Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2015 года N 400-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 410-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 2 ноября 2017 года N 436-п

____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 410-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы" следующие изменения:

1.1. В заголовке, пункте 1 цифры "2014" заменить цифрами "2016".

1.2. Пункт 3 признать утратившим силу.

1.3. Приложение изложить в следующей редакции:



"Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 9 октября 2013 года N 410-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2016 - 2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)


 Паспорт государственной программы

Наименование государственной программы

 Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы

Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта)

Ответственный исполнитель государственной программы

 Департамент по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Соисполнители государственной программы

Цель государственной программы

 сбалансированное развитие и использование минерально-сырьевой базы углеводородов, твердых и общераспространенных полезных ископаемых для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ)

Задачи государственной программы

 обеспечение развития минерально-сырьевой базы автономного округа, получение геологической информации;

 повышение эффективности использования ресурсов недр на территории автономного округа;

 привлечение инвестиций в развитие и использование минерально-сырьевой базы автономного округа

Основные мероприятия

 Геологоразведочные работы.

 Работы на скважинах, пробуренных в период действия территориальной программы геологического изучения недр за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 Организация и проведение конкурса, направленного на повышение престижа профессий в нефтегазодобывающей отрасли Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, установка памятных знаков на мемориале.

 Научно-аналитическое и информационное обеспечение процессов для подготовки и принятия решений органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 Привлечение инвестиций с целью развития минерально-сырьевой базы.

 Реализация проекта "Создание индустриального парка "Приразломный".

 Реализация проекта "Научный полигон "Баженовский"

Целевые показатели государственной программы

 увеличение количества участков недр, предлагаемых для лицензирования, с 76 до 88 шт.;

 увеличение ежегодного прироста запасов углеводородного сырья за счет поисково-разведочного бурения с 57 млн. т до 58 млн. т;

 увеличение количества месторождений углеводородного сырья с 473 до 499 шт.;

 увеличение количества месторождений общераспространенных полезных ископаемых, поставленных на территориальный баланс со 168 до 180 месторождений;

 увеличение доли введенных в разработку месторождений углеводородного сырья от общего количества открытых месторождений с 50,3% до 51,9%;

 увеличение текущего коэффициента извлечения нефти с 0,378 до 0,392;

 увеличение освоенности ресурсной базы углеводородного сырья с 62,8% до 64,6%;

 увеличение индекса производительности труда в сфере добычи полезных ископаемых в автономном округе относительно уровня 2011 года до 150% к 2018 году;

 увеличение количества лицензионных участков с уровнем использования попутного нефтяного газа больше 95% с 223 до 248 участков;

 объем инвестиций при реализации инвестиционных проектов при проведении геологоразведочных работ с 32,0 млрд. руб. до 35,0 млрд. руб.;

 количество апробированных новых технологий на научном полигоне "Баженовский" к концу реализации программы увеличится в 2 раза;

 количество реализованных проектов на площадке индустриального парка "Приразломный" увеличится до трех

Сроки реализации государственной программы

2016 - 2020 годы

Финансовое обеспечение государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет - 3279430,9 тыс. руб., в том числе:

2016 год - 519113,0 тыс. руб.;

2017 год - 552056,2 тыс. руб.;

2018 год - 552753,9 тыс. руб.;

2019 год - 802753,9 тыс. руб.;

2020 год - 852753,9 тыс. руб.


Раздел I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ


Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития автономного округа, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности нынешних и будущих поколений.

Основными этапами организации недропользования является изучение имеющихся на территории автономного округа ресурсов, осуществление мониторинга, оценки и прогноза возможных изменений их состояния, упорядочение и анализ собранной информации с целью планирования освоения и подготовка инфраструктуры к ведению добычи, переработки и реализации товарной продукции. Реализация государственной программы будет осуществляться применительно к сферам изучения, подготовки и добычи (использования) минерально-сырьевых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей населения и экономики автономного округа.

Краткая характеристика текущего состояния минерально-сырьевой базы автономного округа представлена в том числе на основании актуальных аналитических данных, полученных в результате социологических исследований.

Развитие и модернизация нефтегазового и нефтегазоперерабатывающего комплексов автономного округа, включая материально-техническую базу, осуществляется с привлечением инвестиций хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории автономного округа.

Минерально-сырьевая база автономного округа обеспечивает развитие экономики и переход на новый технологический уклад.

В развитии минерально-сырьевого комплекса отмечаются следующие основные тенденции:

истощение ресурсной базы;

сокращение количества новых крупных и уникальных месторождений;

повышение роли новых территорий в связи с истощением ресурсной базы в традиционных районах добычи углеводородов;

перемещение районов ведения геологоразведочных работ (далее - ГРР) в удаленные местности со слабо развитой инфраструктурой, что приводит к повышению стоимости поисков, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых;

увеличение доли трудноизвлекаемых запасов;

отсутствие действенных экономических механизмов вовлечения ресурсов и запасов месторождений твердых полезных ископаемых в условиях неразвитой транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.

