(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 18.11.2016 N 745-пп)
Наименование государственной программы | Государственная программа Иркутской области "Социальная поддержка населения" на 2014 - 2020 годы |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 18.11.2016 N 745-пп) | |
Наименование подпрограммы | "Дети Приангарья" на 2014 - 2020 годы |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 18.11.2016 N 745-пп) | |
Ответственный исполнитель подпрограммы | Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
Участники подпрограммы | Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; министерство образования Иркутской области; аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области; министерство здравоохранения Иркутской области |
Цель подпрограммы | Повышение качества жизни семей с детьми, создание комплексных условий для благополучия детей и подростков, обеспечение дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры жизнедеятельности |
Задачи подпрограммы | 1) укрепление института семьи, поддержание престижа материнства и отцовства, развитие и сохранение семейных ценностей в рамках полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 2) развитие системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей в рамках полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 3) развитие системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей в рамках полномочий министерства образования Иркутской области; 4) совершенствование областной системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в различных областях интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной, спортивной, технической и спортивно-технической деятельности в рамках полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 5) обеспечение и защита прав и законных интересов детей, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создания эффективной системы мер поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 6) обеспечение и защита прав и законных интересов детей, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создания эффективной системы мер поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках полномочий министерства образования Иркутской области; 7) обеспечение и защита прав и законных интересов детей, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создания эффективной системы мер поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках полномочий Аппарата Губернатора и Правительства Иркутской области; 8) улучшение качества жизни детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, в том числе профилактика отказов от новорожденных детей; 9) улучшение качества жизни детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в том числе профилактика отказов от новорожденных детей в рамках полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 10) кадровое и информационное обеспечение семейной политики, информирование населения об услугах, предоставляемых детям и семьям с детьми в Иркутской области, в рамках полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 11) развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов; 12) создание и тиражирование новых эффективных технологий |
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 18.03.2014 N 129-пп, от 22.04.2015 N 178-пп) | |
Сроки реализации подпрограммы | 2014 - 2020 годы |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 18.11.2016 N 745-пп) | |
Целевые показатели подпрограммы | 1) Количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за отчетный период; 2) количество детей, принимающих участие в мероприятиях для одаренных детей; 3) утратил силу. - Постановление Правительства Иркутской области от 19.07.2018 N 519-пп; 4) удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 5) численность детей, родители которых лишены родительских прав; 6) удельный вес отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей; 7) численность детей, проживающих в замещающих семьях и семьях усыновителей; 8) количество семей, поставленных на учет в органах опеки и попечительства в связи с желанием принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 22.04.2015 N 178-пп, от 19.07.2018 N 519-пп, от 14.08.2018 N 580-пп) | |
Перечень основных мероприятий подпрограммы | 1) укрепление института семьи, поддержание престижа материнства и отцовства, развитие и сохранение семейных ценностей в рамках полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 2) развитие системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей в рамках полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 3) развитие системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей в рамках полномочий министерства образования Иркутской области; 4) совершенствование областной системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в различных областях интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной, спортивной, технической и спортивно-технической деятельности в рамках полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 5) обеспечение и защита прав и законных интересов детей, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создания эффективной системы мер поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 6) обеспечение и защита прав и законных интересов детей, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создания эффективной системы мер поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках полномочий министерства образования Иркутской области; 7) обеспечение и защита прав и законных интересов детей, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создания эффективной системы мер поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках полномочий Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области; 8) улучшение качества жизни детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области. Профилактика отказов от новорожденных детей; 9) улучшение качества жизни детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Профилактика отказов от новорожденных детей в рамках полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 10) кадровое и информационное обеспечение семейной политики, информирование населения об услугах, предоставляемых детям и семьям с детьми в Иркутской области, в рамках полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 11) развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов; 12) создание и тиражирование новых эффективных технологий |
