Недействующий

ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 09 июля 2013 года N 89-н

О ведомственной целевой программе "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2013 год и на плановый период 2014 и2015 годов и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Департамента охраны окружающей среды и природопользования ЯО от 22.04.2014 N 116-н, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

(В редакции
приказа ДООСиП ЯО от 13.01.2014 N 108-н гu76000201400015)

В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области"

ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

2. Признать утратившими силу приказы департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области:

- от 24.08.2011 N 41н "Об утверждении ведомственной целевой программы департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области на 2012-2014 годы";

- от 17.08.2012 N 67н "О внесении изменений в приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 24.08.2011 N 41н";

- от 24.12.2012 N 74н "О внесении изменений в приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 24.08.2011 N 41н".

3. Контроль за исполнением приказа возложить на директора департамента Игнатьева С.И.

4. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Директор департамента С.И. Игнатьев

УТВЕРЖДЕНА

приказом департамента

охраны окружающей среды

и природопользования

Ярославской области

от 09.07.2013 N 89-н

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2013 годи на плановый период 2014и 2015 годов


ПАСПОРТ ВЦП

(В редакции

приказа ДООСиП ЯО от 13.01.2014 N 108-н гu76000201400015)

Цель ВЦП

организация природоохранной и природоресурсной деятельности на территории Ярославской области в рамках полномочий департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент)

Срок действия ВЦП

2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов

Куратор ВЦП

заместитель Губернатора области Шилов Александр Николаевич, тел.:78-64-97

Ответственный исполнитель ВЦП

департамент

директор департамента
 Игнатьев Сергей Игоревич, тел.:40-19-08;

 начальник отдела экономики и планирования департамента Васильева Вера Викторовна, тел.:40-01-95

Электронный адрес размещения информации о ВЦП в интернете

yarregion.ru/depts/doosp/tmpPages/
 programs.aspx

Общая потребность в ресурсах

(В редакции

приказа ДООСиП ЯО от 13.01.2014 N 108-н гu76000201400015)

Источники
 финансирования

Объем финансирования, тыс. руб.

всего

в том числе по годам

2013

2014

2015

ОБ

52 895,829

16 979,313

17 958,258

17 958,258

Справочно:

ФБ - субвенция для осуществления отдельных полномочий в области водных отношений

29 319,80

8 154,40

10 582,70

10 582,70

Итого по ВЦП

82 215,629

25 133,713

28 540,958

28 540,958

1. Краткое описание текущей ситуации и обоснование

необходимости ВЦП

Стратегией социально-экономического развития Ярославской области на период до 2030 года, утвержденнойпостановлением Правительства областиот 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года", предусмотрено создание условий для сбалансированного, экологически безопасного и устойчивого развития территории, в том числе обеспечение комфортных условий для жизни населения. При этом деятельность Правительства области в данной сфере будет сосредоточена на решении задач повышения качества окружающей среды иэффективного использования природно-ресурсного потенциала.

Заявленные стратегические цели развития области, прежде всего улучшение условий жизни людей и качества окружающей среды и обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста задают приоритеты и формируют ориентиры в широком спектре полномочий департамента. Эта взаимосвязь стратегических целей развития области и целей деятельности департамента обусловлена тем, что только при хорошем экологическом состоянии территории могут быть гарантированы хорошее здоровье и, следовательно, высокое качество жизни населения. Только рациональное природопользование, то есть хозяйственная деятельность, обеспечивающая рачительное использование природных ресурсов, их охрану и воспроизводство с учётом не только настоящих, но и будущих поколений общества, должно составлять основу для экономического роста.

Департамент осуществляет полномочия, предоставленные области в части государственного управления водо- и недропользованием, а также охраной окружающей среды, разрабатывает проекты законов, областных целевых программ, ведомственных целевых программ, соглашений о взаимодействии и сотрудничестве и иные нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и осуществляет контроль за их исполнением.

Область обладает значительными запасами природных ресурсов (минерально-сырьевых, водных и прочих), однако на сегодняшний день существуют серьёзные проблемы, не позволяющие использовать природные богатства в полной мере.

Полезные ископаемые области представлены песчано-гравийным, кирпичным и керамзитовым сырьём, строительными песками, торфом, сапропелем. В области учтено 32 месторождения гравийно-песчаного материала с общим запасом более 200 млн.куб.м. Зарегистрировано 56 месторождений песка с общим запасом 50 млн.куб.м., 22 месторождения керамзитового и кирпичного сырья. В области разведаны значительные запасы минеральных вод различного назначения: лечебно-столовые и бальнеологические. Для их добычи пробурено более 30 эксплуатационных скважин. Наличие развитой минерально-сырьевой базы позволяет не только поддерживать высокий промышленный потенциал области, но и экспортировать некоторые виды минерального сырья и продукты его переработки в другие субъекты Российской Федерации.

