ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 года N 410-п
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2017 - 2020 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства ХМАО - Югры от 29.05.2014 N 197-п, от 27.03.2015 N 81-п, от 28.08.2015 N 307-п, от 06.11.2015 N 383-п, от 13.11.2015 N 400-п, от 19.08.2016 N 315-п, от 03.11.2016 N 439-п, от 16.12.2016 N 507-п, от 31.03.2017 N 118-п, от 15.12.2017 N 509-п)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 2 ноября 2017 года N 436-п
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2017 - 2020 годы" (далее - государственная программа).
(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 13.11.2015 N 400-п, от 03.11.2016 N 439-п)
2. Определить Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ответственным исполнителем государственной программы.
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 31.03.2017 N 118-п)
3. Утратил силу с 1 января 2016 года. - Постановление Правительства ХМАО - Югры от 13.11.2015 N 400-п.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2017 - 2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 03.11.2016 N 439-п, от 31.03.2017 N 118-п, от 15.12.2017 N 509-п)
Наименование государственной программы | Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2017 - 2020 годы |
Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта) | |
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 31.03.2017 N 118-п) | |
Соисполнители государственной программы | |
Цель государственной программы | сбалансированное воспроизводство ресурсной базы и эффективное использование полезных ископаемых для обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Задачи государственной программы | совершенствование организационно-экономических механизмов регулирования в сфере недропользования; стимулирование эффективного воспроизводства ресурсной базы и добычи полезных ископаемых; повышение геологической изученности территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; повышение инвестиционной привлекательности топливно-энергетического комплекса региона; формирование региональной политики в сфере межотраслевой диверсификации топливно-энергетического комплекса |
Подпрограммы или основные мероприятия | Подпрограмма I: "Обеспечение эффективности функционирования системы управления ресурсной базой региона" Подпрограмма II: "Формирование инвестиционной привлекательности топливно-энергетического комплекса автономного округа" |
Целевые показатели государственной программы | 1. Увеличение доли выявленных запасов в начальных извлекаемых ресурсах нефти с 62,8 до 66,8%. 2. Увеличение текущего коэффициента извлечения нефти с 0,212 до 0,234 д. ед. 3. Увеличение прироста запасов нефти категории С1 за счет разведочного бурения с 60 до 68 млн. т. 4. Повышение уровня использования попутного нефтяного газа с 94,1 до 95,8%. 5. Увеличение объема добычи нефти из залежей с трудноизвлекаемыми запасами с 6,8 до 21,2 млн. т. 6. Сохранение объема дохода бюджета автономного округа от освоения участков, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, на уровне 1,5 млрд. руб. 7. Увеличение индекса производительности труда в сфере добычи полезных ископаемых в автономном округе относительно уровня 2011 года до 150% к 2018 году |
Сроки реализации государственной программы | 2017 - 2020 годы |
Финансовое обеспечение государственной программы | общий объем финансирования государственной программы составляет 12920558,2 тыс. руб., из них: бюджет автономного округа 1462558,2 тыс. рублей; иные внебюджетные источники - 11458000,0 тыс. рублей, в том числе: 2017 год - 1272353,3 тыс. руб.; 2018 год - 2923914,1 тыс. руб.; 2019 год - 5010536,9 тыс. руб.; 2020 год - 3713753,9 тыс. руб. |
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 15.12.2017 N 509-п) |
Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ), сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности нынешних и будущих поколений.
Основными этапами организации недропользования являются изучение имеющихся на территории автономного округа ресурсов, осуществление мониторинга, оценки и прогноза возможных изменений их состояния, упорядочение и анализ собранной информации с целью планирования освоения и подготовки инфраструктуры к ведению добычи, переработки и реализации товарной продукции. Реализация государственной программы будет осуществляться применительно к сферам изучения, подготовки и добычи (использования) минерально-сырьевых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей населения и экономики автономного округа.
Краткая характеристика текущего состояния минерально-сырьевой базы автономного округа представлена в том числе на основании актуальных аналитических данных, полученных в результате социологических исследований.
Развитие и модернизация нефтегазового и нефтегазоперерабатывающего комплексов автономного округа, включая материально-техническую базу, осуществляется с привлечением инвестиций хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в автономном округе.
Минерально-сырьевая база автономного округа обеспечивает развитие экономики и переход на новый технологический уклад.
В развитии минерально-сырьевого комплекса отмечаются следующие основные тенденции:
истощение ресурсной базы;
сокращение количества новых крупных и уникальных месторождений;
повышение роли новых территорий в связи с истощением ресурсной базы в традиционных районах добычи углеводородов;
перемещение районов ведения геологоразведочных работ (далее - ГРР) в удаленные местности со слабо развитой инфраструктурой, что приводит к повышению стоимости поисков, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых;
увеличение доли трудноизвлекаемых запасов;
отсутствие действенных экономических механизмов вовлечения ресурсов и запасов месторождений твердых полезных ископаемых в условиях неразвитой транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
В свою очередь, потребность в трудовых ресурсах ответственного исполнителя государственной программы, необходимых для ее реализации, а также в финансировании подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств автономного округа для реализации программных мероприятий отсутствует.
Реализация государственной программы будет осуществляться за счет средств бюджета автономного округа и иных внебюджетных источников.
Существенная доля углеводородного потенциала недр автономного округа связана с нефтью: начальные суммарные ресурсы (НСР) углеводородов автономного округа по видам нефтегазового сырья распределены следующим образом: нефть - 80,5%, свободный газ - 11,4%; растворенный газ - 7,4%, конденсат - 0,7%.
На территории автономного округа на 1 января 2015 года открыто 476 месторождений, из них: нефтяных - 414, газонефтяных - 16, нефтегазоконденсатных - 23, газоконденсатных - 5 и газовых - 18.
Согласно официальной статистике по состоянию на 1 января 2016 года на территории автономного округа действует 539 лицензий на право пользования недрами.
Общая площадь распределенного фонда недр составляет 206.7 тыс. кв. км.
Добыча нефти в автономном округе началась в 1964 году и уже в 1978 году доля округа в нефтедобыче России достигла 50%, в 1985 году был достигнут максимальный объем добычи - 361 млн. т (67% от добычи Российской Федерации).
С 2008 года уровень годовой добычи нефти в автономном округе снижается и в 2015 году он составил 243 млн. т - 45,6% от добычи Российской Федерации.
Истощение ресурсной базы - процесс естественный. Во всех нефтегазоносных регионах открываются и вовлекаются в разработку в первую очередь крупнейшие объекты, с течением времени масштабы открытий уменьшаются.
В автономном округе запасы нефти по категориям ABC1+C2, отнесенные к категории трудноизвлекаемых запасов (далее - ТрИЗ), составляют более 8 млрд. т.
Для ввода в разработку таких объектов требуется не только проведение большого объема исследований, уникальная аппаратура и применение современных технологий, но и применение со стороны государства ряда мер, направленных на поддержку и стимулирование освоения трудноизвлекаемых запасов нефти.
Причины трудноизвлекаемости запасов нефти можно разделить на 2 составляющие: естественные и техногенные, в соответствии с которыми при определении принадлежности залежей к группе ТрИЗ используются геологические, технологические и экономические критерии. По данным Государственного баланса запасов, можно в достаточной степени достоверно судить о доле и характеристике ТрИЗ, используя только геологические критерии их определения.
По экономической эффективности разработки к ТрИЗ относятся запасы нефти, полное проектное извлечение которых экономически обосновано до налогообложения, но экономически нецелесообразно (по принятым основным экономическим критериям) при применении полных ставок существующей системы налогообложения, так как ввод в разработку таких запасов требует от недропользователей привлечения значительных капитальных и эксплуатационных затрат. Однако на экономическую эффективность могут влиять и факторы, не зависящие от качества запасов, то есть содержания ТрИЗ. На степень экономической эффективности освоения месторождения оказывают влияние следующие основные факторы:
отсутствие технологий освоения;
развитие новых эффективных технологий освоения запасов связано с высокими технологическими и финансовыми рисками;
необходимость внедрения уже имеющихся дорогостоящих технологий добычи;
применение инновационных технологий ведет к значительному повышению эксплуатационных затрат при добыче нефти, что ведет к отрицательным показателям экономической эффективности.
