ПРИКАЗ
от 23 октября 2013 года N 90-мпр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
(в редакции Приказов министерства образования Иркутской области от 30.06.2014 N 73-мпр, от 07.08.2014 N 90-мпр, от 22.10.2014 N 111-мпр, от 04.12.2014 N 130-мпр, от 13.02.2015 N 6-мпр, от 22.05.2015 N 36-мпр, от 24.07.2015 N 61-мпр, от 16.10.2015 N 81-мпр, от 10.11.2015 N 101-мпр, от 26.11.2015 N 108-мпр, от 07.12.2015 N 116-мпр, от 15.02.2016 N 12-мпр, от 21.03.2016 N 25-мпр, от 22.04.2016 N 42-мпр, от 24.05.2016 N 50-мпр, от 20.07.2016 N 80-мпр, от 27.09.2016 N 107-мпр, от 11.11.2016 N 122-мпр, от 09.12.2016 N 137-мпр, от 19.12.2016 N 149-мпр, от 28.02.2017 N 11-мпр, от 30.05.2017 N 40-мпр)
В целях организации предоставления доступного и качественного дополнительного образования, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2013 года N 261-пп "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", руководствуясь подпунктом 1 пункта 7 Положения о министерстве образования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие системы дополнительного образования детей" на 2014 - 2020 годы (прилагается).
(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 122-мпр)
2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте министерства образования Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.38edu.ru).
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Иркутской области Е.А.Осипову.
Министр
В.С.БАСЮК
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
(в редакции Приказов министерства образования Иркутской области от 30.06.2014 N 73-мпр, от 07.08.2014 N 90-мпр, от 22.10.2014 N 111-мпр, от 04.12.2014 N 130-мпр, от 13.02.2015 N 6-мпр, от 22.05.2015 N 36-мпр, от 24.07.2015 N 61-мпр, от 16.10.2015 N 81-мпр, от 10.11.2015 N 101-мпр, от 26.11.2015 N 108-мпр, от 07.12.2015 N 116-мпр, от 15.02.2016 N 12-мпр, от 21.03.2016 N 25-мпр, от 22.04.2016 N 42-мпр, от 24.05.2016 N 50-мпр, от 20.07.2016 N 80-мпр, от 27.09.2016 N 107-мпр, от 11.11.2016 N 122-мпр, от 09.12.2016 N 137-мпр, от 19.12.2016 N 149-мпр, от 28.02.2017 N 11-мпр, от 30.05.2017 N 40-мпр)
(в редакции Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 122-мпр)
(введен Приказом министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 122-мпр)
Наименование программы | Ведомственная целевая программа "Развитие системы дополнительного образования детей" на 2014 - 2020 годы |
(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 122-мпр) | |
Дата, номер, наименование правового акта, утвердившего программу | Приказ министерства образования Иркутской области от 23 октября 2013 года N 90-мпр |
(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 30.06.2014 N 73-мпр) | |
Цель программы | Организация предоставления доступного и качественного дополнительного образования детей. |
Целевые показатели программы | 1. Удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования в возрасте 5 - 18 лет в государственных образовательных организациях дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет. 2. Утратил силу. 3. Сохранность контингента обучающихся |
(в ред. Приказов министерства образования Иркутской области от 22.05.2015 N 36-мпр, от 11.11.2016 N 122-мпр) | |
Сроки реализации программы | 2014 - 2020 годы |
(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 122-мпр) | |
Ресурсное обеспечение программы | Общий объем финансирования программы за счет средств областного бюджета Иркутской области составляет 854164,8 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 115531,0 тыс. рублей; 2015 год - 110710,1 тыс. рублей; 2016 год - 110704,6 тыс. рублей; 2017 год - 158751,6 тыс. рублей; 2018 год - 129685,5 тыс. рублей; 2019 год - 128046,6 тыс. рублей; 2020 год - 100735,4 тыс. рублей. |
(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 30.05.2017 N 40-мпр) | |
____________________________________________________________________ Приказом министерства образования Иркутской области от 15.02.2016 N 12-мпр внесены изменения, аналогичные изменениям, внесенным Приказом министерства образования Иркутской области от 22.05.2015 N 36-мпр. | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1. Удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования в возрасте 5 - 18 лет в государственных образовательных организациях дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет - 3,7%. 2. Утратил силу. 3. Сохранность контингента обучающихся - 99% |
(в ред. Приказов министерства образования Иркутской области от 22.05.2015 N 36-мпр, от 15.02.2016 N 12-мпр, от 11.11.2016 N 122-мпр) |
На современном этапе развития общества система дополнительного образования для детей приобретает все большее значение в развитии всесторонне развитой личности, при подготовке квалифицированных кадров, в приобретении практических навыков социализации подрастающего поколения. В связи с чем важной частью социальной политики в Иркутской области является развитие дополнительного образования детей, в том числе развитие физической культуры и спорта.