В свою очередь, потребность в трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы, а также в финансировании подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств автономного округа для реализации программных мероприятий отсутствует.

Реализация государственной программы будет осуществляться за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и иных внебюджетных источников.

Глава I. УГЛЕВОДОРОДНОЕ СЫРЬЕ


Существенная доля углеводородного потенциала недр автономного округа связана с нефтью: начальные суммарные ресурсы (НСР) углеводородов автономного округа по видам нефтегазового сырья распределены следующим образом: нефть - 80.5%, свободный газ - 11.4%; растворенный газ - 7.4%, конденсат - 0.7%.

На территории автономного округа на 1 января 2015 года открыто 476 месторождений, из них: нефтяных - 414, газонефтяных - 16, нефтегазоконденсатных - 23, газоконденсатных - 5 и газовых - 18.

Согласно официальной статистике по состоянию на 1 января 2015 года на территории автономного округа действует 479 лицензий на право пользования недрами, из них:

91 лицензия - на геологическое изучение с целью поисков и оценки углеводородного сырья;

84 лицензии - на геологическое изучение, поиск, разведку и добычу;

303 лицензии - на добычу нефти и газа;

1 лицензия - на эксплуатацию подземного хранилища газа.

Общая площадь распределенного фонда недр составляет 206.7 тыс. кв. км.

По состоянию на 1 января 2015 года на территории автономного округа геологическое изучение недр с целью поиска и оценки, разведки и добычи месторождений углеводородного сырья осуществляли 97 предприятий-недропользователей. Вертикально интегрированным организациям принадлежит 84% действующих долгосрочных лицензий. Независимые недропользователи владеют 62 лицензиями, дающими право пользования участками недр с целью разведки и добычи углеводородного сырья, и 63 лицензиями на геологическое изучение недр.

Добыча нефти в автономном округе началась в 1964 году и уже в 1978 году доля округа в нефтедобыче России достигла 50%, в 1985 году был достигнут максимальный объем добычи - 361 млн. т (67% от добычи Российской Федерации).

С 2008 года уровень годовой добычи нефти в автономном округе снижается и в 2014 году он составил 250 млн. т - 48% от добычи Российской Федерации.

Истощение ресурсной базы - процесс естественный. Во всех нефтегазоносных регионах открываются и вовлекаются в разработку в первую очередь крупнейшие объекты, с течением времени масштабы открытий уменьшаются.

Снижение годовой добычи имеет место, несмотря на значительные усилия нефтяных организаций по наращиванию объемов производства. С 2002 года по 2013 год объемы эксплуатационного бурения выросли по автономному округу с 5,4 млн. м до 14.0 млн. м и только в 2014 году снизились до 12,5 млн. м. Действующий эксплуатационный фонд скважин увеличился с 67,9 тыс. скважин до 103,7 тыс. скважин в 2014 году.

До 2005 года рост объемов эксплуатационного бурения сопровождался ростом дебитов новых скважин (с 23 т/сут. в 2000 году до 47,5 т/сут. в 2005 году). Этот рост обеспечивался освоением и массовым применением организациями таких технологий, как гидроразрыв пласта, бурение горизонтальных скважин и боковых стволов. После 2005 года эффективность применения этих технологий стала снижаться, дебит нефти новых скважин составил в 2014 году 28,02 т/сут.

В 2014 году нефтяными организациями на территории автономного округа добыто 33,7 млрд. м3 попутного нефтяного газа.

Из-за общего снижения добычи попутного нефтяного газа в целом по автономному округу объем полезного использования газа уменьшился на 1466,5 млн. м3 (на 4,5%). Объем сжигания газа в факелах в 2014 году также сократился на 770,5 млн. м3 (на 25,1%). 74% всего объема газа направлено на переработку на газоперерабатывающие комплексы на территории автономного округа. Объем газа, направленный на газоперерабатывающие комплексы в 2014 году снизился незначительно - на 190,9 млн. м3, или на 0,8%.

С общим сокращением объема использования попутного нефтяного газа (далее - ПНГ) при уменьшении ресурсов добытого газа уровень полезного использования нефтяного газа в 2014 году вырос на 1,7% и достиг 93,2%. Тем не менее остаются проблемные участки с довольно значительными объемами сжигания газа, где год от года возрастают объемы добычи попутного газа.

Общая протяженность сети промысловой трубопроводной системы автономного округа составляет более 96 тыс. км. Кроме того, по территории округа проходят магистральные газопроводы и нефтепроводы, длина которых составляет около 16 тысяч километров.

Промысловые трубопроводы обеспечивают сбор и транспортировку нефти, газа и обслуживают систему ППД.

