В настоящее время особое внимание уделяется практической реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - "Федеральный закон"), а также Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1021-р.
Речь, в частности, идет о полноценном применении стандартов оказания услуг, в том числе посредством внедрения "электронного правительства", и организации предоставления государственных и муниципальных услуг в формате "одного окна".
С принятием Федерального закона конкретизированы требования: к предоставлению государственных и муниципальных услуг; к административным регламентам и стандартам предоставления государственных и муниципальных услуг;
к организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
к использованию информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В рамках административной реформы проведена работа по регламентации деятельности органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления в части предоставления услуг населению, а также по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", переводу государственных и муниципальных услуг в электронную форму, созданию инструментов, позволяющих обеспечить информационный обмен между органами власти различных уровней. В связи с этим сформирована нормативная и методическая база повышения качества исполнения государственных и муниципальных функций и предоставления государственных и муниципальных услуг.
Совершенствование административных процедур является одним из ключевых направлений административной реформы. В числе главных инструментов такого совершенствования выступают административные регламенты органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления.
Результатами деятельности органов исполнительной власти Алтайского края по изданию административных регламентов являются:
приведение нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственных услуг и порядок осуществления государственного контроля (надзора), в соответствие с федеральным, в том числе антикоррупционным, законодательством;
упорядочение административных процедур (действий) при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций;
устранение избыточных административных процедур (действий) при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций;
сокращение сроков предоставления государственных услуг; сокращение перечня документов, необходимых для предоставления государственных услуг;
осуществление отдельных административных процедур (действий) в электронной форме;
установление четких прав и обязанностей, ответственности должностных лиц органов исполнительной власти Алтайского края;
регулирование процесса информирования о порядке предоставления государственных услуг и исполнении государственных функций;
установление порядка осуществления контроля за предоставлением должностными лицами органов исполнительной власти Алтайского края государственных услуг и исполнением государственных функций, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций;
установление порядка реализации гарантий прав граждан и юридических лиц на досудебное обжалование решений и действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) в ходе предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.
В рамках оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг проведена инвентаризация состава услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Алтайского края, и услуг, предоставляемых организациями, подведомственными органам исполнительной власти Алтайского края.
Органами местного самоуправления завершается работа по формированию перечней муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления края, и услуг, предоставляемых организациями, подведомственными им. Указанный перечень сформирован практически в 90 процентах муниципальных образований края.
Сформирован перечень государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти Алтайского края, который по состоянию на 01.07.2013 содержит 232 услуги (функции).
С целью систематизации полномочий органов исполнительной власти края, упорядочения их деятельности в области регулирования порядка предоставления (исполнения) государственных услуг (функций) постановлением Администрации края от 04.05.2011 N 243 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.
Административные регламенты исполнения государственных функций и оказания государственных услуг содержат подробные описания последовательности действий и сроки их осуществления, необходимые для достижения установленных результатов. С административными регламентами неразрывно связаны стандарты государственных функций и услуг. Закрепление стандартов качества оказания государственных услуг служит цели гарантирования получения гражданином услуг заданного качества в минимально необходимый для этого срок, в условиях комфортности и доступности. Стандарты задают конечные качественные и количественные характеристики административно-управленческих процессов, устанавливают требования к уровню доступности и качества взаимодействия органов власти, их структурных подразделений и должностных лиц с гражданами и организациями.
По состоянию на 1 июля 2013 года органами исполнительной власти разработаны и утверждены все административные регламенты предоставления (исполнения) государственных услуг (функций). В Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края включено порядка 700 административных регламентов предоставления (исполнения) муниципальных услуг (функций), принятых органами местного самоуправления Алтайского края.
Все административные регламенты размещены на официальных сайтах органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Алтайского края и на краевом портале методической поддержки реализации административной реформы и формирования электронного правительства. Для возможности получения населением услуг в электронном виде функционирует региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти Алтайского края являются важнейшими показателями эффективности их функционирования, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи с гражданским обществом. С целью придания прозрачности механизму ценообразования на услуги, необходимые и обязательные для предоставления государственных услуг, постановлением Администрации края от 01.11.2012 N 595 утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Алтайского края, и Порядок определения размера платы за их оказание.
Перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления в Алтайском крае, сформированы почти в 65% муниципальных образований.
Предпринимаются первые шаги в направлении внедрения системы оценки регулирующего воздействия, в том числе определена сфера нормотворчества, которая будет подлежать такой оценке, проходит процедуру согласования порядок проведения оценки регулирующего воздействия в Алтайском крае.
Создание современных, удобных для граждан инструментов предоставления государственных и муниципальных услуг - важнейшая задача при совершенствовании государственного и муниципального управления в Алтайском крае. Так, одной из наиболее успешных и перспективных форм обслуживания населения стало предоставление государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна". Это предполагает, что заявитель обращается не к государственным служащим, а к сотрудникам фронт-офиса, которые принимают документы и при необходимости оказывают консультации по получению государственных и муниципальных услуг. Принцип "одного окна" предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. Режим "одного окна" реализуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Для населения подобные центры - зримый результат реформирования системы государственного управления, призванный облегчить жизнь гражданам и бизнесу. Развитие сети МФЦ способствует сокращению сроков предоставления услуг, уменьшению очередей и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти. Данные центры позволяют не только упростить процедуры оказания услуг населению, синхронизировать работу ведомств, но и обеспечить комфорт посетителей, снизить временные и финансовые затраты граждан при получении разных услуг.