Недействующий

 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 23 октября 2013 года N 91-мпр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

(в редакции Приказов министерства образования Иркутской области от 04.06.2014 N 60-мпр, от 22.10.2014 N 114-мпр, от 04.12.2014 N 131-мпр, от 13.02.2015 N 7-мпр, от 22.05.2015 N 37-мпр, от 16.10.2015 N 82-мпр, от 10.11.2015 N 102-мпр, от 15.02.2016 N 11-мпр, от 24.05.2016 N 51-мпр, от 27.09.2016 N 108-мпр, от 11.11.2016 N 123-мпр, от 04.08.2017 N 56-мпр)


В целях организации предоставления эффективной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и их родителям (лицам, их замещающим), в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2013 года N 261-пп "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", руководствуясь подпунктом 1 пункта 7 Положения о министерстве образования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2020 годы (прилагается).

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 123-мпр)

2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте министерства образования Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.38edu.ru).

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Иркутской области Е.А.Осипову.

Министр
В.С.БАСЮК



Утверждена
приказом
министерства образования
Иркутской области
от 23 октября 2013 года
N 91-мпр

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

 (в редакции Приказов министерства образования Иркутской области от 04.06.2014 N 60-мпр, от 22.10.2014 N 114-мпр, от 04.12.2014 N 131-мпр, от 13.02.2015 N 7-мпр, от 22.05.2015 N 37-мпр, от 16.10.2015 N 82-мпр, от 10.11.2015 N 102-мпр, от 15.02.2016 N 11-мпр, от 24.05.2016 N 51-мпр, от 27.09.2016 N 108-мпр, от 11.11.2016 N 123-мпр, от 04.08.2017 N 56-мпр)

ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


 Министерство образования Иркутской области

Наименование программы

"Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2020 годы

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 123-мпр)

Дата, номер, наименование правового акта, утвердившего программу

Приказ министерства образования Иркутской области от 23 октября 2013 года N 91-мпр

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 04.06.2014 N 60-мпр)

Цель программы:

Организация предоставления эффективной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и их родителям (лицам, их заменяющим), специалистам, работающим с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию

Задачи программы:

Нет

Целевые показатели программы

1. Удовлетворенность населения качеством оказания социально-педагогической помощи (от числа опрошенных).

2. Доля детей, у которых наблюдается положительная динамика в развитии, от общего числа детей, получивших психологическую помощь.

3. Доля родителей, получивших психологическую помощь, от общего количества родителей детей-инвалидов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Сроки реализации программы

2014 - 2020 годы

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 123-мпр)

Ресурсное обеспечение программы

Общий объем финансирования реализации ведомственной целевой программы за счет средств областного бюджета составляет 155036,9 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 22516,4 тыс. рублей;

2015 год - 19169,8 тыс. рублей;

2016 год - 24075,2 тыс. рублей;

2017 год - 22325,1 тыс. рублей;

2018 год - 22316,8 тыс. рублей;

2019 год - 22316,8 тыс. рублей;

2020 год - 22316,8 тыс. рублей

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 123-мпр)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Доля детей, у которых наблюдается положительная динамика в развитии, от общего числа детей, получивших психологическую помощь, - 60%.

2. Доля родителей, получивших психологическую помощь, от общего количества родителей детей-инвалидов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья - 1,2%.

3. Удовлетворенность населения качеством оказания социально-педагогической помощи (от числа опрошенных) - 90%

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА ВЕДОМСТВЕННОМ УРОВНЕ


В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в воспитательно-образовательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно ориентированного подхода к ребенку.

На современном этапе в образовательных организациях всех уровней, типов, видов и подчиненности все более острой становится потребность актуализировать деятельность, ориентированную на поддержку детей, создание безопасной образовательной среды, основанной на гуманистических подходах, на формирование ценностей здорового образа жизни и предупреждение отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Внедрение в образовательную среду инновационных социально-педагогических и психологических технологий, обеспечивающих достижение выше поставленных целей, способствует социализации образовательного процесса, направленного на развитие социально ориентированной личности, успешности выпускников на рынке труда, повышению престижа образовательной организации.

Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Вместе с тем продолжается сокращение численности детского населения, за последнее десятилетие сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей.

Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, особую озабоченность вызывает суицид и покушение на суицид со стороны несовершеннолетних, а также жестокое обращение с детьми, информационная агрессия.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.

Новая школа - это школа для всех. В ней будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников.

Актуальность программы обусловлена необходимостью изменения жизненной ситуации людей с инвалидностью, вовлечения их в жизнь и создания условий достойного существования.

