Недействующий

О ведомственной целевой программе "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2013 год и на плановый период 2014 и2015 годов и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2013 годи на плановый период 2014и 2015 годов


ПАСПОРТ ВЦП

(В редакции

приказа ДООСиП ЯО от 13.01.2014 N 108-н гu76000201400015)

Цель ВЦП

организация природоохранной и природоресурсной деятельности на территории Ярославской области в рамках полномочий департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент)

Срок действия ВЦП

2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов

Куратор ВЦП

заместитель Губернатора области Шилов Александр Николаевич, тел.:78-64-97

Ответственный исполнитель ВЦП

департамент

директор департамента
 Игнатьев Сергей Игоревич, тел.:40-19-08;

 начальник отдела экономики и планирования департамента Васильева Вера Викторовна, тел.:40-01-95

Электронный адрес размещения информации о ВЦП в интернете

yarregion.ru/depts/doosp/tmpPages/
 programs.aspx

Общая потребность в ресурсах

(В редакции

приказа ДООСиП ЯО от 13.01.2014 N 108-н гu76000201400015)

Источники
 финансирования

Объем финансирования, тыс. руб.

всего

в том числе по годам

2013

2014

2015

ОБ

52 895,829

16 979,313

17 958,258

17 958,258

Справочно:

ФБ - субвенция для осуществления отдельных полномочий в области водных отношений

29 319,80

8 154,40

10 582,70

10 582,70

Итого по ВЦП

82 215,629

25 133,713

28 540,958

28 540,958

1. Краткое описание текущей ситуации и обоснование

необходимости ВЦП

Стратегией социально-экономического развития Ярославской области на период до 2030 года, утвержденнойпостановлением Правительства областиот 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года", предусмотрено создание условий для сбалансированного, экологически безопасного и устойчивого развития территории, в том числе обеспечение комфортных условий для жизни населения. При этом деятельность Правительства области в данной сфере будет сосредоточена на решении задач повышения качества окружающей среды иэффективного использования природно-ресурсного потенциала.

Заявленные стратегические цели развития области, прежде всего улучшение условий жизни людей и качества окружающей среды и обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста задают приоритеты и формируют ориентиры в широком спектре полномочий департамента. Эта взаимосвязь стратегических целей развития области и целей деятельности департамента обусловлена тем, что только при хорошем экологическом состоянии территории могут быть гарантированы хорошее здоровье и, следовательно, высокое качество жизни населения. Только рациональное природопользование, то есть хозяйственная деятельность, обеспечивающая рачительное использование природных ресурсов, их охрану и воспроизводство с учётом не только настоящих, но и будущих поколений общества, должно составлять основу для экономического роста.

Департамент осуществляет полномочия, предоставленные области в части государственного управления водо- и недропользованием, а также охраной окружающей среды, разрабатывает проекты законов, областных целевых программ, ведомственных целевых программ, соглашений о взаимодействии и сотрудничестве и иные нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и осуществляет контроль за их исполнением.

Область обладает значительными запасами природных ресурсов (минерально-сырьевых, водных и прочих), однако на сегодняшний день существуют серьёзные проблемы, не позволяющие использовать природные богатства в полной мере.

Полезные ископаемые области представлены песчано-гравийным, кирпичным и керамзитовым сырьём, строительными песками, торфом, сапропелем. В области учтено 32 месторождения гравийно-песчаного материала с общим запасом более 200 млн.куб.м. Зарегистрировано 56 месторождений песка с общим запасом 50 млн.куб.м., 22 месторождения керамзитового и кирпичного сырья. В области разведаны значительные запасы минеральных вод различного назначения: лечебно-столовые и бальнеологические. Для их добычи пробурено более 30 эксплуатационных скважин. Наличие развитой минерально-сырьевой базы позволяет не только поддерживать высокий промышленный потенциал области, но и экспортировать некоторые виды минерального сырья и продукты его переработки в другие субъекты Российской Федерации.

Основным и наиболее важным природным ресурсом области является вода. Территория области пересечена реками общей протяжённостью около 20 тыс. км; площадь, занятая озерами, составляет около 123 кв. км. В области имеется 83 озера, из них 2 крупных: озеро Неро в Ростовском муниципальном районе и озеро Плещеево в Переславском муниципальном районе. На территории области река Волга зарегулирована плотинами и представляет собой каскад Угличского, Рыбинского, Горьковского водохранилищ. Запасы пресных вод в области составляют 254 куб.км. Дефицита природной воды область не испытывает. Вместе с тем, основополагающей является проблема рационального использования воды. Общий объём забор воды (с учётом подземных вод) в 2012 годусоставил 245 млн. куб.м/год, этот показатель с 1994 года имеет устойчивую тенденцию к снижению. Наибольший удельный вес использования воды приходится на жилищно-коммунальное хозяйство и электроэнергетику.

Департамент в рамках своей деятельности выполняет в сфере водных отношений собственные полномочия области как субъекта Российской Федерации, а также отдельные полномочия в сфере водных отношений, переданные Российской Федерацией области Водным кодексом Российской Федерации.

Российской Федерацией переданы области следующие полномочия:

- предоставление водных объектов или их частей, находящихся в фе-деральной собственности и расположенных на территории области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища);

- осуществление мер по охране водных объектов или их частей, нахо-дящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области;

- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории области.

Реализация полномочий Российской Федерации осуществляется за счет средств ФБ, переданных области в виде субвенций.

В настоящее время экологическое состояние области не является критическим. В конце прошлого века антропогенная нагрузка на природную среду региона снизилась в связи со спадом производства, однако экологическая обстановка на территории области остаётся напряжённой, что связано с высокой техногенной нагрузкой и использованием устаревших технологий.

Основной экологической проблемой остаётся загрязнение водных объектов, почвы, атмосферного воздуха, увеличивающееся количество отходов. Одним из важных путей решения указанной проблемы является снижение техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды: воздух, поверхностные и подземные воды, почву. Актуальность решения данной задачи, помимо упомянутых выше причин, связана также с происходящим и планируемым в будущем ростом производства в регионе. В значительной степени увеличение объёмов выпускаемой продукции происходит экстенсивно, то есть на прежнем оборудовании в рамках технологических укладов, сформировавшихся еще в дореформенное время, для которых характерно значительное негативное воздействие на окружающую среду.