В последнее десятилетие в Российской Федерации уменьшилось число учреждений дополнительного образования, детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств, детских оздоровительных лагерей. Сеть подведомственных министерству образования Иркутской области учреждений, оказывающих услуги по представлению дополнительного образования детям ОГОУ ДОД, уменьшилась от 7 образовательных учреждений до 4. В 2012 произошло объединение 3 ОГОУ ДОД: областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Областной детский эколого-биологический центр", областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детско-юношеского туризма и краеведения" и областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского технического творчества" (далее - реорганизуемые образовательные учреждения). В форме слияния образовалось областное государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей (далее - ОГБУ ДОД) "Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области" (далее - Учреждение).
Основная цель реорганизации ОГОУ ДОД - эффективное функционирование объединенных образовательных учреждений как мощного фактора качественного обновления образовательной системы в ОГОУ ДОД, что позволит:
1) повысить эффективность использования существующей материально-технической базы;
2) укрепить материально-техническую и технологическую базу;
3) улучшить эффективность использования инновационно-научного потенциала и кадровых резервов за счет интеграционных процессов;
4) повысить аккредитационные показатели (наполняемость групп, увеличение площадей: спортивные залы, учебные аудитории, технические лаборатории и др., увеличение библиотечно-информационного фонда, информатизация образовательного процесса);
5) повысить статус и престиж дополнительного образования педагогического образования в Иркутской области.
Обучающиеся реорганизуемых областных государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в количестве 3012 чел. продолжат обучение по образовательным программам в учреждении дополнительного образования детей "Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области".
Развитие системы дополнительного образования детей влияет на здоровье школьников, уровень их образованности и общей культуры, культуры толерантного взаимодействия с людьми и окружающей средой; способствует усилению общественной безопасности в силу влияния на снижение агрессивности и роста правонарушений в детской и подростковой среде, противодействию распространения в ней негативных явлений; сохранение бесплатности дополнительного образования детей, включение детей из социально неблагополучных семей, детей-инвалидов является средством их социальной защиты. Решение задач личностного и профессионального самоопределения школьников, организация работы с одаренными детьми способствуют обеспечению интеллектуального роста и повышению конкурентоспособности.
Во всех подведомственных министерству образования Иркутской области организациях ГОО ДОД в настоящее время насчитывается более 226 творческих объединений (кружков, групп, спортивный секций) по разным направлениям деятельности, таких как: научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, культурологическое и другие, в которых занимается 9589 детей и подростков (7,8% от всех детей охваченных дополнительным образованием). Организации реализуют 112 образовательных программ. Из них 28 - программ эколого-биологической направленности, 17 - туристско-краеведческой и патриотической направленности, 23 - спортивной направленности, 8 - реабилитационной направленности для детей с ограниченными возможностями, 12 - художественно-эстетической направленности; 12 - технической направленности; 12 - фольклорно-этнографической направленности.
В сфере дополнительного образования детей существуют следующие проблемы.
1. Для профильного обучения и приобретения практических навыков, социализации подрастающего поколения требуется разработка и внедрение инновационных образовательных программ дополнительного образования детей.
2. С 2009 года наблюдается снижение числа обучающихся, охваченных дополнительным образованием в ОГОУ ДОД, на 3% - 350 чел. и количества педагогических работников системы дополнительного образования детей на 29 человек - 9%. Причинами уменьшения числа занятых детей является как реорганизация учреждений, так и сокращение численного состава педагогических работников.
Важным направлением в работе ГОО ДОД является отслеживание судьбы талантливых детей и их поддержка на протяжении нескольких лет. Многие из детей выбирают дальнейший профессиональный путь, связанный с экологией, спортом, туризмом или творчеством. Сегодня становятся действительно востребованными специалисты по микробиологии и садовому дизайну, промышленному альпинизму и точным техническим наукам. В рамках данной программы предполагается организация и формирование системы взаимодействия университетов и организаций дополнительного образования по реализации образовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков к 2015 году.
