(с изменениями на 30 декабря 2020 года)
(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 21.01.2014 N 7, от 15.04.2015 N 181, от 26.10.2017 N 479, от 19.12.2017 N 551, от 03.12.2018 N 599, от 13.06.2019 N 309, от 26.11.2019 N 567, от 23.03.2020 N 106, от 30.12.2020 N 677)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2021 года на основании Постановления Правительства Республики Тыва от 24.11.2020 N 573.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 5 июня 2014 г. N 259 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва" и распоряжением Правительства Республики Тыва от 31 июля 2013 г. N 261-р "Об утверждении перечня государственных программ Республики Тыва, подлежащих разработке" Правительство Республики Тыва постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 19.12.2017 N 551)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Тыва "Обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод на территории Республики Тыва на 2014 - 2025 годы".
(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 19.12.2017 N 551, от 23.03.2020 N 106)
2. Признать утратившим силу с 1 января 2014 г. постановление Правительства Республики Тыва от 6 августа 2012 г. N 442 "О республиканской целевой программе "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и предупреждение негативного воздействия вод на территории Республики Тыва на 2012 - 2016 годы".
Заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
А.ДАМБА-ХУУРАК
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ ОТ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОД НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2014 - 2025 ГОДЫ"
(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 21.01.2014 N 7, от 15.04.2015 N 181, от 26.10.2017 N 479, от 19.12.2017 N 551, от 03.12.2018 N 599, от 13.06.2019 N 309, от 26.11.2019 N 567, от 23.03.2020 N 106, от 30.12.2020 N 677)
(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 19.12.2017 N 551, от 23.03.2020 N 106)
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва |
Соисполнители Программы | - | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва, органы местного самоуправления Республики Тыва (по согласованию) |
(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 26.11.2019 N 567) | ||
Участники Программы | - | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва |
Программно-целевые инструменты Программы | - | ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" |
Цели Программы | - | защита населения и объектов экономики от наводнения, наледей и другого вредного воздействия вод; научно-методическое обеспечение системы государственного мониторинга водных объектов; обобщение на территории Республики Тыва гидрологической информации, обеспечивающей сектор экономики необходимыми данными для обоснования проектирования строительства и безопасной эксплуатации водохозяйственных объектов |
Задачи Программы | - | реконструкция и ремонт 8 существующих на территории республики защитных гидротехнических сооружений, а также строительство 10 новых гидротехнических сооружений в местах, подверженных вредному воздействию вод и угрожающих безопасности населения |
(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 19.12.2017 N 551, от 13.06.2019 N 309) | ||
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | 1) доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях; 2) численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от воздействия вод, по состоянию на конец периода, предшествующего отчетному; 3) численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в отчетном периоде; 4) численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях; 5) ориентировочная сумма предотвращенного ущерба; 6) объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета |
(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 19.12.2017 N 551, от 26.11.2019 N 567) | ||
Этапы и сроки реализации Программы | - | 2014 - 2025 годы |
(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 19.12.2017 N 551, от 23.03.2020 N 106) | ||
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | общий объем финансирования программных мероприятий составляет 1026252,9 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 924918,2 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета - 101134,6 тыс. рублей; за счет средств бюджетов муниципальных образований - 200 тыс. рублей. Из общей суммы на финансирование реконструкции и строительства гидротехнических сооружений направляется 866376,1 тыс. рублей, на капитальный ремонт - 120323,4 тыс. рублей, на государственный мониторинг водных объектов - 39368,6 тыс. рублей. Из общего объема финансирования Программы 1026252,9 тыс. рублей планируется освоить: в 2014 г. - 111970 тыс. рублей; в 2015 г. - 109292 тыс. рублей; в 2016 г. - 2300 тыс. рублей; в 2017 г. - 0,0 тыс. рублей; в 2018 г. - 14501 тыс. рублей; в 2019 г. - 9902,4 тыс. рублей; в 2020 г. - 16937,5 тыс. рублей; в 2021 г. - 252550 тыс. рублей; в 2022 г. - 252090 тыс. рублей; в 2023 г. - 6000 тыс. рублей; в 2024 г. - 79500 тыс. рублей; в 2025 г. - 171210 тыс. рублей. Объемы финансовых средств федерального бюджета ежегодно уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Объем финансирования Программы из средств республиканского бюджета Республики Тыва может быть уточнен в порядке, установленном законом о бюджете на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Тыва. Объем финансирования мероприятий за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Тыва ежегодно уточняется в соответствии с принятием бюджетов муниципальных образований на очередной финансовый год и плановый период |
(позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 30.12.2020 N 677) | ||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | решение проблем, касающихся охраны окружающей среды и оздоровления экологической обстановки в республике. Реализация программных мероприятий предполагает достижение следующих результатов в социально-экономической сфере: защита от затопления и подтопления территорий населенных пунктов Республики Тыва; предотвращение ущерба населению от вредного воздействия вод ориентировочно на сумму 1168071,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 г. - 76900,0 тыс. рублей; в 2015 г. - 220930,0 тыс. рублей; в 2016 г. - 0 тыс. рублей; в 2017 г. - 0 тыс. рублей; в 2018 г. - 0 тыс. рублей; в 2019 г. - 81790,0 тыс. рублей; в 2020 г. - 32990,0 тыс. рублей; в 2021 г. - 64991,0 тыс. рублей; в 2022 г. - 382060,0 тыс. рублей; в 2023 г. - 0 тыс. рублей; в 2024 г. - 78690,0 тыс. рублей; в 2025 г. - 229720,0 тыс. рублей; достижение уровня капитальности гидросооружений, рассчитанной на пропуск паводка однопроцентной обеспеченности; улучшение состояния окружающей среды за счет предотвращения деформации берегов рек; увеличение поступления отчислений в федеральный бюджет на социальную защиту населения в сумме 34890 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 г. - 3300,0 тыс. рублей; в 2015 г. - 9490,0 тыс. рублей; в 2016 г. - 0 тыс. рублей; в 2017 г. - 0 тыс. рублей; в 2018 г. - 0 тыс. рублей; в 2019 г. - 2310,0 тыс. рублей; в 2020 г. - 2120,0 тыс. рублей; в 2021 г. - 1000,0 тыс. рублей; в 2022 г. - 10450,0 тыс. рублей; в 2023 г. - 0 тыс. рублей; в 2024 г. - 1220,0 тыс. рублей; в 2025 г. - 5000,0 тыс. рублей; увеличение поступления отчислений в федеральный и республиканский бюджеты на развитие системы здравоохранения и страховой медицины - 3570,0 тыс. рублей (федеральный бюджет - 2090,0 тыс. рублей, республиканский бюджет - 1480,0 тыс. рублей), в том числе по годам: в 2014 г. - 360,0 тыс. рублей; в 2015 г. - 1030,0 тыс. рублей; в 2016 г. - 0 тыс. рублей; в 2017 г. - 0 тыс. рублей; в 2018 г. - 0 тыс. рублей; в 2019 г. - 250,0 тыс. рублей; в 2020 г. - 230,0 тыс. рублей; в 2021 г. - 110,0 тыс. рублей; в 2022 г. - 1130,0 тыс. рублей; в 2023 г. - 0 тыс. рублей; в 2024 г. - 130,0 тыс. рублей; в 2025 г. - 330,0 тыс. рублей. |
(позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 30.12.2020 N 677) |
В Республике Тыва сложилась весьма неблагоприятная обстановка по защите населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, с 2005 года Правительство Республики Тыва принимает все меры по устранению данной проблемы.
По результатам инвентаризации в республике насчитывается 37 гидротехнических сооружений, кроме того, к федеральной собственности относятся 10 головных сооружений, каналов межхозяйственных оросительных систем и Саяно-Шушенская ГЭС, остальные относятся к республиканской и муниципальной собственности.
Фактически на территории республики имеется более 60 объектов, подверженных вредному влиянию вод: затоплению паводковыми, склоновыми водами и наледями, разрушению береговой линии с угрозой смыва населенных пунктов.
Средний срок эксплуатации более половины сооружений составляет 20 и более лет без реконструкции и ремонта. Большая их часть выработала свой ресурс и находится в аварийном состоянии. Морально устаревшее оборудование гидротехнических сооружений, физический износ, недостаточное финансирование для ремонта создают угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
Наводнения, летне-осенние паводки являются наиболее часто повторяющимися явлениями на территории Республики Тыва, которые наносят серьезный ущерб экономике. При прохождении паводков небольшой интенсивности ежегодно затапливается несколько десятков населенных пунктов, более ста тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий и пастбищ. Наводнение с катастрофическими последствиями может разрушить все существующие защитные дамбы, состояние которых является критическим. Большинство гидротехнических сооружений построено из грунтовых и каменно-грунтовых материалов, во многих случаях хозяйственным способом с неустановленным качеством производства работ и должной проектной документации.
Капитальный ремонт требуется для 47 процентов гидротехнических сооружений, для 20 процентов - реконструкция. Ряд гидротехнических сооружений не имеет собственника и представляет в случае аварии угрозу населению и объектам экономики республики.
Ситуация с безопасностью гидротехнических сооружений и предотвращением наводнений усугубляется тем, что средства на мероприятия по пропуску паводков и ремонтно-восстановительные работы в кожуунах отсутствуют.
Необходимо отметить, что в случае развития ситуации, когда меры, направленные на повышение уровня безопасности гидротехнических сооружений, не будут предприняты, увеличится риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разрушением дамб, дорог, нарушением электроснабжения и связи, а также затоплением территорий с расположенными на них жилыми, промышленными строениями и объектами инфраструктуры.
Кроме того, следует отметить, что принятие Программы позволит привлечь средства федерального бюджета на решение поставленных задач.
В текущий период привлечение средств на капитальный ремонт гидротехнических сооружений из федерального бюджета осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350, путем подготовки обосновывающих материалов и последующей их защиты в Федеральном агентстве водных ресурсов.
Необходимость проведения работ, предусмотренных настоящей Программой, обоснована результатами обследования.
