Недействующий

 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 23 октября 2013 года N 90-мпр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

(в редакции Приказов министерства образования Иркутской области от 30.06.2014 N 73-мпр, от 07.08.2014 N 90-мпр, от 22.10.2014 N 111-мпр, от 04.12.2014 N 130-мпр, от 13.02.2015 N 6-мпр, от 22.05.2015 N 36-мпр, от 24.07.2015 N 61-мпр, от 16.10.2015 N 81-мпр, от 10.11.2015 N 101-мпр, от 26.11.2015 N 108-мпр, от 07.12.2015 N 116-мпр, от 15.02.2016 N 12-мпр, от 21.03.2016 N 25-мпр, от 22.04.2016 N 42-мпр, от 24.05.2016 N 50-мпр, от 20.07.2016 N 80-мпр, от 27.09.2016 N 107-мпр, от 11.11.2016 N 122-мпр, от 09.12.2016 N 137-мпр, от 19.12.2016 N 149-мпр, от 28.02.2017 N 11-мпр, от 30.05.2017 N 40-мпр)


В целях организации предоставления доступного и качественного дополнительного образования, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2013 года N 261-пп "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", руководствуясь подпунктом 1 пункта 7 Положения о министерстве образования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие системы дополнительного образования детей" на 2014 - 2020 годы (прилагается).

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 122-мпр)

2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте министерства образования Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.38edu.ru).

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Иркутской области Е.А.Осипову.

Министр
В.С.БАСЮК


Утверждена
приказом
министерства образования
Иркутской области
от 23 октября 2013 года
N 90-мпр

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

 (в редакции Приказов министерства образования Иркутской области от 30.06.2014 N 73-мпр, от 07.08.2014 N 90-мпр, от 22.10.2014 N 111-мпр, от 04.12.2014 N 130-мпр, от 13.02.2015 N 6-мпр, от 22.05.2015 N 36-мпр, от 24.07.2015 N 61-мпр, от 16.10.2015 N 81-мпр, от 10.11.2015 N 101-мпр, от 26.11.2015 N 108-мпр, от 07.12.2015 N 116-мпр, от 15.02.2016 N 12-мпр, от 21.03.2016 N 25-мпр, от 22.04.2016 N 42-мпр, от 24.05.2016 N 50-мпр, от 20.07.2016 N 80-мпр, от 27.09.2016 N 107-мпр, от 11.11.2016 N 122-мпр, от 09.12.2016 N 137-мпр, от 19.12.2016 N 149-мпр, от 28.02.2017 N 11-мпр, от 30.05.2017 N 40-мпр)

ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

(в редакции Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 122-мпр)


 Министерство образования Иркутской области  

(введен Приказом министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 122-мпр)

Наименование программы

Ведомственная целевая программа "Развитие системы дополнительного образования детей" на 2014 - 2020 годы

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 122-мпр)

Дата, номер, наименование правового акта, утвердившего программу

Приказ министерства образования Иркутской области от 23 октября 2013 года N 90-мпр

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 30.06.2014 N 73-мпр)

Цель программы

Организация предоставления доступного и качественного дополнительного образования детей.

Целевые показатели программы

1. Удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования в возрасте 5 - 18 лет в государственных образовательных организациях дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет.

2. Утратил силу.

3. Сохранность контингента обучающихся

(в ред. Приказов министерства образования Иркутской области от 22.05.2015 N 36-мпр, от 11.11.2016 N 122-мпр)

Сроки реализации программы

2014 - 2020 годы

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 122-мпр)

Ресурсное обеспечение программы

Общий объем финансирования программы за счет средств областного бюджета Иркутской области составляет 854164,8 тыс. руб., в том числе по годам:

2014 год - 115531,0 тыс. рублей;

2015 год - 110710,1 тыс. рублей;

2016 год - 110704,6 тыс. рублей;

2017 год - 158751,6 тыс. рублей;

2018 год - 129685,5 тыс. рублей;

2019 год - 128046,6 тыс. рублей;

2020 год - 100735,4 тыс. рублей.

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 30.05.2017 N 40-мпр)

____________________________________________________________________

 Приказом министерства образования Иркутской области от 15.02.2016 N 12-мпр внесены изменения, аналогичные изменениям, внесенным Приказом министерства образования Иркутской области от 22.05.2015 N 36-мпр.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования в возрасте 5 - 18 лет в государственных образовательных организациях дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет - 3,7%.