3. 50% работников ГОО ДОД находятся в возрастной категории 35 - 55 лет, 20% - в возрастной категории более 55 лет. Молодые специалисты, в основном, работают в общеобразовательных организациях. Эффективность и качество дополнительного образования во многом зависит от профессионального уровня педагогов.
4. Проблема автоматизации образовательных процессов и процессов управления в ГОО ДОД как средства повышения производительности труда всегда являлась и остается актуальной в любой сфере человеческой деятельности, сфера дополнительного образования также не является исключением.
Поэтому одной из приоритетных задач развития системы дополнительного образования детей в Иркутской области будет также являться информатизация системы дополнительного образования в целом, а в частности - внедрение автоматизированных процессов в образовательную деятельность ГОО ДОД.
5. В течение последних десяти лет образовательные учреждения ОГОУ ДОД не были включены в инновационные проекты по развитию образования в Иркутской области. Финансирование данных учреждений происходило по остаточному принципу, поэтому материально-технические базы ОГОУ ДОД практически не обновлялись. Учебные кабинеты не оснащены современным учебным оборудованием. В настоящее время возникла проблема модернизации материально-технической базы организаций, соответствующая инновационному развитию экономики Иркутской области. Деятельность данных организаций должна быть направлена на создание равных "стартовых" возможностей каждому ребенку для самореализации, оказание помощи одаренным и талантливым детям.
Приоритетным стратегическим направлением деятельности образовательных организаций ГОО ДОД на перспективу с 2014 года до 2020 года является формирование ГОО ДОД как конкурентоспособных организаций.
(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 122-мпр)
Значимая роль в реализации вышеуказанного стратегического направления отводится системе образования в ГОО ДОД, которая должна обладать современными программами, развитой инфраструктурой образовательных услуг и эффективными технологиями, позволяющими людям раскрыть творческий потенциал, реализоваться в производственной деятельности и построении профессиональной карьеры.
Стратегические направления развития образовательных организаций системы ГОО ДОД основываются на национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", основные направления социально-экономического развития ГОО ДОД призваны обеспечить:
- повышение доступности качественного образования;
- удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина в сфере образования.
Затраты областного бюджета на содержание организаций ГОО ДОД являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие Российского общества и Иркутской области, его кадрового потенциала, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.
В последние годы в образовательных учреждениях ОГОУ ДОД, достигнуты заметные позитивные результаты:
- сохранение единого образовательного пространства путем обеспечения взаимодействия организаций ГОО ДОД с образовательными организациями всех типов и видов;
- разработка образовательных программ нового поколения, стимулирующих развитие инновационной деятельности, информационных технологий;
- сохранение и укрепление кадрового состава, повышение его профессионального уровня с учетом современных требований;
- укрепление материально-технической базы, ресурсного обеспечения соответствующих организаций.
Но вместе с тем остается ряд проблем, требующих решения программными методами:
- усиливающийся разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами новой экономики на современном этапе (общая проблема российского образования);
- недостаточность и противоречивость имеющейся нормативной правовой базы, в том числе ведомственной, которая не в должной мере обеспечивает социальный статус системы дополнительного образования детей, не гарантирует ее сохранение и защиту, ограничивает возможности ее развития;
- ограничение доступа детей из малообеспеченных семей к качественному дополнительному образованию;
- недостаточность бюджетного финансирования и низкая инвестиционная привлекательность организаций дополнительного образования детей, что ведет к ее ресурсному "истощению". Отсутствие гарантированного финансирования системы федеральных и региональных мероприятий с учащимися подрывает основы системы дополнительного образования детей, разрушает мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию образовательной деятельности, негативно отражается на качестве образования, возможности увеличения контингента обучающихся;
- недостаточный уровень квалификации части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.
Одним из основных инструментов в области дополнительного образования детей Иркутской области в целях устранения указанных противоречий призвана стать данная программа, направленная на формирование развитой системы образования в государственных образовательных организациях дополнительного образования детей, обеспечивающей высокую доступность качественного образования и соответствие областной системы дополнительного образования детей требованиям инновационного развития экономики, удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина.
Цель ведомственной целевой программы - организация предоставления доступного и качественного дополнительного образования детей.