Недействующий

О государственной программе "Развитие аквакультуры в Астраханской области на 2014-2017 годы" и внесении изменений в распоряжение Правительства Астраханской области от 14.12.2012 N 631-Пр

2. Общие положения


Настоящая Программа разработана в соответствии с:

- распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2003 N 1265-р "О Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года";

- постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса";

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 07.07.2014 N 233-П)

- постановление Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года";

Абзац утратил силу - постановление Правительства Астраханской области от 29.04.2014 N 160-П

- распоряжением Правительства Астраханской области от 14.12.2012 N 631-Пр "О концепции государственной программы "Развитие аквакультуры в Астраханской области на 2014 - 2017 годы".

Программа учитывает цели, задачи и основные направления Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 1538-р, а также Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утверждённой постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П, и разработана на основе анализа сложившейся социально-экономической ситуации в рыбохозяйственной сфере, особенностей, основных проблем и предпосылок для их решения.

Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, а также проектов, согласованных по срокам, ресурсам, планируемых к реализации агентством по рыболовству и рыбоводству Астраханской области и обеспечивающих эффективное решение задач в области инвестиционного развития.

Механизм реализации Программы основывается на принципах взаимодействия всех заинтересованных сторон: агентства по рыболовству и рыбоводству Астраханской области, а также юридических лиц различных организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, реализующих мероприятия в сфере рыбного хозяйства.

Содержание проблемы, ее соответствие стратегическим приоритетам, обоснование необходимости ее решения программным методом

Рыбное хозяйство является важным элементом в экономическом развитии Астраханской области, одним из видов которого является аквакультура. В настоящее время развитие аквакультуры рассматривается не только как деятельность, удовлетворяющая нужды производителей продуктов питания, но и как одно из направлений экономического развития территории и достижения разнообразных социальных и экологических целей. Соответственно, данная отрасль нуждается в развитии посредством данной Программы.

Одной из перспективных отраслей рыбного хозяйства является аквакультурное производство - от пастбищного до индустриального. Значимость аквакультурного производства возрастает в связи с тем, что уловы промысловых видов рыб, традиционного источника пищевой продукции, сокращаются, а их восстановление затруднено снизившейся эффективностью естественного и ограниченными масштабами искусственного воспроизводства.

Основной продукцией аквакультуры Астраханской области является свежая и охлажденная рыба (карп, белый амур, белый и пестрый толстолобики), выращенная прудовыми хозяйствами. В нашем регионе зарегистрировано 132 субъекта аквакультуры (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств), выращивающих товарную рыбу (далее - рыбоводные хозяйства). Значительный потенциал развития имеет индустриальное рыбоводство – выращивание товарной рыбы, в т.ч. осетровых, в речных садках, а также на заводах с использованием рыбоводных установок с замкнутым водоснабжением (далее - УЗВ). Резервом развития аквакультуры являются озерно-товарные рыбоводные хозяйства (далее - ОТРХ) на водоемах западно-подстепных ильменей (далее – ЗПИ).

За последние несколько лет отрасль наращивает темпы развития. Если за точку отсчета принять 2000 год, когда в результате экономических реформ производство товарной рыбы сократилось до 2,8 - 3,5 тыс. тонн, то результаты 2011 года и показатели 2012 года можно рассматривать как значительное достижение. Так, среднегодовой темп увеличения рыботоварного производства в Астраханской области за рассматриваемый период был одним из самых высоких в Российской Федерации, а дореформенный максимум выращивания товарной рыбы (10 тыс. тонн) в настоящее время превышен на 70%.

Однако объемы выращивания товарной рыбы возрастали на фоне вынужденного использования рыбоводными хозяйствами методов низкозатратного экстенсивного рыбоводства. Режим экономии заставил рыбоводные хозяйства отказаться от использования традиционной интенсивной технологии, приспособив методы выращивания рыбы к реальным экономико-производственным возможностям конкретных хозяйств.

Рыбопродуктивность прудов с 10 - 15 ц/га (1980 - 1990 годы) снизилась до 3,5 - 4 ц/га. Последующее увеличение рыботоварного производства достигалось главным образом за счет увеличения числа рыбоводных хозяйств и расширения нагульных площадей, приспосабливаемых под рыбоводство. По причине высоких цен на энергоносители заполнение водоемов осуществляется преимущественно самотеком в период весеннего паводка, при этом теряется два месяца вегетационного периода, что отрицательно влияет на темп роста товарной рыбы. Кроме этого, из-за высоких цен на специализированные корма (особенно при мелкооптовых закупках) рыбоводные хозяйства вынуждены выращивать рыбу на естественной кормовой базе.