Основным и наиболее важным природным ресурсом области является вода. Территория области пересечена реками общей протяжённостью около 20 тыс. км; площадь, занятая озерами, составляет около 123 кв. км. В области имеется 83 озера, из них 2 крупных: озеро Неро в Ростовском муниципальном районе и озеро Плещеево в Переславском муниципальном районе. На территории области река Волга зарегулирована плотинами и представляет собой каскад Угличского, Рыбинского, Горьковского водохранилищ. Запасы пресных вод в области составляют 254 куб.км. Дефицита природной воды область не испытывает. Вместе с тем, основополагающей является проблема рационального использования воды. Общий объём забор воды (с учётом подземных вод) в 2012 годусоставил 245 млн. куб.м/год, этот показатель с 1994 года имеет устойчивую тенденцию к снижению. Наибольший удельный вес использования воды приходится на жилищно-коммунальное хозяйство и электроэнергетику.

Департамент в рамках своей деятельности выполняет в сфере водных отношений собственные полномочия области как субъекта Российской Федерации, а также отдельные полномочия в сфере водных отношений, переданные Российской Федерацией области Водным кодексом Российской Федерации.

Российской Федерацией переданы области следующие полномочия:

- предоставление водных объектов или их частей, находящихся в фе-деральной собственности и расположенных на территории области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища);

- осуществление мер по охране водных объектов или их частей, нахо-дящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области;

- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории области.

Реализация полномочий Российской Федерации осуществляется за счет средств ФБ, переданных области в виде субвенций.

В настоящее время экологическое состояние области не является критическим. В конце прошлого века антропогенная нагрузка на природную среду региона снизилась в связи со спадом производства, однако экологическая обстановка на территории области остаётся напряжённой, что связано с высокой техногенной нагрузкой и использованием устаревших технологий.

Основной экологической проблемой остаётся загрязнение водных объектов, почвы, атмосферного воздуха, увеличивающееся количество отходов. Одним из важных путей решения указанной проблемы является снижение техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды: воздух, поверхностные и подземные воды, почву. Актуальность решения данной задачи, помимо упомянутых выше причин, связана также с происходящим и планируемым в будущем ростом производства в регионе. В значительной степени увеличение объёмов выпускаемой продукции происходит экстенсивно, то есть на прежнем оборудовании в рамках технологических укладов, сформировавшихся еще в дореформенное время, для которых характерно значительное негативное воздействие на окружающую среду.

Две трети объёма загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду, вносит промышленное производство и транспорт. Тревогу вызывают состояние водных объектов и загрязнение атмосферного воздуха в крупных городах, а также проблема обращения с отходами производства и потребления. Остаётся высокой антропогенная нагрузка на водные объекты, вызванная отсутствием современных очистных сооружений в большинстве муниципальных районов.

Суммарные выбросы загрязняющих веществ (от стационарных источников и автотранспорта) составили в 2012 году 195,9 тысячи тонн (в 2011 году -200,9 тысячи тонн), в том числе от стационарных источников – 77,3 тысячи тонн (в 2011 году – 78,0 тысячи тонн), от автотранспорта – 118,3 тысячи тонн (в 2011 году – 122,9 тысячи тонн). (абзац в редакции приказа ДООСиП ЯО от 13.01.2014 N 108-н гu76000201400015)

Наибольший уровень загрязнения наблюдается на территории города Ярославля (56,0 процента от общего количества выбросов на территории области). Вклад автотранспорта в суммарные выбросы составляет 61,0 процента.

За последние 5 лет выбросы загрязняющих веществ уменьшились от стационарных источников на 4,0 тысячи тонн (4,8 процента), от автотранспорта -на 40,8 тысячи тонн (25 процентов). Суммарные выбросы уменьшились на 43,5 тысячи тонн (17,7 процента).

Суммарная мощность сооруженийпо очистке сточных вод перед выпуском в водные объекты области в 2012 году составила662,58 млн.куб. м/год, что меньше, чем в 2011 году, на6,07 млн.куб.м (в 2011 году - 668,65 млн.куб.м/год). Снижение мощности очистных сооружений в 2012 году по сравнению с 2011 годом обусловлено, в основном, снижением производственных мощностей промышленных предприятий. Основной объём загрязняющих неочищенных стоков составили хозяйственно-бытовые стоки. Это обусловлено тем, что большинство действующих очистных сооружений области морально и физически устарели и работают с перегрузкой. Часть городов имеет устаревшие и неэффективные очистные сооружения, некоторые посёлки городского типа и большинство сельских населённых пунктов вообще не имеют действующих очистных сооружений.

В крупных промышленных городах области: Ярославле, Рыбинске, Угличе, Ростове, Переславле-Залесском - отсутствует очистка городских ливневых стоков, в результате чего в водные объекты поступает большое количество загрязняющих веществ. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в городские коллекторы ливневой канализации часто сбрасываются подключённые к ним промышленные ливневые сточные воды предприятий (около 1,5 млн.куб.м/год), увеличивая количество сбрасываемых в водный объект неочищенных сточных вод при ухудшении качества.

