Недействующий

Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области" (с изменениями на 27 декабря 2023 года)



1. Характеристика текущего состояния, основных проблем сферы реализации Государственной программы и прогноз развития


Государственная программа Сахалинской области "Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области" (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 08.04.2011 N 117 "О совершенствовании системы программно-целевого планирования в Сахалинской области" и распоряжением Правительства Сахалинской области от 21.10.2011 N 728-р "Об утверждении перечня государственных программ Сахалинской области".


Государственная программа определяет цель, задачи и основные направления развития лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области в сфере использования, охраны, защиты лесов, развития лесопромышленного комплекса и развития особо охраняемых природных территорий регионального значения, использования и восстановления объектов животного мира на 2014 - 2025 годы.


Реализация Государственной программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Сахалинской области в части использования и восстановления лесов и объектов животного мира, сохранения и развития природных комплексов - взаимосвязанных объектов биологической среды, имеющих глобальное экологическое значение.


Леса несут для жителей Сахалинской области первоочередное значение: формируют необходимую для жизни среду обитания и являются возобновляемым стратегическим ресурсом, удовлетворяя множественные потребности общества. Сегодня леса также обеспечивают выживание населения региона, как обеспечивали выживание людей по всему миру во все времена. Поэтому организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование является стратегически важной задачей.


Анализ текущего состояния лесного хозяйства Сахалинской области показывает, что в отрасли скопился ряд проблем, решение которых требует комплексного системного подхода.


В первую очередь - это своевременное лесовосстановление. В Сахалинской области земли, нуждающиеся в лесовосстановлении, занимают 369,0 тыс. га, что составляет 5,3% от общей площади земель лесного фонда региона. На большей части не покрытых лесной растительностью земель (207,7 тыс. га) возобновление леса проходит естественным путем или может быть обеспечено содействием естественному лесовосстановлению. На лесных участках, где естественное лесовосстановление хозяйственно ценными лесными древесными породами не может быть обеспечено, проводится искусственное лесовосстановление. Однако без выращивания качественного лесопосадочного материала развитие лесовосстановления невозможно. Для решения этой задачи необходима поддержка лесопитомнического хозяйства на территории области, вливание денежных средств в строительство оборудованного семенного центра и склада хранения семян.


Вторая важная задача, стоящая перед регионом, - это адекватная, своевременная оценка лесов - проведение лесоустройства. Лесоустройство дает понимание того, чем мы управляем, сколько используем и что нас ждет в перспективе. В условиях хронического недофинансирования работ по лесоустройству правильно оценить свои лесные ресурсы Сахалинская область не может. Ревизионный срок проведения лесоустроительных работ составляет 10 лет. При этом в регионе выдержаны сроки лесоустройства только по трем лесничествам из семнадцати. Лесоустройство является очень затратным мероприятием и не может быть проведено без финансовых вливаний государства в необходимом объеме.


Третьим направлением в лесной политике региона является сохранение лесов и их охрана. Лесные пожары в Сахалинской области являются основной причиной потери лесных ресурсов. Тушение лесных пожаров осложняется горным рельефом местности, высокой природной горимостью лесов, сильными ветрами и отсутствием развитой дорожной сети. Создание и развитие эффективной системы мониторинга пожарной опасности и тушения лесных пожаров, предупреждение их распространения и возникновения, включая противопожарное обустройство лесов, являются основными направлениями реализации мероприятий по охране и защите лесов.


Лес является не только совокупностью лесных насаждений, лес - это сложный биологический комплекс с многообразием не только растений, но и животных. Сахалинская область относится к числу регионов с традиционно развитой охотничьей деятельностью. Занятие охотой представляет для жителей области большой интерес. Площадь охотничьих угодий в регионе составляет 7534,7 тыс. га. В настоящее время большинство популяций охотничьих ресурсов находится в стабильном состоянии, за исключением диких копытных животных - благородного оленя (изюбра) и дикого северного оленя. За последние полтора десятка лет численность изюбра сократилась в 4 - 5 раз, и его современное поголовье составляет около 130 особей, в то время как во второй половине 90-х годов насчитывалось не менее 700 особей. Численность популяции дикого северного оленя сократилась примерно в 3 раза и составляет сейчас в среднем около 2000 особей. Тенденция постоянного снижения поголовья этого вида сохраняется по настоящее время и остановить ее пока не удается.


Для сохранения и увеличения численности популяций этих видов животных необходимо принятие срочных неотложных мер государственного реагирования - борьба с браконьерством (проведение регулярных рейдов с привлечением необходимой техники и оборудования), а также выработка эффективной региональной государственной политики в области охоты. Задача области - сохранить традиционных для наших широт копытных в дикой природе для будущих поколений жителей области.


Невозможна деятельность по сохранению экологического разнообразия области без решения задач по развитию особо охраняемых природных территорий. Сегодня на территории региона функционируют 53 особо охраняемые природные территории регионального значения (1 природный парк, 11 государственных природных заказников, 41 памятник природы). Все они, в первую очередь, нуждаются в государственной охране. Эту функцию осуществляет ГКУ "Сахалинские лесничества". Содержание штатной численности инспекторов, оснащение соответствующей техникой, оборудованием, спецодеждой является гарантией эффективной регулярной рейдовой работы в целях пресечения браконьерской деятельности. Государственная охрана природных комплексов должна быть выведена на качественно новый уровень, соответствующий международным стандартам по сохранению биологического разнообразия.


Еще одним из направлений, которое необходимо развивать в Сахалинской области, является использование сети ООПТ в рекреационных и туристических целях. Для этого необходимо проведение ряда мероприятий Государственной программы, в первую очередь направленных на создание инфраструктуры, без которых развитие ООПТ как объектов туризма невозможно в принципе.


Развитие лесного комплекса региона невозможно без укрепления кадрового потенциала. Сегодня в отрасли остро ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда, которые обусловлены слабым развитием социального партнерства, низким, по сравнению с другими отраслями экономики, уровнем оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в профессиональной подготовке кадров. Кроме того, отмечается старение кадрового состава. В настоящее время руководители и специалисты лесного и охотничьего хозяйства в возрасте старше 50 лет составляют более половины кадрового состава. При сохранении этой тенденции в перспективе область столкнется с проблемой отсутствия высококвалифицированных кадров, осуществляющих ведение лесного и охотничьего хозяйства региона, в том числе с дефицитом руководящих работников. Решение этих проблем лежит в плоскости принятия продуманных управленческих решений, в сфере вложения финансовых средств в повышение и переподготовку специалистов лесного хозяйства, повышения рентабельности предприятий лесного хозяйства, создания условий для нормальной работы специалистов.