Неуклонный рост стоимости материального обеспечения рыбоводных процессов (цены на комбикорма, электроэнергию, ГСМ и др.), опережающий рыночные цены на рыбоводную продукцию, неизбежно ведет к нерентабельности экстенсивного производства. В отрасли уже наметились кризисные явления, в частности, отказ ряда муниципальных образований Астраханской области от рыбоводной деятельности (Ахтубинский, Харабалинский районы и др.), сдача рыбоводными хозяйствами прудовых площадей в аренду под другие виды деятельности, "замораживание" показателей рыбопродуктивности прудов на уровне 2000 - 2003 годов.

В настоящее время в Астраханской области существует только один рыбопитомник (ООО "ПКФ "Рыбопитомник Чаганский"), имеющий статус селекционно-племенного завода. Рыбопитомники ОАО "Дельта" и ООО "Волжский экспериментальный рыбопитомник", производившие до 1990 года до 400 млн шт. личинок карпа и растительноядных рыб, а также 10 - 12 млн шт. рыбопосадочного материала (годовиков), в настоящее время практически полностью утратили ремонтно-маточные стада.

Сложности в развитии аквакультуры в Астраханской области вызывают также проблемы природного и экологического характера. В настоящее время ЗПИ практически потеряли промысловое значение. Экология ильменей, не используемых в рыбоводных целях, ухудшается - отмечается чрезмерное зарастание водной растительностью, засолонение. Восстановление системы гидросооружений с целью улучшения их водоснабжения не проводится из-за высокой стоимости ремонтных работ.

Увеличению объемов реализации товарной рыбы за пределы Астраханской области существенно препятствует непостоянство рыночного спроса и конкуренция с производителями рыбы из других регионов, а также невозможность стабильной реализации выращенной рыбы по причине погодных условий. Рыбоводные хозяйства Астраханской области вынуждены привлекать иногородних покупателей снижением цен на свою продукцию.

В настоящее время крупные торговые сети с готовностью покупают живую и охлажденную рыбу при условии обеспечения стабильных круглогодичных поставок.

Условиями заключения и исполнения таких договоров служат обязательства по объемам поставок рыбы в заведомо заявленные календарные сроки. Исполнение данных обязательств затрудняется тем, что при современной организации оптовой торговли товарной рыбой сроки возможных поставок, как правило, не согласуются с сезонным режимом работы хозяйств Астраханской области.

Отсутствие широкого ассортимента технологий глубокой переработки выращиваемой товарной рыбы на фоне насыщения рынка живой и охлажденной прудовой рыбой не позволяет рыбоводным хозяйствам ежегодно полностью реализовывать полученную продукцию.

Ключевым направлением, развитие которого позволит увеличить спрос на рыбу-сырец и, как следствие, даст толчок развитию аквакультуры, является рыбопереработка. Однако субъекты, занимающиеся рыбопереработкой (юридические лица и индивидуальные предприниматели), не в состоянии резко увеличить объемы рыбопереработки и восстановить рыбоконсервную промышленность, практически утраченную в Астраханской области в 1990-е годы.

Основными видами продукции субъектов рыбопереработки являются: рыба вяленая, копченая, балычные изделия. Вся продукция изготавливается из промысловой рыбы. Городское население также отдает предпочтение промысловой рыбе (живой и охлажденной).

Использование в рыбопереработке прудовой рыбы сдерживается ее высокой себестоимостью (по сравнению с промысловой) и сезонностью поставок сырья.

Важным является и то, что рыбохозяйственный комплекс в своем развитии приближается к исчерпанию потенциальных возможностей материально-технической базы, заложенной еще в 70-80-е годы прошлого века. Степень физического износа основных фондов превысила 70%. Модернизация рыбной отрасли идет медленно. Вместе с тем дорогостоящий характер инвестиций, длительный период окупаемости и низкая рентабельность не позволяют в достаточном количестве привлечь частный капитал в данную сферу деятельности.