| | | | | | |
N | Линии стимулирования педагога-психолога | Характеристика компетентности | Показатели проявления компетентности | Оценка проявления компетентности педагога-психолога (выраженная в баллах) |
| | | | данный пока- затель не прояв- ляется, данная компе- тент- ность педа- гога- психо- лога не сформи- рована | данный показа- тель прояв- ляется неполно и эпизо- дически, резуль- таты прояв- ления данной компе- тент- ности недо- статочно эффек- тивны, чтобы можно было просле- дить положи- тельную дина- мику развития индиви- дуальных дости- жений обуча- ющихся | данный показа- тель прояв- ляется полно и на- глядно, резуль- таты прояв- ления данной компе- тент- ности доста- точно эффек- тивны, чтобы можно было про- следить положи- тельную дина- мику разви- тия индиви- дуаль- ных дости- жений обуча- ющихся |
1. | Направления и методы организации психологического сопровождения образовательного процесса | Глубокое знание предмета; сочетание теоретического знания с видением его практического применения как условия успешного личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся | 1. Ведение необходимой документации: плана работы, журнала учета видов работы, итоговых заключений, статистических справок аналитического отчета | 0 | 1 | 2 |
| | | 2. Наличие в планировании работы основных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения (диагностического, коррекционно- развивающего, консультативно- просветительского, профилактического, методического) | 0 | 1 | 2 |
| | | 3. Признание профессионализма педагога-психолога обучающимися и их родителями (законными представителями) по результатам организованных образовательным учреждением социологических исследований (по результатам фокус-группы обучающихся, родителей (законных представителей) | 0 | 1 | 2 |
| | | 4. Уровень сформированности положительной мотивации к проводимой с обучающимися коррекционно-развивающей и психопрофилактической работе. Оценка взаимодействия педагога- психолога с обучающимся (анкетирование) | 0 | 1 | 2 |
| | | 5. Уровень сформированности положительной мотивации к проводимой с другими педагогическими работниками психологической работе (семинары, тренинги, сеансы релаксации). Оценка взаимодействия педагога-психолога с другими педагогическими работниками (анкетирование) | 0 | 1 | 2 |
| | | 6. Уровень сформированности положительной мотивации к проводимой с родителями (законными представителями) психологической работе (семинары, тренинги, консультации). Оценка взаимодействия педагога- психолога с родителями (законными представителями) (анкетирование) | 0 | 1 | 2 |
| | | 7. Организация психологического сопровождения адаптационного процесса (Типовая схема психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся 1-х, 5-х классов) | 0 | 1 | 2 |
2. | Организация информационной основы деятельности | Современный уровень организации психологического сопровождения образовательного процесса вызывает необходимость иметь высокую ИКТ- компетентность, постоянный поиск новой информации | 8. Отражение в планировании работы педагога-психолога использования современных информационных ресурсов (мультимедийные электронные издания, интернет-ресурсы и т.п.) | 0 | 1 | 2 |
| | | 9. Создание условий для поиска обучающимся дополнительной информации для решения задач личностного развития (на основе аспектного анализа проводимой работы) | 0 | 1 | 2 |
| | | 10. Использование ресурсов информационного пространства разного уровня | 0 | 1 | 2 |
3. | Объектно ориентированная компетентность педагога-психолога по оптимизации образовательной среды | Определение проблемных зон, связанных с: а) неудовлетворенностью обучающихся и их родителей (законных представителей) образовательной средой; б) перспективными направлениями проектирования образовательной среды. Данная компетентность обеспечивает целостность процесса психологического сопровождения (помощи и поддержки, в том числе детей из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении) | 11. Участие педагога- психолога в разработке программ для обучающихся, родителей (законных представителей) и других педагогических работников, направленных на решение проблем школьной жизни | 0 | 1 | 2 |
| | | 12. Разработка и реализация коррекционно- развивающих программ на основе результатов диагностики. Эффективность программ, направленных на коррекцию и/или развитие соответствующей сферы обучающихся (итоговая диагностика) | 0 | 1 | 2 |
| | | 13. Организация деятельности обучающихся в социально значимых проектах: а) наличие проекта и информации о ходе его реализации;
б) организация секции психологии научного общества учащихся (программа работы секции, результаты участия в конкурсах) | 0 | 1 | 2 |
| | | 14. Организация кружков социально-психологической направленности (наличие программы, составленной в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 N 06-1844) | 0 | 1 | 2 |
| | | 15. Организация психологической работы в рамках тематических месячников (план мероприятий) | 0 | 1 | 2 |
4. | Субъектно ориентированная компетентность в установлении контактов с родителями (законными представителями) и об щественностью | Данная компетентность позволит привлечь родителей (законных представителей) и представителей общественности к совместному формированию критериев качества воспитания, конкретизировать социальный заказ общества образовательному учреждению;
сделать образовательное учреждение инвестиционно привлекательным | 16. Оказание консультативно- методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся (типовые схемы консультирования по результатам диагностики, карты консультативного приема, методические материалы) | 0 | 1 | 2 |
| | | 17. Степень влияния деятельности педагога- психолога на позитивные результаты работы образовательного учреждения, отраженные в публичном докладе | 0 | 1 | 2 |
| | | 18. Организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет образовательного учреждения среди общественности | 0 | 1 | 2 |
| | | 19. Система взаимодействия с представителями социума, PR-компании результатов профессиональной деятельности, в том числе отражение деятельности в средствах массовой информации | 0 | 1 | 2 |
5. | Разработка программ (факультативов, элективных курсов, коррекционно- развивающих программ) | Компетентность в разработке обучающих и развивающих программ позволяет эффективно осуществлять процесс формирования и развития психологической культуры обучающихся, в том числе с детьми из социально неблагополучных семей и детьми, находящимися в социально опасном положении | 20. Степень востребованности разработанных педагогом- психологом программ в ОУ, муниципальной и региональной образовательной сети | 0 | 1 | 2 |
| | | 21. Наличие персонально разработанных программ для элективного курса, факультатива | 0 | 1 | 2 |
| | | 22. Наличие персонально разработанной программы для психологического кружка | 0 | 1 | 2 |
| | | 23. Наличие персонально разработанной программы для родительского клуба | 0 | 1 | 2 |
| | | 24. Дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети;
дети из социально неблагополучных семей;
дети, находящиеся в социально опасном положении). Эффективность программ, направленных на разрешение личных проблем обучающегося (итоговая диагностика) | 0 | 1 | 2 |
6. | Владение современными технологиями (информационные, имитационного моделирования, проектирования и т.п.) | Позволяет осуществить компетентностный подход в образовательном процессе, способствует развитию обобщенных способов деятельности обучающихся, позволяющих им свободно ориентироваться в различных ситуациях жизненного, профессионального самоопределения | 25. Применение и использование современных психодиагностических методик (компьютера, возможностей Интернета и т.д.) | 0 | 1 | 2 |
| | | 26. Применение в процессе оказания психологической помощи разнообразных технологий | 0 | 1 | 2 |
7. | Профессионально- личностное совершенствование | Обеспечивает творческий подход и постоянный профессиональный рост. Появление новых технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность в постоянном саморазвитии | 27. Личное участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период) | 0 | 1 | 2 |
| | | 28. Участие в различных профессиональных ассоциациях (союзах, объединениях и др., кроме профсоюза) | 0 | 1 | 2 |
| | | 29. Выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях | 0 | 1 | 2 |
| | | 30. Демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов | 0 | 1 | 2 |
| | | 31. Размещение авторских материалов в сети Интернет и т.д. | 0 | 1 | 2 |
| | | 32. Участие педагога- психолога в проектах, реализуемых образовательным учреждением | 0 | 1 | 2 |
| | | 33. Наличие системы самообразования (повышение квалификации по актуальным проблемам профессиональной деятельности) | 0 | 1 | 2 |
| | | 34. Наличие публикаций в специализированных изданиях местного значения (газеты, журналы) | 0 | 1 | 2 |
| | | 35. Наличие публикаций в специализированных изданиях педагогической печати региона, России, зарубежья | 0 | 1 | 2 |
| | | 36. Выполнение модераторских функций, в том числе оказание методической помощи молодым специалистам | 0 | 1 | 2 |
8. | Креативная компетентность педагога- психолога | Для оценки этого направления следует учесть, насколько педагог-психолог отличается поиском и внедрением в практику новых идей, новых способов решения профессиональных задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе без воздействия администрации | 37. Работа над собственным психолого- педагогическим (методическим) исследованием (кандидатская или докторская диссертация) | 0 | 1 | 2 |
| | | 38. Активное участие в опытно-экспериментальной работе образовательного учреждения | 0 | 1 | 2 |
| | | 39. Наличие своих технологических "находок", авторской школы, оформленных в виде учебно-методических, методических пособий, рекомендаций, технологического описания и др. | 0 | 1 | 2 |
| | | 40. Участие в реализации грантовых программ, направленных на повышение эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении | 0 | 1 | 2 |
9. | Компетентность в субъект- субъектных условиях деятельности | Позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к организации психологического сопровождения образовательного процесса | 41. Проведение диагностики индивидуальных особенностей обучающихся, оформленных в виде аналитических материалов, рекомендаций для родителей (законных представителей), разработка индивидуальных развивающих программ | 0 | 1 | 2 |
| | | 42. Использование результатов диагностики индивидуальных особенностей обучающихся в процессе создания алгоритма деятельности с учителями для построения индивидуального образовательного маршрута обучающегося с особыми образовательными потребностями | 0 | 1 | 2 |
| | | 43. Эффективное применение новых методов и приемов профориентационной работы (анкета готовности к выбору профессии) | 0 | 1 | 2 |
| | | 44. Помощь в формировании и развитии ученических групп. Анализ и коррекция межличностных отношений в классных коллективах (социометрические исследования, программы формирования и развития группы) | 0 | 1 | 2 |
| | | 45. Гармонизация детско-родительских отношений (родительские собрания, подготовка рекомендаций для родителей (законных представителей), другие формы взаимодействия с родителями (законными представителями). Работа с социально неблагополучными семьями | 0 | 1 | 2 |
10. | Организация здоровьесберегающих условий воспитательного процесса | Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества воспитания - создание условий для сохранения физического, психологического и социального здоровья всех участников воспитательного процесса | 46. Наличие системы работы по сохранению и восстановлению психологического и социального здоровья обучающихся, в том числе из социально неблагополучных семей, педагогов | 0 | 1 | 2 |
| | | 47. Психологическое сопровождение работы образовательного учреждения, направленной на профилактику вредных привычек у обучающихся (работа волонтерских групп) | 0 | 1 | 2 |
| | | 48. Гармонизация взаимодействия в системе "учитель-ученик" (выступление на педагогических советах, собраниях, подготовка рекомендаций для других педагогических работников и использование других форм взаимодействия с ними) | 0 | 1 | 2 |