Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 сентября 2013 года N 345-п

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2014-2020 ГОДЫ"

[Документ признан утратившим силу с 1 января 2014 года

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 года N 425-п]

В соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 – 2020 годы".

2. Признать утратившими силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

от 3 ноября 2010 года N 284-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 – 2013 годы";

от 16 ноября 2011 года N 429-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 ноября 2010 года N 284-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 – 2013 годы";

от 24 мая 2012 года N 181-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 ноября 2010 года N 284-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 – 2013 годы";

от 22 сентября 2012 года N 351-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 ноября 2010 года N 284-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 – 2013 годы";

от 29 октября 2012 года N 422-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 ноября 2010 года N 284-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы";

от 15 февраля 2013 года N 52-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 ноября 2010 года N 284-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 – 2013 годы";

от 19 апреля 2013 года N 149-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 ноября 2010 года N 284-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 – 2013 годы".

от 12 июля 2013 года N 252-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 ноября 2010 года N 284-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 – 2013 годы";

от 17 июля 2013 года N 279-п "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 ноября 2010 года N 284-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 – 2013 годы".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

Губернатор

Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры Н.В.Комарова

Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 5 сентября 2013 года N 345-п

Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 – 2020 годы" (далее - Программа)

Паспорт Программы


Наименование Программы

"Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного
 округа - Югры на 2014 – 2020 годы"

Дата утверждения Программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта)*

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного
 округа – Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского
 автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы"
 от 2013 года N _____

Ответственный исполнитель Программы

Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного
 округа - Югры

Соисполнители Программы

нет

Цели Программы

1.  Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного
 округа - Югры, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов.
 2.  Повышение конкурентоспособности лесопромышленных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение на этой основе комплексного устойчивого развития и повышение экономической эффективности работы лесопромышленных организаций

Задачи Программы

интенсификация использования лесов при сохранении их экологических и глобальных функций.
 Сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, от вр едных организмов и других неблагоприятных факторов.
 Воспроизводство лесных ресурсов, отвечающее современным экологическим и социально-экономическим требованиям.
 Обеспечение эффективного управления в установленной сфере деятельности.
 Развитие и обновление основного капитала организаций отрасли.
 Повышение экономической эффективности производства в лесопромышленном комплексе.
 Увеличение объемов производства и реализации основных видов лесопромышленной продукции с высокой добавленной стоимостью.
 Обеспечение стабильного уровня рентабельности лесопромышленных организаций.
 Содействие формированию и развитию перспективных рынков сбыта лесопромышленной продукции

Подпрограммы

"Развитие лесного хозяйства";

 "Развитие лесопромышленного комплекса"

Целевые показатели Программы (показатели непосредственных результатов)

1.  Увеличение доли фактического объёма заг отовки древесины к расчетной лесосеке с 8,3 до 10,0%.
 2.  Сохранение доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на уровне  79,7%.
 3.  Увеличение доли площадей земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда с 8,1 до 13,5%.
 4.  Увеличение доли лесных культур в общем объёме лесовосстановления на землях лесного фонда с 6,3 до 8,0%.
 5.  Сохранение доли кедровых лесов на уровне 14,9%.
 6.  Снижение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда
  с 0,436 до 0,138%.
 7.  Увеличение доли площади проведённых санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и повреждённых лесов с 28,1 до 43,5%.
 8.  Увеличение доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по количеству случаев), в общем количестве лесных пожаров с 61,6 до 68%.
 9.  Индекс обработки древесины и производства изделий из дерева не ниже 101% к предыдущему году.
 10.  Увеличение среднеотраслевой выработки на одного работающего с 1839 тыс. руб. до 3200 тыс. руб.

Сроки реализации Программы

2014-2020 годы

Финансовое обеспечение Программы

общий объем финансирования Программы
 15 566 635,6 тыс. рублей, в том числе:
 2014 год - 2 877 414,3 тыс. рублей,
 2015 год - 2 366 330,7 тыс. рублей,
 2016 год - 2 325 661,5 тыс. рублей,
 2017 год - 2 142 047,8 тыс. рублей,
 2018 год - 2 016 206,5 тыс. рублей,
 2019 год - 1 913 880,8 тыс. рублей,
 2020 год - 1 925 094,0  тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы
 (показатели конечных результатов)

1.  Сохранение лесистости территории
 Ханты-Мансийского автономного
 округа - Югры на уровне 54%.
 2.  Увеличение объема платежей в бюджет Российской Федерации и бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда с 21,36 до 23,24 руб./га.
 3.  Создание (модернизация) 300 новых высокопроизводительных рабочих мест.
 4.  Увеличение рентабельности организаций до 5%.
 5.  Увеличение удельного веса прибыльных организаций в их общем числе до 60%

*- Заполняется после утверждения Программы.

