Республиканская целевая программа "Привлечение специалистов для работы в социально-экономической сфере Чеченской Республики на 2013- 2015 годы" разработана в соответствии со Стратегией социально- экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Концепцией государственной национальной политики Чеченской Республики.
В силу объективных и субъективных причин, связанных с распадом СССР и образованием на его территории новых государств, сложилась качественно новая социально-экономическая, этнополитическая, культурная и геополитическая ситуация на Северном Кавказе и в Российской Федерации в целом.
Наибольшую остроту этнополитическая ситуация на Северном Кавказе приобрела из-за трагических событий, произошедших на Юге России, и их последствий, превративших Кавказ в нестабильный регион, что негативно влияет не только на сопредельные, но и глубинные районы России.
Негативное воздействие на этнополитическую ситуацию на Северном Кавказе оказывает затяжной социально-экономический кризис, являющийся результатом и следствием общероссийского кризиса, разрыва прежних хозяйственных, культурных, образовательных и научных связей. В этих условиях Северный Кавказ, как самый депрессивный регион страны, испытывает серьезные трудности адаптационного характера в новых социально-экономических рыночных условиях.
Социально-экономические и другие общественно-значимые процессы в Чеченской Республике органично связаны с соответствующими процессами на Северном Кавказе и в России в целом. Вместе с тем они имеют свои особенности и влияют на общественно-политическую обстановку в северо- кавказском регионе и стране в целом.
Одним из тяжелых последствий трагических событий в Чеченской Республике является радикальное нарушение веками сложившейся национальной структуры, резкое снижение населения не чеченской национальности, что негативно влияет на процессы развития межнациональных и межконфессиональных отношений, как в Чеченской Республике, так и с другими регионами России, особенно с субъектами Северо-Кавказского федерального округа, куда мигрировала значительная часть жителей республики всех национальностей.
Если в 1989 году в ЧИАССР проживали представители более 80 национальностей и народностей СССР, в том числе 294 тыс. русских, 163,8 тыс. ингушей, 12,6 тыс. украинцев, 14,8 тыс. армян, 9,9 тыс. кумыков, 6,9 тыс. ногайцев и т.д., то по переписи населения 2002 года в Чеченской Республике проживают 40,6 тыс. русских и 31,4 тыс. других представителей русскоязычного населения.
Безусловно, указанные выше военно-политические события оказали прямое влияние на отток русского и русскоязычного населения, расшатали систему межнациональных отношений, сложившуюся в Чеченской Республике. Среди выехавшей части русскоязычного населения были высококвалифицированные специалисты в области образования, здравоохранения, промышленности, сельского хозяйства, науки и техники.
В связи со стабилизацией общественно-политической ситуации, развитием экономики и социально-экономической сферы Чеченской Республики перед ее руководством и органами государственной власти встает вопрос о необходимости привлечения русскоязычного населения в республику.
Возрождение полиэтничности - сложная проблема, решение которой должно обеспечить привлекательность жизненных условий в Чеченской Республике.
Стимулирование возвращения русского населения и высококвалифицированных специалистов из числа не титульных национальностей путем обеспечения их жильем позволит решить комплекс социально-экономических задач.
По данным Министерства образования и науки Чеченской Республики (республиканская целевая программа "Развитие общего образования Чеченской Республики на 2014-2018 годы", утвержденная постановлением Правительства Чеченской Республики от 04.02.2013 г. N 24), в Чеченской Республике функционируют 446 общеобразовательных учреждений, в которых обучаются 225 тыс. учащихся. Образовательный процесс в них осуществляют 15 000 учителей.
Анализ состояния системы общего образования Чеченской Республики выявил наличие следующих проблем:
несоответствие кадрового ресурса требованиям развития системы образования;
низкая динамика кадрового обновления в системе образования; дефицит кадрового потенциала при постоянном приросте населения. Вместе с тем, несмотря на серьезные меры, предпринятые Министерством здравоохранения Чеченской Республики по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава медицинских работников, не удалось сохранить уровень обеспеченности врачами, имевший место в 1990 году. В конце 1990 года в республике насчитывалось 4 527 врачей, а на конец 2012 года - 3 471 врач. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения составляет 26,7. Средних медицинских работников в Чеченской Республике насчитывается 9 718 человек. Обеспеченность средними медицинскими работниками на 10 тыс. населения составляет 74,6, что в значительной степени ниже среднероссийского показателя.
Кроме того, по данным Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики и Министерства сельского хозяйства Чеченской Республики, присутствует дефицит высококвалифицированных специалистов в сфере промышленности и энергетики, мелиорации и агропромышленного комплекса в целом.
Большинство работников бюджетной сферы не имеют возможности решить жилищную проблему самостоятельно. Низкий уровень платежеспособности работников делает невозможным приобретение жилья далее с использованием стандартных механизмов ипотечного жилищного кредитования. Отсутствие возможности приобретения собственного жилья является серьезным фактором, обуславливающим нехватку квалифицированных кадров в социальной сфере и сдерживающим замещение рабочих мест молодыми перспективными специалистами.
Учитывая важность и общественную значимость этого вопроса, Программа ставит своей целью обеспечение квалифицированными кадрами муниципальных учреждений социально-экономической сферы, привлечение талантливой и профессиональной молодежи в сферу образования, здравоохранения, промышленности и сельского хозяйства Чеченской Республики.
Эффективное решение данного вопроса предполагает разработку республиканской целевой программы "Привлечение специалистов для работы в социальной сфере Чеченской Республики на 2013-2015 годы", в которой предлагается строительство и приобретение целевого жилья для квалифицированных специалистов в объемах согласно приложению 2 к Программе.