| | | | | | |
N п/п | Линии стимулирования | Характеристика компетентностей | Показатели проявления компетентности | Оценка проявления компетентности социального педагога (выраженная в баллах) |
| | | | данный показа- тель не про- явля- ется, данная компе- тент- ность соци- ального педа- гога не сформи- рована | данный показа- тель прояв- ляется неполно и эпи- зоди- чески, резуль- таты прояв- ления данной компе- тент- ности недо- ста- точно эффек- тивны, чтобы можно было про- следить положи- тельную динами- ку раз- вития индиви- дуаль- ных до- стиже- ний обуча- ющихся (воспи- тан- ников, детей) | данный показа- тель прояв- ляется полно и нагляд- но, ре- зульта- ты про- явления данной компе- тент- ности доста- точно эффек- тивны, чтобы можно было про- следить положи- тельную динами- ку раз- вития индиви- дуаль- ных дости- жений обуча- ющихся (воспи- тан- ников, детей) |
1. | Направления, формы и методы организации социально- педагогического сопровождения обучающихся | Глубокое знание теоретических основ социально-педагогической работы; сочетание теоретического знания с видением его практического применения как условия успешного личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся | 1. Ведение необходимой документации: плана работы, журнала учета видов работы, итоговых заключений, статистических справок, аналитического отчета | 0 | 1 | 2 |
| | | 2. Наличие в планировании работы основных направлений деятельности социального педагога (диагностического, профилактического, коррекционно- развивающего, консультативного, защитно-охранного, координационно- посреднического, методического) | 0 | 1 | 2 |
| | | 3. Признание профессионализма социального педагога обучающимися и их родителями (законными представителями) по результатам организованных образовательным учреждением социологических исследований (фокус- группы обучающихся и родителей (законных представителей) | 0 | 1 | 2 |
| | | 4. Уровень сформированности положительной мотивации к проводимой с обучающимися социально- педагогической работе. Оценка взаимодействия социального педагога с обучающимися (анкетирование) | 0 | 1 | 2 |
| | | 5. Уровень сформированности положительной мотивации к проводимой с другими педагогами работе (семинары, тренинги, консультации). Оценка взаимодействия социального педагога с другими педагогическими работниками (анкетирование) | 0 | 1 | 2 |
| | | 6. Уровень сформированности положительной мотивации к проводимой с родителями (законными представителями) работе (семинары, тренинги, консультации). Оценка взаимодействия социального педагога с родителями (законными представителями) (анкетирование) | 0 | 1 | 2 |
| | | 7. Организация социально- педагогического сопровождения обучающихся (воспитанников, детей), нуждающихся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, с девиантным поведением, с детьми из социально неблагополучных семей и с детьми, находящимися в социально опасном положении, а также попавших в экстремальные ситуации (социальный паспорт образовательного учреждения, социальный паспорт класса/группы, план работы) | 0 | 1 | 2 |
2. | Информационная основа деятельности | Современный уровень организации социально- педагогического сопровождения обучающихся вызывает необходимость иметь высокую ИКТ- компетентность, постоянный поиск новой информации | 8. Использование в работе социального педагога современных информационных ресурсов (мультимедийные электронные издания, интернет-ресурсы и т.п.) | 0 | 1 | 2 |
| | | 9. Создание условий для поиска обучающимися дополнительной информации для решения задач личностного и социального развития (на основе аспектного анализа проводимой работы) | 0 | 1 | 2 |
| | | 10. Использование ресурсов информационного пространства разного уровня | 0 | 1 | 2 |
3. | Объектно ориентированная компетентность социального педагога по оптимизации образовательной среды | Данная компетентность заключается в определении социальным педагогом проблемных зон, связанных: а) с неудовлетворенностью обучающихся и их родителей (законных представителей) образовательной средой;
б) с перспективными направлениями проектирования образовательной среды | 11. Участие социального педагога в разработке и/или реализации программ для обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов, направленных на решение проблем школьной жизни | 0 | 1 | 2 |
| | | 12. Разработка и реализация профилактических и/или коррекционно- развивающих программ на основе результатов диагностики. Эффективность профилактических и/или коррекционно- развивающих программ (итоговая диагностика) | 0 | 1 | 2 |
| | | 13. Организация различных видов социально значимой деятельности обучающихся (в том числе детей из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении) и взрослых (проектная деятельность, волонтерское движение, клубы взаимопомощи и т.д.) | 0 | 1 | 2 |
| | | 14. Организация кружк ов, секций социально- педагогической направленности (наличие программы, составленной в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 N 06-1844) | 0 | 1 | 2 |
| | | 15. Организация социально- педагогической работы в рамках тематических месячников (наличие плана мероприятий, отчетов) | 0 | 1 | 2 |
4. | Субъектно ориентированная компетентность в установлении контактов с родителями (лицами, их заменяющими) и общественностью | Данная компетентность позволит привлечь родителей (законных представителей) и представителей общественности к совместному формированию критериев качества воспитания, конкретизировать социаль ный заказ общества образовательному учреждению; сделать образовательное учреждение инвестиционно привлекательным | 16. Оказание консультативно- методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся (анализ текущей документации: журнала учета консультативной работы и т.д., методические материалы) | 0 | 1 | 2 |
| | | 17. Степень влияния деятельности социального педагога на позитивные результаты работы образовательного учреждения, отраженные в публичном докладе | 0 | 1 | 2 |
| | | 18. Организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет образовательного учреждения среди общественности | 0 | 1 | 2 |
| | | 19. Система взаимодействия с представителями социума, PR-компании результатов профессиональной деятельности, в том числе отражение деятельности в средствах массовой информации | 0 | 1 | 2 |
5. | Разработка программ (программ дополнительного образования детей, программ факультативов, элективных курсов) | Компетентность в разработке программ позволяет эффективно осуществлять процесс формирования и развития культуры обучающихся | 20. Степень востребованности разработанных социальным педагогом программ в образовательном учреждении, муниципальной и региональной образовательной сети | 0 | 1 | 2 |
| | | 21. Наличие персонально разработанной программы для элективного курса, факультатива | 0 | 1 | 2 |
| | | 22. Наличие персонально разработанной программы для социально- педагогического кружка, секции (составленной в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 N 06-1844) | 0 | 1 | 2 |
| | | 23. Наличие персонально разработанной программы для родительского клуба, клуба опекунов и т.д. (составленной в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 N 06-1844) | 0 | 1 | 2 |
| | | 24. Дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся (нуждающихся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, с девиантным поведением, с детьми из социально неблагополучных семей и детьми, находящимися в социально опасном положении, а также попавших в экстремальные ситуации). Эффективность программ, направленных на разрешение личных и социальных проблем разных категорий обучающихся (итоговая диагностика) | 0 | 1 | 2 |
6. | Владение современными технологиями социально- педагогической работы | Позволяет осуществить компетентностный подход в оказании социально- педагогической помощи и поддержки. Появление новых технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность в постоянном саморазвитии | 25. Повышение квалификации социального педагога по использованию современных социально- педагогических технологий (сведения о прохождении повышения квалификации по должности) | 0 | 1 | 2 |
| | | 26. Применение в процессе оказания социально- педагогической помощи разнообразных технологий | 0 | 1 | 2 |
7. | Профессионально- личностное совершенствование | Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к решению профессиональных задач | 27. Личное участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период) | 0 | 1 | 2 |
| | | 28. Участие в различных профессиональных объединениях: методическом объединении, Совете общественности и др. (кроме профсоюзного) | 0 | 1 | 2 |
| | | 29. Выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях | 0 | 1 | 2 |
| | | 30. Демонстрация своих достижений через систему открытых занятий, мероприятий | 0 | 1 | 2 |
| | | 31. Размещение авторских материалов в сети Интернет и т.д. | 0 | 1 | 2 |
| | | 32. Участие социального педагога в проектах, реализуемых образовательным учреждением | 0 | 1 | 2 |
| | | 33. Наличие системы самообразования: повышение квалификации по актуальным проблемам профессиональной деятельности | 0 | 1 | 2 |
| | | 34. Наличие публикаций в специализированных изданиях муниципального уровня | 0 | 1 | 2 |
| | | 35. Наличие публикаций в специализированных изданиях педагогической печати региона, России | 0 | 1 | 2 |
| | | 36. Выполнение модераторских функций, в том числе оказание методической помощи молодым специалистам | 0 | 1 | 2 |
8. | Креативность социального педагога | Для оценки этого направления следует учесть, насколько социальный педагог отличается поиском и внедрением в практику новых идей, новых способов решения профессиональных задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе без воздействия администрации | 37. Работа над собственным социально- педагогическим (методическим) исследованием (кандидатская или докторская диссертация) | 0 | 1 | 2 |
| | | 38. Активное участие в опытно- экспериментальной работе образовательного учреждения | 0 | 1 | 2 |
| | | 39. Наличие своих технологических "находок", авторской школы, оформленных в виде учебно- методических, методических пособий, рекомендаций, технологического описания и др. | 0 | 1 | 2 |
| | | 40. Участие в реализации грантовых программ, направленных на повышение эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении | 0 | 1 | 2 |
9. | Субъект- субъектные условия деятельности | Позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к оказанию социально- педагогической помощи и поддержки обучающимся. Служит условием реализации гуманизации образования | 41. Проведение диагностики особенностей личности обучающихся и их микросреды, условий их жизни, оформленных в виде аналитических материалов, рекомендаций для родителей (законных представителей) и других педагогических работников | 0 | 1 | 2 |
| | | 42. Социально- педагогическое сопровождение обучающихся, нуждающихся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, с детьми из социально неблагополучных семей и детьми, находящимися в социально опасном положении, а также попавших в экстремальные ситуации (посещение на дому, патронаж и др.) | 0 | 1 | 2 |
| | | 43. Помощь в формировании и развитии групп обучающихся. Анализ и коррекция межличностных отношений в детских коллективах (социометрические исследования, программы формирования и развития группы) | 0 | 1 | 2 |
| | | 44. Гармонизация детско-родительских отношений (подготовка рекомендаций для родителей (законных представителей), родительские собрания и другие организационные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) | 0 | 1 | 2 |
| | | 45. Гармонизация взаимодействия в системе "педагог- обучающийся" (выступление на педагогических советах, собраниях, подготовка рекомендаций для педагогов и использование других форм взаимодействия с педагогами) | | | |
| | | 46. Снижение частоты обоснованных обращений обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокий уровень решения конфликтных ситуаций (участие социального педагога в организации и работе детских служб примирения и др.) | 0 | 1 | 2 |
10. | Организация здоровьесберегающих условий воспитательного процесса | Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества воспитания - создание условий для сохранения физического, психологического и социального здоровья всех участников образовательного процесса | 47. Наличие системы работы по сохранению и восстановлению психологического и социального здоровья обучающихся, педагогов | 0 | 1 | 2 |
| | | 48. Социально- педагогическое сопровождение работы образовательного учреждения, направленной на профилактику вредных привычек у обучающихся | 0 | 1 | 2 |