Раздел I. Характеристика текущего состояния лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Сегодня в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут развиться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Проблемы носят комплексный характер, поэтому их решение требует скоординированного взаимодействия на основе единых целевых установок и вытекающих из них задач.

Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий единой государственной программы развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса (от воспроизводства лесов до глубокой их переработки), а также подъема его на более высокий организационный, технологический и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий.

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сектора экономики, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Лесное хозяйство


Лес является одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня воздействия на них неблагоприятных факторов (прежде всего лесных пожаров), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее также – автономный округ) входит в пятёрку субъектов Российской Федерации, наиболее обеспеченных лесосырьевыми ресурсами. Общая площадь земель, на которых располагаются леса – 50 429,9 тыс. га, или 4,3% от общей площади лесов Российской Федерации, в том числе земли, покрытые лесной растительностью – 28 894,3 тыс. га, или 3,6% от земель, покрытых лесной растительностью Российской Федерации. Лесистость территории автономного округа - 54%.

Леса на территории автономного округа относятся к таёжной лесорастительной зоне и включают три лесных района: Западно-Сибирский северо-таежный равнинный, Западно-Сибирский средне-таежный равнинный и Серево-Уральский таежный. По целевому назначению леса распределены на защитные леса (5,6%) и эксплуатационные леса (94,4%).

В составе земель лесного фонда преобладают лесные земли - 57,1% от площади земель лесного фонда. Нелесные земли составляют 42,9% лесного фонда, основная часть которых представлена болотами.

Запас древесины в автономном округе достигает 3,15 млрд. м3, в том числе по хвойным породам - 2,5 млрд. м3 (79,2%), спелых и перестойных насаждений - 2,1 млрд. м3, или 4,8% от запаса спелых и перестойных насаждений Российской Федерации. Общий средний прирост древесины превышает 30,0 млн. м3 в год. Запас на одном гектаре – 129 м3.

Расчетная лесосека (с 1 января 2013 года) в автономном округе составляет 39,6 млн. м3, или 5,9% от расчетной лесосеки Российской Федерации, в том числе по хвойному хозяйству - 20,3 млн. м3. За последние 5 лет использование расчётной лесосеки составляло в среднем 7,6% с объёмом заготовки 2,2 млн. м3. Спрос на древесные ресурсы в автономном округе определяется, в основном, уровнем развития и финансовой стабильностью организаций лесоперерабатывающей промышленности

Недревесные ресурсы леса в автономном округе имеют большой потенциал их вовлечения в хозяйственный оборот. Расширенное воспроизводство и рациональное использование кедровых лесов позволит в перспективе увеличить заготовку кедрового ореха.

Вклад лесного хозяйства в социально-экономическое развитие автономного округа


За последние 5 лет доходы от использования лесов в бюджет Российской Федерации и бюджет автономного округа увеличились на 102,1%. Это, прежде всего, связано с увеличением количества заключённых на долгосрочный период договоров аренды лесных участков в соответствии со статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации. Однако темпы роста лесных доходов в автономном округе имеют тенденцию к снижению. Доходы от использования лесов в бюджет Российской Федерации и бюджет автономного округа в 2012 году составили 1 270 925,4 тыс. рублей, что на 21% больше, чем в 2011 году (1 050 682,0 тыс. рублей).

Бюджетная доходность лесного хозяйства автономного округа за последние 5 лет (за исключением чрезвычайных затрат на тушение аномальных лесных пожаров в 2012 году) составляет в среднем более 200% по отношению к затратам на мероприятия по ведению лесного хозяйства и порядка 92% по отношению к общим расходам на лесное хозяйство. Обеспечение положительной бюджетной доходности лесного хозяйства сдерживается низкими ставками платы за использование лесных ресурсов.

В автономном округе активно развиваются социальные и культурные аспекты лесных отношений через организацию лесного просвещения, пропаганды, движения школьных лесничеств, акций и мероприятий по очистке, восполнению, обустройству лесных массивов. В 45 школьных лесничествах автономного округа исследовательской, природоохранной и лесохозяйственной деятельностью занимаются свыше тысячи подростков. Школьные лесничества сочетают в себе трудовое воспитание, природоохранную деятельность и выбор будущей профессии. В подпрограмме "Развитие лесного хозяйства" предусматривается ряд мероприятий, направленных на дальнейшее развитие вовлеченности населения автономного округа в практические лесохозяйственные и природоохранные акции, а также адресная поддержка школьных лесничеств.

