(в редакции Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15.03.2017 N 39-ПП)
Настоящая государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Обеспечение жильем и коммунальными услугами населения Кабардино-Балкарской Республики" (далее - государственная программа) направлена на улучшение жилищных условий граждан и повышение качества оказания коммунальных услуг населению Кабардино-Балкарской Республики.
По состоянию на 1 января 2016 года общая площадь жилищного фонда в Кабардино-Балкарской Республике составляет 16339,4 тыс. кв. метров, число многоквартирных жилых домов составляет 6635 ед., число жилых домов (индивидуально определенных зданий) - 132201 ед.
Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности и составила в 2015 году около 95 процентов жилищного фонда Кабардино-Балкарской Республики. Ежегодный рост ввода жилья составляет 102 процента, которого недостаточно. Жилищная обеспеченность составляет 18,9 кв. метра на человека, тогда как общероссийский показатель составляет 23,0 кв. метра на человека.
С 2004 года в Российской Федерации реализуется этап государственной жилищной политики, направленной на повышение доступности жилья для населения. Были приняты федеральные законы, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые сформировали законодательную базу для проведения институциональных изменений в жилищной сфере.
Основные направления реализации государственной жилищной политики нашли отражение в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализация которого осуществляется в республике с 2006 года. Главными инструментами его реализации стали федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы и федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В Кабардино-Балкарской Республике в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы были приняты республиканские целевые программы "Развитие жилищного строительства в 2011 - 2015 годах" и "Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011 - 2015 годы. Различные программы в жилищной сфере реализуются и открытым акционерным обществом "Кабардино-Балкарская республиканская ипотечная корпорация", которая является региональным оператором открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", которая определила наиболее важные направления развития в области строительства.
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора. Изменилась ситуация с предоставлением земельных участков для жилищного строительства.
Сформированные на федеральном уровне законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования способствовали его росту. По данным Центрального банка Российской Федерации, в Кабардино-Балкарской Республике в 2011 году было выдано 969 ипотечных кредитов на общую сумму 1327 млн рублей, в 2012 году показатель вырос в 2 раза и составил 1886 кредитов на сумму 2905 млн рублей, в 2013 году - 1965 ипотечных кредитов на сумму 3139 млн рублей, в 2014 году - 1979 ипотечных кредитов на сумму 3356 млн рублей, в 2015 году - 1416 ипотечных кредитов на сумму 2291 млн рублей, в 2016 году - 1779 ипотечных кредитов на сумму 2960 млн рублей.
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2017 N 108-ПП)
Абзац исключен. - Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2017 N 108-ПП.
Процентная ставка по выданным ипотечным кредитам с 2011 по 2016 год колебалась от 12,5 до 13,6 процента. В 2016 году данный показатель составил 12,7 процента.
Кроме того, действуют дополнительные вычеты для отдельных категорий граждан (граждане, состоящие в списке граждан, нуждающихся в получении кредитов на строительство (приобретение) жилья, владельцы материнского (семейного) капитала).
Принят Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 июля 2013 года N 61-РЗ "О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании) в Кабардино-Балкарской Республике", в рамках которого осуществляется реализация государственной политики по улучшению жилищных условий граждан посредством ипотечного жилищного кредитования.
Индекс цен на рынке жилья, рассчитываемый Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике в отношении жилых единиц с неизменными характеристиками, в 2011 году составил на первичном рынке 100 процентов, на вторичном - 101,86 процента, в 2012 году - 100 процентов и 100,68 процента соответственно. В 2013 году цена в расчете на 1 кв. метр общей площади составила 35,05 тыс. рублей на первичном рынке жилья и 35,63 тыс. рублей - на вторичном рынке. В 2014 году стоимость 1 кв. метра общей площади жилья составила 37,53 тыс. рублей на первичном рынке жилья и 37,79 тыс. рублей - на вторичном рынке, рост относительно предыдущего года составил 107,1 и 106,1 процента на первичном и вторичном рынках соответственно.
В 2015 году стоимость 1 кв. метра общей площади жилья составила 38,42 тыс. рублей на первичном рынке жилья и 39,48 тыс. рублей - на вторичном рынке. В 2016 году стоимость 1 кв. метра общей площади жилья составила 37,84 тыс. рублей на первичном рынке жилья и 40,14 тыс. рублей - на вторичном рынке.
В Кабардино-Балкарской Республике ведется работа по привлечению средств из федерального бюджета для обеспечения жильем граждан, перед которыми в соответствии с федеральным законодательством имеются обязательства в рамках специальных федеральных и республиканских программ, мероприятий, реализуемых на условиях софинансирования из федерального бюджета с региональными (местными) бюджетами или за счет средств субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации.
Так, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" за 2011 - 2016 годы были обеспечены жильем 110 семей.
По категориям граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., обязательства государства выполнены в полном объеме.
В списках по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, состояли: на 1 января 2013 г. - 35 семей, на 1 января 2014 г. - 26 семей, на 1 января 2015 г. - 24 семьи, на 1 января 2016 г. - 14 семей, на 1 января 2017 г. - 13 семей.
В настоящее время основным инструментом содействия молодым семьям в обеспечении жильем с использованием средств федерального бюджета является подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы. За 2011 - 2016 годы в рамках подпрограммы, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, средств республиканского бюджета и местных бюджетов, улучшили жилищные условия 1122 молодые семьи. На 1 января 2011 г. на учете состояла 2731 молодая семья, на 1 января 2012 г. - 2924 молодые семьи, на 1 января 2013 г. - 2967 молодых семей, на 1 января 2014 г. - 2633 молодые семьи, на 1 января 2015 г. - 2495 молодых семей, на 1 января 2016 г. - 2955 молодых семей, на 1 января 2017 г. - 2820 молодых семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.
Важной проблемой является предоставление жилья в социальный наем малоимущим гражданам. По состоянию на 1 января 2016 г. на учете состоят 11,6 тыс. семей, имеющих невысокий уровень дохода, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основной проблемой в этой сфере является отсутствие финансовых возможностей у муниципалитетов на строительство и приобретение жилья для предоставления в социальный наем.
Повышение доступности жилья для населения республики возможно путем массового строительства жилья экономического класса, а также развития рынка арендного жилья и некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень доходов.
Абзац исключен. - Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2017 N 108-ПП.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма только нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категории малоимущих. Вместе с тем существенная часть граждан, в первую очередь работники бюджетной сферы, по формальным основаниям не могут быть отнесены к категории малоимущих, в то же время их доходы не позволяют им улучшить жилищные условия ни посредством ипотечного жилищного кредитования, ни тем более посредством единовременного приобретения жилья в собственность.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.
Идея создания арендного жилья является перспективной с точки зрения восприятия населением. Существенным фактором, который будет способствовать повышению спроса граждан на арендное жилье, может стать невысокая стоимость аренды в сравнении с затратами на обслуживание ипотечного кредита.
Динамика развития жилищной сферы в период до 2025 года будет определяться воздействием ряда факторов. Большой спрос, с одной стороны, и очень скромные возможности населения, с другой, не позволяют установиться более или менее прямой зависимости между объемами жилищного строительства, обеспеченностью жильем и приростом цен. Многие застройщики предпочитают работать с элитным жильем, которое приносит им максимальный доход, а недорогой застройке и домам экономкласса внимания не уделяют. Таким образом, необходимо изменить структуру предложения жилья за счет увеличения доли жилья экономкласса, в дальнейшем развить различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку.