аптечном учреждении, включая весь необходимый учет и ведение регистров граждан льготных категорий. Информационная система "Региональная система управления целевыми программами" позволяет более эффективно оценивать работу сферы здравоохранения области, осуществлять оперативное управление.

В области социальной поддержки населения Астраханской области эффективно используется ведомственная автоматизированная информационная система "Адресная социальная помощь", предназначенная для организации единой системы учета обращений граждан и информационного взаимодействия с организациями, участвующими в межведомственном взаимодействии.

Однако положительный вклад ИКТ в улучшение качества жизни населения Астраханской области все еще незначителен по сравнению с крупными городами. Это связано прежде всего с недостаточным уровнем проникновения ИКТ в сферы жизни, где значительную роль играет государство. Так, например:

- на 100 обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Астраханской области приходится 5 персональных компьютеров, используемых в учебных целях (в Санкт-Петербурге - 8, в Москве - 10);

- доля библиотек Астраханской области, имеющих персональные компьютеры, составляет 46.1% (в Санкт-Петербурге - 82.8, в Москве - 99.1).

Использованию потенциала информационных технологий в ИОГВ АО препятствуют:

- разрозненность информационных ресурсов и систем;

- локальная автоматизация;

- дублирование функций, реализуемых различными системами;

- несовместимость данных, содержащихся в различных ресурсах;

- отсутствие полной и достоверной информации об используемой информационно-коммуникационной инфраструктуре;

- низкий уровень квалификации сотрудников ИОГВ АО в сфере ИКТ.

Основными проблемами, сдерживающими развитие электронных услуг, являются низкий уровень защищенности информационно-коммуникационных сетей, информационных систем и ресурсов ИОГВ АО, ОМСУ АО, а также недостаточный уровень оказания государственных услуг в электронной форме по принципу "одного окна".

Проблемы, препятствующие росту эффективности использования ИКТ для повышения качества жизни, развития экономической, социальной, культурной и духовной сфер жизни, совершенствования системы государственного управления, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных ИОГВ АО. Их решение требует скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий всех ИОГВ АО.

Актуальность и целесообразность использования программно-целевого метода заключается в обеспечении прозрачности и системного решения задач, направленных на развитие ИКТ, а также взаимосвязи между выделяемыми бюджетными ресурсами и предусматриваемыми результатами их использования.

Без использования программно-целевого метода существенно возрастает риск "лоскутной" информатизации ИОГВ АО с низким потенциалом используемых информационных систем и неоправданно высокими затратами для построения единого информационного пространства. При этом будет невозможна скоординированная деятельность ИОГВ АО, которая позволит обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Формирование в Астраханской области электронного правительства в 2014 - 2018 годах будет сосредоточено на следующих основных направлениях:

- развитие механизмов обеспечения интерактивного открытого диалога между ИОГВ АО, ОМСУ АО, гражданами, бизнесом;

- создание информационной среды для предоставления качественных государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений, создание электронных сервисов для населения и бизнеса;

- повышение эффективности системы государственного управления на основе внедрения ИКТ;