Для решения данной задачи необходимо создание инновационного промышленного кластера в автономном округе с участием фундаментальной и прикладной науки, экспериментальных полигонов, технопарков и индустриальных парков.
Также необходимо организовать работу по эффективному взаимодействию научных организаций в области разработки инновационных технологий добычи углеводородного сырья.
Снижение годовой добычи имеет место, несмотря на значительные усилия нефтяных организаций по наращиванию объемов производства. С 2002 года по 2015 год объемы эксплуатационного бурения выросли по автономному округу с 5,4 млн. м. до 13,5 млн. м и только в 2014 году снизились до 12,5 млн. м. Действующий эксплуатационный фонд скважин увеличился с 67,9 тыс. скважин до 118,5 тыс. скважин в 2015 году.
До 2005 года рост объемов эксплуатационного бурения сопровождался ростом дебитов новых скважин (с 23 т/сут. в 2000 году до 47,5 т/сут. в 2005 году). Этот рост обеспечивался освоением и массовым применением организациями таких технологий, как гидроразрыв пласта, бурение горизонтальных скважин и боковых стволов. После 2005 года эффективность применения этих технологий стала снижаться, дебит нефти новых скважин составил в 2015 году 28,7 т/сут.
Эффективность ГРР, рассчитанная на основании выделения прироста запасов за счет поисково-разведочного бурения, за последние 3 года находится на уровне 230 т/м, эффективность поискового бурения 60 - 70 т/м.
В 2015 году нефтяными организациями на территории автономного округа добыто 33,9 млрд. м3 попутного нефтяного газа.
Из-за общего снижения добычи попутного нефтяного газа в целом по автономному округу объем полезного использования газа увеличился на 450 млн. м3 (на 1,4%). Объем сжигания газа в факелах в 2015 году также сократился на 261,4 млн. м3 (на 12,9%), 76% всего объема газа направлено на переработку на газоперерабатывающие комплексы на территории автономного округа.
Уровень полезного использования нефтяного газа в 2015 году вырос на 0,9% и достиг 94,1%.
Лицензионные участки автономного округа на значительной площади обустроены объектами производственной инфраструктуры. За последние 2 года объем инвестиций в развитие нефтедобычи составляет около 400 млрд. рублей в год. Одной из главных задач недропользования является снижение аварийности на промысловых трубопроводах. Средний срок службы трубопроводов по округу в 2014 году составил 12,81 лет, и если не увеличивать объемы капремонта и реконструкции, он будет возрастать, что приведет к росту аварийности.
Объем инвестиций на строительство и реконструкцию объектов обустройства к 2020 году составит порядка 514,7 млрд. руб.
В настоящее время в перерабатывающем секторе задействованы 6 нефтеперерабатывающих предприятий, 9 газоперерабатывающих предприятий и Сургутский завод стабилизации газового конденсата.
Добычу нефти на территории автономного округа на 1 сентября 2016 года осуществляют 48 предприятий, 33 из которых входит в состав вертикально интегрированных нефтяных компании (далее - ВИНК), 15 - независимые компании.
Основная доля добычи нефти на территории автономного округа приходится на нефтегазовые предприятия, входящие в состав ВИНК.
В то же время в сегменте нефтесервиса преобладают в основном средние и малые предприятия.
В автономном округе оказанием нефтегазосервисных услуг занимаются порядка 350 организаций, в которых трудятся около 100 тысяч человек.
В настоящее время нефтегазосервис сформировался в самостоятельный сектор экономики страны и является одним из крупнейших потребителей продукции ряда отраслей, выполняет важную роль в модернизации нефтяной и других секторов промышленности.
Автономный округ является составной частью экономически высокоразвитого Уральского федерального округа.
Восточный склон Приполярного Урала автономного округа обладает существенным ресурсным потенциалом твердых полезных ископаемых, сосредоточенных в пределах его территории.
При этом в структуре ресурсного потенциала значительно доминируют прогнозные ресурсы низких категорий, в сравнении с которыми разведанные запасы составляют крайне малую долю. В настоящее время запасы промышленных категорий имеются только по месторождениям кварца, россыпного и рудного золота, бурых углей, строительного камня, цеолитсодержащих пород.