В настоящее время в перерабатывающем секторе задействованы 6 нефтеперерабатывающих предприятий, 9 газоперерабатывающих предприятий и Сургутский завод стабилизации газового конденсата.

Глава II. МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ БАЗА ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ


Автономный округ является составной частью экономически высокоразвитого Уральского федерального округа, энергетическая и металлургическая отрасли которого испытывают на сегодняшний день существенные трудности с обеспечением определенными видами полезных ископаемых в связи с истощением собственной минерально-сырьевой базы.

В настоящее время в промышленно развитые районы Урала ежегодно завозится более 60 миллионов тонн различных видов минерального сырья, среди которых преобладают угли (61%) и руды черных металлов (39%).

Обеспеченность организаций промышленного Урала местным сырьем по отдельным видам полезных ископаемых колеблется от 17% (энергетические угли) до 50% (медный концентрат).

Отсутствуют коксующиеся угли, легкообогатимые руды хрома, марганца, редких элементов и ряда других полезных ископаемых.

Существующий в промышленном секторе Урала дефицит сырья компенсируется поставками из отдаленных районов Российской Федерации, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, несмотря на то, что практически непосредственно примыкающей к индустриальному Уралу, восточный склон Приполярного Урала автономного округа, обладает существенным ресурсным потенциалом твердых полезных ископаемых, сосредоточенных в пределах его территории.

При этом в структуре ресурсного потенциала значительно доминируют прогнозные ресурсы низких категорий, в сравнении с которыми разведанные запасы составляют крайне малую долю. В настоящее время запасы промышленных категорий имеются только по месторождениям кварца, россыпного и рудного золота, бурых углей, строительного камня, цеолитсодержащих пород.

Поэтому весьма актуальными являются задачи значительного увеличения объемов региональных и особенно поисковых и оценочных работ на ведущие и остродефицитные, стратегические твердые полезные ископаемые на Приполярном и Северном Урале, также в приуральской части автономного округа. В случае открытия здесь новых месторождений возможна их рентабельная отработка на доступных глубинах, создание надежной сырьевой базы для добычи различных видов минерального сырья. Соответственно это оживит развитие горнодобывающих производств для обеспечения сырьем черной и цветной металлургии промышленных районов Северного и Среднего Урала, давно испытывающих дефицит многих видов сырья.

Дальнейшее развитие геологоразведочных работ и горнодобывающих отраслей промышленности этого региона тесно связано с планами строительства автомобильных и железной дорог, которые позволили бы обеспечить встречные потоки доставки грузов на территорию автономного округа и вывоз минерального сырья на соседние территории.

Всего на территории автономного округа разведано 36 месторождений твердых полезных ископаемых (металлы и неметаллы). В государственном балансе учтены 33 месторождения - 7 месторождений кварца, 2 - цеолитов, 1 - яшм, 17 - золота (в том числе - 14 россыпных, 3 - коренных) и 6 - углей бурых.

Для подготовки и освоения минерально-сырьевой базы экономически неразвитых территорий Северного, Приполярного и Полярного Урала необходимо продолжение работ на известных проявлениях твердых полезных ископаемых и ввод в геологоразведочный процесс новых площадей. В связи с неудовлетворительной степенью геологической изученности практически на всей площади горной и предгорной частей Урала автономного округа требуется проведение подготовительных "предпоисковых" работ с целью ранжирования территории по степени перспективности на твердые полезные ископаемые и выделения первоочередных объектов геологоразведочных работ.

Одним из важных инструментов этого процесса является постоянная систематизация и анализ результатов всех геологических исследований с оценкой их качества и составлением карт изученности территории. Конечным и наиболее эффективным отображением этого анализа является обновление карт геологического содержания, формирование направлений дальнейших геологоразведочных работ.

В последние годы в ходе геологического изучения, региональных геохимических и поисковых работ накоплен значительный объем геологической информации, уточнено геологическое строение отдельных площадей, а в ряде случаев поменялись представления об их металлогении. Результаты этих работ должны быть отражены на региональных геологических и металлогенических картах Уральской части автономного округа.

Также одним из приоритетных направлений развития ресурсной базы Полярного Урала является создание условий для привлечения в проект создания горнопромышленного кластера в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры внебюджетных источников инвестирования. В связи с чем в рамках Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ООО "Югорская Промышленная Корпорация", в период с 2016 по 2030 гг., будет реализован проект "Привлечение зарубежных инвесторов в проект создания горнопромышленного кластера в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Реализация проекта позволит создать комплексную ресурсную базу Полярного Урала и начать промышленную разработку полезных ископаемых для обеспечения сырьем предприятий Российской Федерации.

Глава III. ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ


Автономный округ обладает значительными ресурсами многих видов общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), в том числе строительного песка, песчано-гравийного материала, глины, строительного камня и др. Перечень ОПИ автономного округа утвержден совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Правительства автономного округа от 22 сентября 2005 года N 66-р/496-рп.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»