2. Утратил силу.

3. Сохранность контингента обучающихся - 99%

(в ред. Приказов министерства образования Иркутской области от 22.05.2015 N 36-мпр, от 15.02.2016 N 12-мпр, от 11.11.2016 N 122-мпр)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА ВЕДОМСТВЕННОМ УРОВНЕ


На современном этапе развития общества система дополнительного образования для детей приобретает все большее значение в развитии всесторонне развитой личности, при подготовке квалифицированных кадров, в приобретении практических навыков социализации подрастающего поколения. В связи с чем важной частью социальной политики в Иркутской области является развитие дополнительного образования детей, в том числе развитие физической культуры и спорта.

В последнее десятилетие в Российской Федерации уменьшилось число учреждений дополнительного образования, детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств, детских оздоровительных лагерей. Сеть подведомственных министерству образования Иркутской области учреждений, оказывающих услуги по представлению дополнительного образования детям ОГОУ ДОД, уменьшилась от 7 образовательных учреждений до 4. В 2012 произошло объединение 3 ОГОУ ДОД: областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Областной детский эколого-биологический центр", областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детско-юношеского туризма и краеведения" и областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского технического творчества" (далее - реорганизуемые образовательные учреждения). В форме слияния образовалось областное государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей (далее - ОГБУ ДОД) "Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области" (далее - Учреждение).

Основная цель реорганизации ОГОУ ДОД - эффективное функционирование объединенных образовательных учреждений как мощного фактора качественного обновления образовательной системы в ОГОУ ДОД, что позволит:

1) повысить эффективность использования существующей материально-технической базы;

2) укрепить материально-техническую и технологическую базу;

3) улучшить эффективность использования инновационно-научного потенциала и кадровых резервов за счет интеграционных процессов;

4) повысить аккредитационные показатели (наполняемость групп, увеличение площадей: спортивные залы, учебные аудитории, технические лаборатории и др., увеличение библиотечно-информационного фонда, информатизация образовательного процесса);

5) повысить статус и престиж дополнительного образования педагогического образования в Иркутской области.

Обучающиеся реорганизуемых областных государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в количестве 3012 чел. продолжат обучение по образовательным программам в учреждении дополнительного образования детей "Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области".

Развитие системы дополнительного образования детей влияет на здоровье школьников, уровень их образованности и общей культуры, культуры толерантного взаимодействия с людьми и окружающей средой; способствует усилению общественной безопасности в силу влияния на снижение агрессивности и роста правонарушений в детской и подростковой среде, противодействию распространения в ней негативных явлений; сохранение бесплатности дополнительного образования детей, включение детей из социально неблагополучных семей, детей-инвалидов является средством их социальной защиты. Решение задач личностного и профессионального самоопределения школьников, организация работы с одаренными детьми способствуют обеспечению интеллектуального роста и повышению конкурентоспособности.

Во всех подведомственных министерству образования Иркутской области организациях ГОО ДОД в настоящее время насчитывается более 226 творческих объединений (кружков, групп, спортивный секций) по разным направлениям деятельности, таких как: научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, культурологическое и другие, в которых занимается 9589 детей и подростков (7,8% от всех детей охваченных дополнительным образованием). Организации реализуют 112 образовательных программ. Из них 28 - программ эколого-биологической направленности, 17 - туристско-краеведческой и патриотической направленности, 23 - спортивной направленности, 8 - реабилитационной направленности для детей с ограниченными возможностями, 12 - художественно-эстетической направленности; 12 - технической направленности; 12 - фольклорно-этнографической направленности.

В сфере дополнительного образования детей существуют следующие проблемы.

1. Для профильного обучения и приобретения практических навыков, социализации подрастающего поколения требуется разработка и внедрение инновационных образовательных программ дополнительного образования детей.

2. С 2009 года наблюдается снижение числа обучающихся, охваченных дополнительным образованием в ОГОУ ДОД, на 3% - 350 чел. и количества педагогических работников системы дополнительного образования детей на 29 человек - 9%. Причинами уменьшения числа занятых детей является как реорганизация учреждений, так и сокращение численного состава педагогических работников.

Важным направлением в работе ГОО ДОД является отслеживание судьбы талантливых детей и их поддержка на протяжении нескольких лет. Многие из детей выбирают дальнейший профессиональный путь, связанный с экологией, спортом, туризмом или творчеством. Сегодня становятся действительно востребованными специалисты по микробиологии и садовому дизайну, промышленному альпинизму и точным техническим наукам. В рамках данной программы предполагается организация и формирование системы взаимодействия университетов и организаций дополнительного образования по реализации образовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков к 2015 году.

