Действующий

Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Сахалинской области (с изменениями на 28 апреля 2023 года)



8.6. Рекомендации по проведению учета охотничьих ресурсов на территории Сахалинской области


Природа островов Сахалинской области специфична. Сложные формы рельефа, обусловливающие линейное распространение многих видов зверей, снежный покров, до двух и более метров, под толщу которого, в пустоты, образованные в заваленных снегами зарослях бамбука курильского уходят мелкие хищники, снежные каньоны незамерзающих водотоков - все это сильно осложняет получение достоверной информации о поголовье животных. Поэтому учетные работы в охотничьем хозяйстве Сахалинской области, проводились разными способами. Учет медведей - преимущественно визуальным подсчетом животных во время их концентрации на нерестилищах и морской литорали. Енотовидной собаки - картированием сведений охотников. Ондатры - обработкой учетных площадок на водоемах разного качества. Норки и выдры - по "Методическим указаниям по учету выдры и норки", утвержденным Главохотой в 1983 году. Всех прочих млекопитающих учитывают при помощи ЗМУ в сочетании с картированием данных, получаемых от охотников.


Исключение составляет учет ласки, бурундука, белки-летяги, которые ранее не учитывались и методы инвентаризации их популяций не числятся среди методик, используемых в настоящее время в охотничьем хозяйстве. По этим видам данные о численности основываются на экспертных оценках. Все эти особенности учета госохотфонда на Сахалине приведены в видовых очерках настоящего проекта.


Для наиболее важных видов (северный олень, бурый медведь) периодически проводился сбор информации по структурам популяций и размерам воспроизводства, параметры которых динамичны. Это также раздел учета, не менее важный, чем выявление величины поголовья (Дунишенко, 1973, 2000, Иванова, 1985, Сухомиров, 2007, Гапонов, 2012 и др.). А в ретроспективе проводились ежегодные сборы биоматериала из популяции соболя, для последующей их обработки в лаборатории ДВ филиала ВНИИОЗ на предмет выявления потенциальной плодовитости и прогноза численности зверька. В те же годы более широко использовались абсолютный учет на площадках и картирование наблюдений охотников (Дунишенко, Дмитриев 1971, Дунишенко, 1974, Сухомиров, 2007 и др.). При этом данные обрабатывались в управлении охотничьего хозяйства. Они и служили основой для определения лимитов и квот добычи. Учитывали животных и по методике ЗМУ, которые обрабатывались в Москве и служили преимущественно для контроля.


Следует заметить, что и до выхода Приказа МПР РФ от 11.01.2012 N 1, которым была утверждена в РФ методика ЗМУ, приоритет в проведении учетных работ, в ущерб полноте и точности, был отдан именно этому методу учета. И основная причина такой замены - разрушение промысловых хозяйств и вообще отсутствие закрепленных за охотпользователями угодий, что привело к потере специалистов.


Естественно, что смена методики обусловила несоответствия с данными предыдущих лет. Причина большой разницы показателей, в непригодности ЗМУ для горно-лесной местности, о чем указывали многие авторы (Русанов, 1986, Дунишенко, 2010, 2012, Глушков, 2011 и др.). И это одна из причин того, что охотоведы большинства стран Европы давно отказались от маршрутного учета в связи с большими ошибками, которые дает этот метод (Гуринович, 2012).


В настоящее время существует два источника информации о размерах ресурсов на территории области - арендаторы угодий и данные учетных работ в общедоступных угодьях, которые проводят сотрудники службы охраны угодий. Но информация арендаторов не всегда объективна, т.к. прямо связана с размерами квот на добычу животных, в размерах которых они заинтересованы. Поэтому, есть необходимость и в совершенствовании методик учета, и схемы организации учетных работ.


Рекомендуются следующие основные методики для осуществления учета разных уровней:


Доработанная методика ЗМУ. При этом рекомендуется ставить вопрос о пересмотре нормативов учета, так как в условиях резко пересеченного рельефа Сахалинской области, приведенные в Приказе N 1 от 11.01.2012 параметры прокладки учетных маршрутов исполнить практически невозможно. Объемы следует оставить в размерах, существовавших до выхода упомянутого Приказа, тем более, что места прохождения маршрутов были утверждены и обрабатывались не одно десятилетие, что дает возможность анализа результатов на принципах мониторинга. Полевая информация при этом должна обрабатывается в Москве, и использоваться для контроля ситуации по субъектам Федерации и географическим популяциям, для принятия управленческих решений по стране. Кроме того, необходимо привязать учетные маршруты к "элементам среды обитания ресурсов", и начать работу по выявлению пересчетных коэффициентов для географических зон области. Основным способом при этом рекомендуется сравнение показателя учета с плотностью населения на модельных площадках. Выявлять их методом троплений не реально - это потребует привлечения множества специалистов высочайшей квалификации, которые в настоящее время в большом дефиците.


Кроме того, ареной экстраполяции учетных данных при этом должна быть площадь заселенных видом на момент учета "элементов среды обитания" (типов мест обитания).


Сведения по площадям охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, для организации и проведения Зимнего маршрутного учета приводятся в таблице 8.6.1 и на рисунке 8.6.1*.*

________________

* Рисунок 8.6.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В пределах границ охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, выделены участки, исключенные из расчета площадей категорий угодий для ЗМУ. Это непригодные для обитания охотничьих животных территории - населенные пункты, земли промышленности и транспорта. Также земли обороны, крупные озера, лагуны (Невское, Тунайча, Вавайские, Буссе, Чибисанские) и закрытые морские заливы (Куэгда, Неурту, Тропто, Коленду, Помрь, Байкал, Уркт, Эхаби, Одопту, Пильтун, Чайво, Ныйский, Набильский, Лунский и др.).