Одной из традиционных форм природоохранной работы по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия в области и в целом в России является создание единой сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), которая обеспечивает поддержание стабильности природной среды путём установления административным порядком особых режимов природопользования с ограничением хозяйственной деятельности. Конечной целью создания ООПТ является формирование их рациональной системы, которая должна обеспечить сохранение и воспроизводство природных ресурсов и генофонда животных, растений и грибов, регулирование и компенсирование различных нарушений в структуре экосистем, а также способствовать в комплексе с другими природоохранными мероприятиями поддержанию экологического равновесия и созданию благоприятной среды для жизнедеятельности людей.

Выявление природных территорий, ценных в хозяйственном, научно-познавательном, культурно-эстетическом и рекреационном отношениях, начато в области с момента образования в 1956 году Ярославской областной общественной организации Всероссийского общества охраны природы (далее - ВООП). Благодаря многолетней совместной деятельности ярославских учёных, представителей широкой общественности, энтузиастов и членов актива Ярославской областной общественной организации ВООП в области к концу 80-х годов была сформирована достаточно обширная сеть ООПТ. Завершением этого периода работы стала карта-схема "Охраняемые объекты природы Ярославской области". Указанная карта-схема дала представление о количестве и разнообразии охраняемых природных территорий, их пространственном размещении на территории области.

Дарвинский государственный заповедник (в границах области находится почти половина его территории), национальный парк "Плещеево озеро" и государственный заказник "Ярославский" имеют федеральный ранг охраны. Восемнадцать болот включены в международный реестр "ТЕЛМА" как типичные болотные ландшафты зоны тайги подзоны смешанных лесов в пределах России. Болотные массивы "Сомино" и "Пыханское" включены в список ценных болот России, охраняемых Рамсарской конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение и подлежащих особой охране. Десять участков в области, в первую очередь Рыбинское водохранилище с прибрежными территориями, также имеют международный статус и отнесены к Ключевым орнитологическим территориям Европейской России (проект КОТР). Перечень ООПТ регионального значения в области включает 367 территорий и объектов (общая площадь - более 254 тыс. га), из них 45 государственных природных заказников и 322 памятника природы. Проводятся работы по внесению сведений об ООПТ в государственный кадастр недвижимости. (абзац в редакции приказа ДООСиП ЯО от 13.01.2014 N 108-н гu76000201400015)

Дальнейшая работа по выявлению новых, изучению существующих ООПТ области, разработке режимов природопользования и контроля за состоянием ООПТ, обеспечению их устойчивого функционирования требует скоординированных действий, развития нормативной базы, проведения природоохранных мероприятий и финансирования со стороны федеральных органов и органов исполнительной власти области.

Охрана биологического разнообразия требует решения конкретных задач - частных и общих, локальных и планетарных. Все они связаны с необходимостью сохранения живых организмов, населяющих Землю. Каждый вид уникален, а свойства многих видов изучены недостаточно. Исчезновение любого вида является невосполнимой утратой.

В 1984 году был создан Международный союз охраны природы (далее - МСОП), при котором организуется постоянная комиссия по исчезающим видам животных и растений. Одним из первых решений МСОП стала подготовка Красной книги. Первая Красная книга МСОП опубликована в 1978 году. В 1983 году выходит "Красная книга РСФСР. Животные", в 1984 году - "Красная книга СССР", в 1988 году - "Красная книга РСФСР. Растения". Красная книга в нашей стране является государственным юридическим документом и служит правовой основой в области сохранения редких видов в регионах и в России в целом. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии Россия обязана осуществлять мероприятия по сохранению редких видов животных и растений.

Красная книга Ярославской области имеет целью выявление и регистрацию редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, дикорастущих растений, грибов и лишайников, а также осуществление специальных мер по их охране в соответствии с федеральными законами от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 158 "О Красной книге Российской Федерации" и указом Губернатора области от 08.11.2011 N 501 "О Красной книге Ярославской области и признании утратившим силу постановления Губернатора области от 31.07.2007 N 702". Уточнённые перечни видов живых организмов, занесённых в Красную книгу Ярославской области, утверждены постановлением Правительства области от 09.02.2011 N 86-п "Об утверждении перечней (списков) видов грибов, лишайников, растений и животных, занесённых в Красную книгу Ярославской области, исключённых из Красной книги Ярославской области". (абзац в редакции приказа ДООСиП ЯО от 13.01.2014 N 108-н гu76000201400015)

Вопросы экологического просвещения и информирования населения о качестве окружающей среды приобретают огромное значение. Экологическое образование и просвещение - актуальная задача всего международного сообщества, получившая отражение в решениях Конференции Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, к которым присоединилась и Россия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»