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 22.04.2015 N 178-пп, от 14.08.2018 N 580-пп) | |
Перечень ведомственных целевых программ, входящих в состав подпрограммы | - |
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения подпрограммы | Объем финансирования подпрограммы составляет: 2014 год - 6 043 072,8 тыс. руб.; 2015 год - 6 512 956,6 тыс. руб.; 2016 год - 7 425 594,4 тыс. руб.; 2017 год - 7 497 174,3 тыс. руб.; 2018 год - 7 926 595,9 тыс. руб.; 2019 год - 8 003 904,4 тыс. руб.; 2020 год - 8 011 048,7 тыс. руб. Объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет: 2014 год - 4 260 587,8 тыс. руб.; 2015 год - 4 654 530,4 тыс. руб.; 2016 год - 5 460 234,5 тыс. руб.; 2017 год - 5 595 534,6 тыс. руб.; 2018 год - 5 612 203,1 тыс. руб.; 2019 год - 5 963 077,9 тыс. руб.; 2020 год - 5 891 471,6 тыс. руб. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета (прогноз) составляет: 2014 год - 1 782 485,0 тыс. руб.; 2015 год - 1 847 427,1 тыс. руб.; 2016 год - 1 957 152,3 тыс. руб.; 2017 год - 1 896 383,7 тыс. руб.; 2018 год - 2 314 392,8 тыс. руб.; 2019 год - 2 040 826,5 тыс. руб.; 2020 год - 2 119 577,1 тыс. руб. Объем финансирования за счет иных источников составляет: 2015 год - 10 999,1 тыс. руб.; 2016 год - 8 207,6 тыс. руб.; 2017 год - 5 256,0 тыс. руб. |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 29.12.2018 N 991-пп) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы | 1) количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за отчетный период к 2020 году снизится до 1820 человек; 2) количество детей, принимающих участие в мероприятиях для одаренных детей, к 2020 году достигнет 1600 человек; 3) утратил силу. - Постановление Правительства Иркутской области от 19.07.2018 N 519-пп; 4) удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к 2020 году достигнет 88,15%; 5) численность детей, родители которых лишены родительских прав, к 2020 году снизится до 992 человек; 6) удельный вес отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей к 2020 году достигнет 0,1%; 7) численность детей, проживающих в замещающих семьях и семьях усыновителей, к 2020 году достигнет 18800 человек; 8) количество семей, поставленных на учет в органах опеки и попечительства в связи с желанием принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к 2020 году достигнет 2450 семей |
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 18.11.2016 N 745-пп, от 19.07.2018 N 519-пп, от 14.08.2018 N 580-пп) |
Задачами семейной политики Иркутской области являются укрепление института семьи, повышение качества жизни семей и детей, а также профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия.
В этих целях разрабатываются стратегические задачи, принципы, установки, выражающие отношение к семье и определяющие перспективы развития государственной семейной политики Иркутской области.
Работа, которая проводилась в рамках реализации долгосрочной целевой программы Иркутской области "Точка опоры" по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 19 ноября 2010 года N 294-пп (далее - Программа "Точка опоры"), позволила уменьшить базовое значение целевого показателя "Удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 17 лет" в период с 2009 по 2012 годы с 4,9% до 4,09%.
Снижение показателя говорит об эффективности мероприятий, проведенных в рамках Программы "Точка опоры", однако для достижения более высоких результатов, в том числе предотвращения отказов от новорожденных, необходимо проведение дальнейшей работы. В 2009 году доля отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей составляла 0,75%, в 2012 году доля отказов от новорожденных снизилась до 0,67%.
Актуальным также является проведение социально значимых мероприятий, посвященных семье, пропагандирующих семейные ценности, положительный опыт семей по воспитанию детей, создающих положительный образ многодетной семьи. Важную роль здесь играют общественные организации - активные участники подобных мероприятий, способные принять на себя при поддержке государства определенные функции по защите интересов семей, имеющих детей. В этих целях необходимы специальные выпуски радио и телепередач, статьи в средствах массовой информации, посвященные семье, проблемам воспитания детей, семейным взаимоотношениям, психологическому и физическому здоровью детей и родителей.
Социальная поддержка семьи и детей представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Иркутской области.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В последние годы в Российской Федерации, в частности в Иркутской области, приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки семей и детей. Развивается законодательная база социальной поддержки семей с детьми, совершенствуется ее организация, укрепляется материально-техническая, информационная и кадровая база.
Ежегодно численность получателей пособий и мер социальной поддержки, предоставляемых детям и семьям, имеющим детей, возрастает, что связано с расширением категорий граждан, имеющих право на их получение, а также в связи с ростом рождаемости.
Кроме того, ежегодно увеличиваются размеры пособий семьям и детям в результате корректировки с учетом прогнозируемого индекса инфляции.
Расширение перечня категорий получателей пособий детям и семьям, имеющим детей, в сочетании с повышением их размеров способствовало решению по крайней мере двух задач: повышению денежных доходов семей, в известной мере компенсируя снижение среднедушевых доходов в связи с рождением детей, и в то же время - повышению уровня рождаемости.
Предоставление мер социальной поддержки детям и семьям, имеющим детей, способствует повышению денежных доходов и, соответственно, - повышению уровня и качества жизни семей, имеющих детей. При этом значительная часть мер социальной поддержки предоставляется на основе адресного подхода с учетом объективной нуждаемости семей, имеющих детей, по различным критериям:
материальная обеспеченность семьи, учитывающая соотношение среднедушевых доходов семьи с установленной в Иркутской области величиной прожиточного минимума;