В настоящее время условия жизни инвалидов Иркутской области не соответствуют современным нормам жизни человека в обществе. В большинстве из них люди с особыми нуждами не только лишены качественных услуг и развития потенциальных возможностей к самостоятельной жизни, они лишены возможности удовлетворять основные человеческие потребности, в том числе на образование: дошкольное, школьное и профессиональное, а впоследствии реализации прав на работу и достойное существование в социуме.

Общее количество детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в Иркутской области составляет 18705 человек, из них 5850 детей-инвалидов школьного возраста. Организовано обучение для 17675 детей, из них 4823 детей-инвалидов.

Проблема социального сиротства для Иркутской области остается крайне актуальной.

По состоянию на 1 января 2012 года общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, 21728 человек, что составляет 4% от общей численности несовершеннолетних, проживающих в области.

Предпринимаемые активные меры по профилактике социального сиротства позволили увеличить на 42,9% число детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание биологическим родителям, в сравнении с аналогичным периодом 2011 года.

В Иркутской области реализуются такие формы семейного устройства, как опека, в том числе усыновление (удочерение), приемная семья.

За первое полугодие 2012 года на семейные формы устройства передано детей:

- на безвозмездную форму опеки (попечительства) - 433 человека;

- на возмездную форму опеки (попечительства) - 434 человека.

Число детей, отобранных у родителей по причине жестокого обращения, угрозы жизни, - 46 человек. Число семей, из которых отобраны дети, - 23. Лишены родительских прав 701 человек в отношении 827-ми детей. Ограничены в родительских правах 78 человек в отношении 96 детей.

По данным министерства образования Иркутской области, в 2011 - 2012 учебном году из областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпустилось 405 детей-сирот. Из них 241 человек (что составляет 60%) поступили в учреждения начального профессионального образования, 150 человек (37%) - в учреждения среднего профессионального образования, 14 человек (3,5%) - в высшие учебные заведения, трудоустроились 19 человек (4,7%).

Органы и организации, работающие с выпускниками, в основном ведут работу по преодолению кризисных ситуаций, а не по их предупреждению. Основная задача организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - подготовка выпускника к реальной жизни в обществе. Несмотря на это, сохраняется тенденция, при которой подавляющее большинство выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют возможностей для позитивной социализации после выпуска из указанных организаций.

Ведущая задача развития образования в Иркутской области - создание механизмов устойчивого повышения доступности качественного образования, максимального соответствия качества образования государственному заказу и социальному спросу, эффективности получаемых результатов.

Приоритетные задачи:

- повышение уровня социальной защищенности детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий устойчивого развития системы дополнительного образования детей, повышение эффективности дополнительного образования для успешной социализации, саморазвития и профессионального самоопределения детей;

- организация активной жизнедеятельности, обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.

Целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности детей, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием "качество жизни", раскрывающимся через такие категории, как "здоровье", "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность". Соответственно, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но должна включать в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей. Поэтому социальное и психологическое сопровождение должны стать неотъемлемой частью сопровождения.

Таким образом, сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Главный ориентир своей деятельности специалисты должны видеть в том, чтобы, сохранив лучшие традиции отечественного образования, взять на себя дополнительные функции защиты интересов личности, ее гармоничного развития, повышения адаптационных возможностей участников образовательного процесса через формирование системы комплексного психолого-педагогического, социального сопровождения всех субъектов образования.

Комплексное сопровождение в Центре психолого-медико-социального сопровождения определяется как система профессиональной деятельности команды специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.

Основными характеристиками этой системы являются:

- законодательно закрепленный приоритет интересов ребенка при соблюдении гарантированных прав родителей (законных представителей);

- мультидисциплинарность (комплексность), т.е. осуществление сопровождения с участием разных специалистов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов и т.д.);

- независимость и автономность каждого специалиста при соблюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком.

Важнейшей задачей сопровождения является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

- защиту прав личности ребенка, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка начиная с раннего возраста;

- реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям каждого ребенка;

- участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательной организации, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;

- психологическое обеспечение образовательных программ в целях адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям дошкольников;

- профилактическую работу и пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников, педагогов, родителей;

- психолого-педагогическую помощь семьям (в том числе семьям детей групп особого внимания).

Традиционно данное направление определялось как психологическое просвещение. Утверждение парадигмы развивающего, личностно ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров требуют перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетенции педагога, оснащению их психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка.

Решение задач социально-экономического развития при помощи комплекса мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой, позволит создать новые механизмы развития отрасли образования, оптимизировать использование имеющихся организационных, кадровых, финансовых ресурсов для решения стратегической цели обновления системы образования, обеспечить проведение единой государственной образовательной политики.

Основные проблемы в сфере профилактики отклонений в поведении детей:

- недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;

- высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;

- распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;

- низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»