3. 50% работников ГОО ДОД находятся в возрастной категории 35 - 55 лет, 20% - в возрастной категории более 55 лет. Молодые специалисты, в основном, работают в общеобразовательных организациях. Эффективность и качество дополнительного образования во многом зависит от профессионального уровня педагогов.

4. Проблема автоматизации образовательных процессов и процессов управления в ГОО ДОД как средства повышения производительности труда всегда являлась и остается актуальной в любой сфере человеческой деятельности, сфера дополнительного образования также не является исключением.

Поэтому одной из приоритетных задач развития системы дополнительного образования детей в Иркутской области будет также являться информатизация системы дополнительного образования в целом, а в частности - внедрение автоматизированных процессов в образовательную деятельность ГОО ДОД.

5. В течение последних десяти лет образовательные учреждения ОГОУ ДОД не были включены в инновационные проекты по развитию образования в Иркутской области. Финансирование данных учреждений происходило по остаточному принципу, поэтому материально-технические базы ОГОУ ДОД практически не обновлялись. Учебные кабинеты не оснащены современным учебным оборудованием. В настоящее время возникла проблема модернизации материально-технической базы организаций, соответствующая инновационному развитию экономики Иркутской области. Деятельность данных организаций должна быть направлена на создание равных "стартовых" возможностей каждому ребенку для самореализации, оказание помощи одаренным и талантливым детям.

Приоритетным стратегическим направлением деятельности образовательных организаций ГОО ДОД на перспективу с 2014 года до 2020 года является формирование ГОО ДОД как конкурентоспособных организаций.

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 122-мпр)

Значимая роль в реализации вышеуказанного стратегического направления отводится системе образования в ГОО ДОД, которая должна обладать современными программами, развитой инфраструктурой образовательных услуг и эффективными технологиями, позволяющими людям раскрыть творческий потенциал, реализоваться в производственной деятельности и построении профессиональной карьеры.

Стратегические направления развития образовательных организаций системы ГОО ДОД основываются на национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", основные направления социально-экономического развития ГОО ДОД призваны обеспечить:

- повышение доступности качественного образования;

- удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина в сфере образования.

Затраты областного бюджета на содержание организаций ГОО ДОД являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие Российского общества и Иркутской области, его кадрового потенциала, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.

В последние годы в образовательных учреждениях ОГОУ ДОД, достигнуты заметные позитивные результаты:

- сохранение единого образовательного пространства путем обеспечения взаимодействия организаций ГОО ДОД с образовательными организациями всех типов и видов;

- разработка образовательных программ нового поколения, стимулирующих развитие инновационной деятельности, информационных технологий;

- сохранение и укрепление кадрового состава, повышение его профессионального уровня с учетом современных требований;

- укрепление материально-технической базы, ресурсного обеспечения соответствующих организаций.

Но вместе с тем остается ряд проблем, требующих решения программными методами:

- усиливающийся разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами новой экономики на современном этапе (общая проблема российского образования);

- недостаточность и противоречивость имеющейся нормативной правовой базы, в том числе ведомственной, которая не в должной мере обеспечивает социальный статус системы дополнительного образования детей, не гарантирует ее сохранение и защиту, ограничивает возможности ее развития;

- ограничение доступа детей из малообеспеченных семей к качественному дополнительному образованию;

- недостаточность бюджетного финансирования и низкая инвестиционная привлекательность организаций дополнительного образования детей, что ведет к ее ресурсному "истощению". Отсутствие гарантированного финансирования системы федеральных и региональных мероприятий с учащимися подрывает основы системы дополнительного образования детей, разрушает мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию образовательной деятельности, негативно отражается на качестве образования, возможности увеличения контингента обучающихся;

- недостаточный уровень квалификации части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.

Одним из основных инструментов в области дополнительного образования детей Иркутской области в целях устранения указанных противоречий призвана стать данная программа, направленная на формирование развитой системы образования в государственных образовательных организациях дополнительного образования детей, обеспечивающей высокую доступность качественного образования и соответствие областной системы дополнительного образования детей требованиям инновационного развития экономики, удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина.


Раздел 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ


Цель ведомственной целевой программы - организация предоставления доступного и качественного дополнительного образования детей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»