По всем объектам составлено обоснование необходимости выполнения программных мероприятий, краткое содержание их приводится ниже.
1. Реконструкция защитных сооружений г. Кызыла, III очередь
Необходимость выполнения работ по реконструкции защитных сооружений на рассматриваемом участке вызвана постоянным негативным воздействием водотока (р. Енисей) на территорию г. Кызыла и прилегающей к нему территории Кызылского кожууна (пгт. Каа-Хем). Практически ежегодно город подвергается затоплению паводковыми водами р. Енисей. Существующие на проектируемых участках дамбы, как правило, выполнены 20 - 25 лет назад. В основном дамбы представлены фрагментами насыпей из гравийно-песчаного грунта, крепление верхового откоса отсутствует, проезд по дамбам затруднен, иногда невозможен. Высота дамб, как правило, не обеспечивает защиту населенного пункта от расчетных уровней паводка.
2. Устройство защитных сооружений на р. Енисей у с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна
Населенный пункт Ийи-Тал расположен на надпойменной террасе р. Енисей и подвергается воздействию одной из правосторонних его проток. В период весеннего половодья р. Енисей на участке полностью затапливает пойму. Правый берег протоки на рассматриваемом участке неустойчивый, подвержен размыву, при паводках, близких к 10 процентам обеспеченности, река Енисей затапливает с. Ийи-Тал. В зону затопления, кроме земель сельскохозяйственного назначения, попадают жилые постройки и, как следствие, огороды, скотные дворы и туалеты. Ущерб, наносимый территории в случае ее затопления паводками, составит порядка 32990,0 тыс. руб.
(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 26.11.2019 N 567, от 30.12.2020 N 677)
3. Берегоукрепительные работы на р. Алдыы-Ишкин по защите с. Хор-Тайга (Ишкин) Сут-Хольского кожууна
Прохождение паводков сопровождалось значительным разрушением береговой линии в жилой зоне с. Хор-Тайга, при этом ширина разрушаемой полосы составила от 20 до 40 метров на протяжении 1,57 км. Деформация береговой линии не стабилизируется, а принимает все более угрожающие размеры с разрушением жилых домов и надводных построек. Подмыт левый берег, который имеет высоту 3 м, некоторые участки заборов приусадебных участков зависли над руслом реки. На участке мостового перехода образовались заломы из влекомых паводком выкорчеванных деревьев.
Наибольшее разрушение берега происходит в весеннее половодье и периодические дождевые паводки, скорость воды при этом достигает 3 - 3,5 м/с. Благодаря легкоразмываемым грунтам русло реки перед селом Хор-Тайга (Ишкин) меняет свое положение после каждого паводка.
4. Организация стока р. Тонмас-Суг в черте г. Кызыла
Необходимость выполнения работ по организации стока р. Тонмас-Суг вызвана негативным воздействием водотока на прилегающую селитебную территорию, представленную частной застройкой. Ввиду того что прилегающие к водотоку земли частично заболочены, частично заторфованы ввиду избыточного увлажнения, прилегающая к водотоку жилая территория подвержена затоплению наледевыми водами.
На значительном протяжении участок водотока р. Тонмас-Суг не имеет выраженного русла, по существующему руслу отмечается скопление наносов, большое количество бытовых и промышленных отходов. На отдельных участках берег размыт, подвержен обрушению, на других участках русло практически не выражено или распластано.
5. Берегоукрепительные работы по защите с. Хорум-Даг на р. Чыргакы Дзун-Хемчикского кожууна
Берегоукрепительная дамба в жилой зоне с. Хорум-Даг, предназначенная для защиты от обрушения береговой линии и расположенных вдоль нее объектов жилищно-коммунального назначения, в свое время осталась незавершенным строительством, в связи с чем она практически полностью разрушена и ее остатки прослеживаются только у мостового перехода на въезде в село со стороны г. Чадана. Незавершенность строительства берегоукрепительной дамбы, а также последствия прохождения паводков, принимающие с каждым годом все более негативный и необратимый характер, явились причиной утраты шести двухквартирных жилых домов и приусадебных участков.
6. Берегоукрепительные работы на р. Хемчик у с. Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна
Река Хемчик характеризуется как горная река с большими уклонами и высокой скоростью. Русло меняется после каждого паводка. Село Баян-Тала расположено вблизи устья р. Чадан, впадающей в р. Хемчик. При наступлении паводка возникает угроза соединения р. Хемчик со старым руслом р. Чадан, что неминуемо повлечет затопление с. Баян-Тала. Процесс смещения русла р. Хемчик в сторону р. Чадан происходит интенсивно, так, в течение 5 лет произошло перемещение более чем на 100 метров. Под угрозу поставлены прилегающие угодья, пашни, пастбища, мост через р. Чадан и с. Баян-Тала, так как воды р. Хемчик при паводке выйдут в пойму, выходящую в старое русло р. Чадан, и направлены на село. Поэтому с целью избежания больших затрат на ликвидацию паводка и с целью сохранности земель и водности источника, его чистоты, строительство берегоукрепительных сооружений не вызывает сомнения.
7. Берегоукрепительные работы на р. Барлык у с. Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна