ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 июля 2013 года N 767-п
О внесении изменения в постановление Правительства области от 10.10.2011 N 770-п
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 10.10.2011 N 770-п "Об областной целевой программе "Доступная среда" на 2012-2015 годы" изменение, изложив областную целевую программу "Доступная среда" на 2012-2015 годы, утверждённую постановлением, в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.Н. Ястребов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
(в редакции постановления
Правительства области
от 02.07.2013 N 767-п)
Областная целевая программа "Доступная среда" на 2012-2015 годы
ПАСПОРТ ОЦП
Сроки реализации ОЦП | 2012-2015 годы: | |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области Сенин Александр Николаевич, тел. 40-09-06 | |
Ответственный исполнитель | департамент труда | первый заместитель директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Аминов Дмитрий Владимирович, тел. 40-04-06; |
Исполнители ОЦП | департамент здравоохранения и фармации Ярославской области | начальник информационно-аналитического отдела департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Белякова Светлана Витальевна, тел. 40-18-92 |
департамент образования Ярославской области | заместитель директора департамента образования Ярославской области | |
департамент информатизации и связи Ярославской области | заместитель директора департамента - начальник отдела прикладных систем департамента информатизации и связи Ярославской области Ионов Владимир Валерьевич, тел. 40-18-96 | |
агентство по делам молодежи Ярославской области | начальник отдела социальных программ и молодежных учреждений агентства по делам молодежи Ярославской области Сычев Сергей Васильевич, тел. 40-02-59 | |
агентство по физической культуре и спорту Ярославской области | главный специалист организационно-правового отдела агентства по физической культуре и спорту Ярославской области Кузьмин Михаил Михайлович, тел. 40-02-75 | |
агентство транспорта Ярославской области | главный специалист отдела организации пассажирский перевозок агентства транспорта Ярославской области Коржова Ирина Михайловна, тел. 78-63-21 | |
департамент строительства Ярославской области | главный специалист отдела мониторинга и планирования развития территорий комитета градостроительного развития департамента строительства Ярославской области Дубова Анастасия Александровна, тел. 40-06-43 | |
департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области | заместитель председателя комитета инфраструктуры - начальник отдела инфра-структуры департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области Мурашов Алексей Владимирович, тел. 40-05-74 | |
департамент культуры Ярославской области | главный специалист отдела развития отрасли департамента культуры Ярославской области Николаева Елена Николаевна, тел. 40-12-79 | |
департамент государственной службы занятости населения Ярославской области | заместитель начальника отдела кадровой и административно-хозяйственной работы департамента государственной службы занятости населения Ярославской области Дьячков Дмитрий Александрович, тел. 32-15-44 | |
управление массовых коммуникаций Правительства области | заместитель начальника управления массовых коммуникаций Правительства области Катков Александр Александрович, тел. 40-17-92 | |
Электронный адрес размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/dtspn/ |
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источники | Плановый объем финансирования | ||||
всего | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |
Областной бюджет | 640044,22 | 35204,22 | 219265,0 | 194675,0 | 190900,0 |
Внебюджетные источники | 5676,991 | 1636,371 | 1920,0 | 1337,72 | 782,9 |
Справочно: | |||||
федеральный бюджет | 334303,6 | 6863,1 | 14487,1 | 156040,7 | 156912,7 |
местные бюджеты | 13006,08 | 417,78 | 5445,5 | 3422,2 | 3720,6 |
Итого | 993030,891 | 44121,471 | 241117,6 | 355475,62 | 352316,2 |
I. Описание текущей ситуации и обоснование изменений
1. ОЦП разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р.
2. Одной из основных целей ОЦП является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН), формирование к 2015 году условий для устойчивого развития доступной среды для граждан с ограниченными возможностями, проживающих на территории Ярославской области.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества граждан с ограниченными возможностями.
3. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" (далее - Конвенция ООН), что фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
В положениях Конвенции ООН отражена необходимость принятия надлежащих мер по обеспечению доступа инвалидов к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения наравне с другими гражданами. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности среды жизнедеятельности, должны распространяться в частности:
- на здания, дороги, транспорт и другие объекты;
- на социальные программы и услуги, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов в общество;
- на информационные, коммуникационные и другие службы.
4. Основными критериями доступности среды жизнедеятельности для инвалидов являются снижение уровня ограничения жизнедеятельности, выражающейся способностью к самообслуживанию, самостоятельному или с помощью других лиц передвижению, общению, контролю своего поведения, обучению и трудовой деятельности, путем проведения реабилитационных мероприятий, с одной стороны, и способность среды адаптироваться к возможностям и потребностям жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны.
Доступность среды жизнедеятельности определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения. При этом наиболее характерными по особенностям взаимодействия с окружающей средой являются четыре основные группы (категории) инвалидов:
люди с поражением опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и т.д.);
люди с дефектами органов зрения, использующие при ориентации в пространстве трости и собак-проводников;
люди с дефектами органов слуха и речи;
люди со сниженными ментальными возможностями, в том числе дети-инвалиды.
Также к этой группе, кроме инвалидов, можно отнести престарелых немощных людей, маленьких детей, людей с грудными детьми в колясках, граждан с временным расстройством здоровья и т.д.
5. Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, находится в Российской Федерации на недостаточном уровне.
6. В Ярославской области проживают более 143000 лиц, в установленном порядке признанных инвалидами, из которых 3000 детей-инвалидов (около 2500 детей находятся на учете по поводу психических заболеваний, около 600 детей с диагнозом детский церебральный паралич); около 3000 инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и т.д.); более 3000 инвалидов с дефектами органов зрения; более 2000 инвалидов по слуху и речи.
Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. В среднем инвалиды составляют около 11 процентов населения области.
Численность лиц старше трудоспособного возраста составляет 381 тысячу человек, или 27 процентов от населения области.
7. Мероприятия по созданию условий доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории области проводятся в рамках различных областных и ведомственных целевых программ, программ социально-экономического развития муниципальных образований области с привлечением бюджетных средств и средств собственников и арендаторов объектов.
В настоящее время на территории области наблюдается стабилизация роста инвалидизации населения.
Численность граждан, впервые признанных инвалидами
(на конец года, тыс. человек)
Процесс стабилизации ситуации выражается в следующем:
- отмечается уменьшение количества повторных освидетельствований как среди взрослого, так и детского населения. Соотношение освидетельствования взрослого и детского населения практически не меняется;
- выросли показатели реабилитации для взрослого населения, но снизились для категории детей-инвалидов;
- суммарный показатель утяжеления групп инвалидности меняется незначительно и имеет тенденцию к медленному снижению;
- показатель первичной инвалидности на 10 тысяч взрослого населения составил 105,9, что на 6,1 ниже, чем в 2009 году;
- отмечается снижение уровня инвалидности в трудоспособном возрасте.
Также об относительной стабилизации ситуации свидетельствуют данные по причинам первичной инвалидности:
Причины инвалидности | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Вследствие общего заболевания | 97,6% | 98,0% | 98,1% |
Инвалидность с детства | 0,62% | 0,64% | 0,40% |
Из числа бывших военнослужащих | 1,15% | 0,91% | 1,10% |
Вследствие трудового увечья и профессиональных заболеваний | 0,65% | 0,43% | 0,40% |
Из числа участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф | 0,009% | 0,008% | 0,0% |
Достигнутые результаты являются следствием совершенствования уровня и качества медицинского и социального обслуживания инвалидов и их реабилитации, реализации решений по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, повышению уровня их социально-экономического положения.
Несмотря на предпринимаемые меры, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Социальная среда в большинстве своем остается неприспособленной для инвалидов.
Также активность данной категории граждан ограничивают психологические барьеры, обусловленные неуверенностью в себе; информационные барьеры, обусловленные отсутствием необходимой информации в различных областях знаний; социальные барьеры, связанные с непониманием проблем инвалидов окружающими их людьми.
Нерешенность данной проблемы порождает серьезные социально-экономические последствия, решение которых возможно только путем реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности жилья для инвалидов и других МГН, объектов социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи, информации и т.д.