В настоящее время экономику отрасли определяет мясная продуктивность овец. Поэтому в хозяйствах всех форм собственности республики стали разводить мясосальных овец, себестоимость содержания которых в 1,3-1,6 раза ниже, чем тонкорунных овец. Поскольку овцы мясосального направления продуктивности имеют первостепенное значение, коллективом научных сотрудников ГНУ Калмыцкого научно-исследовательского института сельского хозяйства Россельхозакадемиии, руководителями хозяйств, занимающихся разведением калмыцких овец, проведена работа по внесению курдючной калмыцкой овцы в государственный реестр селекционных достижений, что было сделано в конце 2012 года.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 16 сентября 2011 года N 320 принята республиканская целевая программа "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Республики Калмыкия на период до 2020 года", целью которой являются восстановление и развитие мелиоративного фонда Республики Калмыкия, реализация мер по орошению и окультуриванию земель, экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, повышение плодородия почв до оптимального уровня в каждой конкретной зоне, развитие на мелиорируемых землях кормопроизводства, в соответствии с темпами роста поголовья животных.
Следовательно, повышение интенсивности овцеводства должно происходить на основе рационального использования естественных кормовых угодий и повышения удельной доли заготовленных дешевых и полноценных кормов.
Ежегодно Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации утверждается План диагностических исследований ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории Республики Калмыкия.
В целях обеспечения эпидемиологического и эпизоотического благополучия по бруцеллезу на территории Республики Калмыкия распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 26.02.2013 г. N 53-р утвержден Комплексный план мероприятий по профилактике бруцеллеза среди людей и животных в Республике Калмыкия на 2013-2015 годы.
Таким образом, в республике имеется высокий потенциал для увеличения объемов производства продукции овцеводства, основу которого составляют:
- наличие 7,5 млн. га земельного фонда, из которых 6,3 млн. га являются землями сельскохозяйственного назначения, в том числе 5,2 млн. га составляют пастбища.
- ресурсосберегающая пастбищная технология содержания поголовья;
- адаптированные породы сельскохозяйственных животных, разводимые в республике, в том числе калмыцкая курдючная овца;
- собственная племенная база, созданная на базе ведущих племенных организаций по разведению высокопродуктивного скота;
- обеспеченность опытными кадрами животноводов, использующих традиционную ресурсосберегающую систему содержания скота.
Реализация данного комплекса мер, направленных на развитие овцеводства, способствует социально-экономическому развитию Республики Калмыкия и других регионов России, созданию высокоэффективной производственной базы агропромышленного комплекса.
Реализация Программы будет способствовать и социальному возрождению села. В соответствии с республиканской целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2008 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 ноября 2007 г. N 423, (основные цели - развитие сельских территорий на основе создания современной инженерной и социальной инфраструктуры, повышение уровня и качества жизни сельского населения, создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому развитию сельских территорий, создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности, повышение престижности проживания в сельской местности) преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.
Увеличение производства продукции повлечет развитие инфраструктуры и логистического обеспечения отрасли.
В Республике Калмыкия разработаны схемы территориального планирования в муниципальных районах и генеральные планы сельских поселений в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса Российской Федерации, которые размещены на официальных сайтах муниципальных образований.
Программа обеспечивает взаимодействие малых, средних и крупных форм хозяйствования, потребительской кооперации во всех районных муниципальных образованиях Республики Калмыкия и городе Элиста.
В Республике Калмыкия на основании проекта федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" разрабатывается республиканская целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", где учитываются планы развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры в населенных пунктах и в местах реализации Программы.
Реализация мер государственной поддержки должна включать в себя улучшение селекционной работы с животными, кадровое и научное обеспечение. Все это возможно лишь на основе комплексной государственной поддержки с использованием финансирования всех уровней - федерального, республиканского и внебюджетных источников. (в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 13.09.2013 N 425 НГР ru08000201300535)
Вариантами решения проблем, имеющихся в отрасли овцеводства, являются:
а) реализация в рамках действующих целевых программ, а также в рамках программ финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей мероприятий, связанных с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции;
б) создание единого программного механизма повышения эффективности отрасли овцеводства при сохранении существующей системы государственной поддержки.
Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное выделение средств не обеспечит в полной мере решения поставленной актуальной задачи. Этот вариант не предполагает комплексного и эффективного использования ресурсного потенциала республики в области производства мяса, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.
Основным преимуществом второго варианта является реализация механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области развития овцеводства с возможностью анализа результативности всей совокупности работ по решению проблемы.
Осуществление мер государственной поддержки наиболее эффективно программными методами, которые позволяют в рамках разработанной программы планомерно осуществлять управление и проводить контроль по достижению качественных и количественных показателей развития, своевременно вносить корректировки и дополнения. Наличие целевых показателей и определенная ответственность за выполнение намеченных планов создают вертикаль ответственности за достижение поставленных результатов и эффективность использования бюджетных средств.
Основные риски, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов:
- недостаточный уровень финансирования из республиканского, федерального бюджетов, а также внебюджетных источников;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села, а также непредвиденно высокий рост цен на корма, которые могут привести к существенному удорожанию продукции отрасли и трудностям с его реализацией.