Государственное управление лесами автономного округа


В 2008-2012 годах осуществлялось совершенствование структуры лесоуправления в автономном округе в соответствии с изменениями в лесном законодательстве. Исполнительный орган государственной власти в области лесных отношений представлен Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Полномочия в сфере федерального государственного лесного надзора на землях лесного фонда и федерального государственного пожарного надзора в лесах исполняет Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Организуя использование лесов в пределах земель лесного фонда, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предоставляет лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе организует и проводит лесные аукционы; выдаёт разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов; ведёт государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах территории автономного округа.

Лесные отношения в области использования лесных участков в автономном округе отличаются большим количеством лесопользователей, многоотраслевой спецификой нормативной правовой документации и документооборота, высокой нагрузкой на работников лесного хозяйства по обработке информации, отражающей состояние и использование лесов.

В области лесоустройства, обеспечивающего получение достоверной и разносторонней информации о лесном фонде в целях его рационального освоения и контроля за охраной, защитой, эффективным своевременным воспроизводством лесов, необходимо сохранить достигнутые за последние годы объёмы работ и темпы повышения доли материалов лесоустройства с давностью до 10 лет (43,3% в 2012 году).

Одной из задач Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области информатизации является активное внедрение современных информационных технологий на всех уровнях государственного управления лесами и среди широкого круга пользователей – участников лесных отношений. Переход на оказание государственных услуг в электронном виде и электронный документооборот требует обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечения доступа к высокоскоростным надёжным каналам связи и к сети Интернет, развития системы межведомственного электронного взаимодействия, расширения функционала и интеграции специализированных информационных систем Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Анализ кадрового обеспечения лесного хозяйства показывает, что при развитии лесной отрасли в автономном округе основные профессии могут быть восполнены в основном за счёт внутренних ресурсов при условии соответствующей профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

В целях сохранения кадрового потенциала лесного хозяйства необходимо повысить уровень трудовой и социальной защищённости работников лесного хозяйства.

Для повышения эффективности осуществления Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры полномочий в области лесных отношений и совершенствования взаимодействия с арендаторами лесных участков в Программе предусматриваются следующие приоритетные направления развития: повышение актуальности и качества информации о лесном фонде, обеспечение кадрового потенциала лесного хозяйства, улучшение материально-технической базы, необходимой для исполнения функций управления и организации ведения лесного хозяйства.

Профилактика и тушение лесных пожаров

Земли лесного фонда на территории автономного округа характеризуются сравнительно невысоким классом природной пожарной опасности (ППО), который составляет 4,2. Большинство пожаров за последние годы произошло по вине человека (47%). Значительное количество пожаров (36%) возникло в периоды длительной засухи после прохождения сухих гроз. Средняя площадь одного пожара составила 40,6 га. Среднегодовой ущерб от одного пожара за последние годы составил 1,2 млн. рублей, а среднегодовой показатель затрат на тушение лесного пожара - 371,3 тыс. рублей.

Охраняемая площадь лесов, закреплённых за бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "База авиационной и наземной охраны лесов", составляет 42,33 млн. га. В пределах территории обслуживания разработаны 14 маршрутов авиапатрулирования общей протяжённостью 8427 км.

Для создания систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, осуществления мониторинга пожарной опасности на территории лесного фонда, а также обеспечения работ по тушению лесных пожаров в пожароопасный сезон 2012 года органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приняты меры по усилению технической оснащённости, увеличению численности бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "База авиационной и наземной охраны лесов".

Для предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров по границам с населёнными пунктами необходимо проводить мероприятия по уходу за созданными объектами противопожарного обустройства (противопожарными разрывами, минерализованными полосами).

Мероприятия подпрограммы по лесному хозяйству предусматривают повышение эффективности противопожарной охраны земель лесного фонда путем обновления и расширения материально-технической базы и улучшения технического обеспечения служб охраны лесов от пожаров; ухода за противопожарными барьерами (разрывами, минерализованными полосами) вокруг населённых пунктов с целью предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров; выполнения работ по мониторингу пожарной опасности в лесах в рамках государственного задания с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и их ликвидации в начальной стадии развития.

Лесовосстановление

Лесовосстановительные мероприятия направлены на своевременное восстановление лесов на вырубаемых площадях, гарях и сокращение площади не покрытых лесной растительностью земель.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»