1.1. В настоящее время в автономном округе применен принцип централизации закупок. Функции уполномоченного органа выполняет Депгосзаказа Югры. Под уполномоченным органом в контрактной системе понимается орган, который осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и иные полномочия по осуществлению закупок для других заказчиков.
Согласно постановлению Губернатора автономного округа от 30 июня 2010 года N 114 и постановлению Правительства автономного округа от 20 апреля 2006 года N 86-п Депгосзаказа Югры размещает заказы для всех государственных заказчиков и иных заказчиков за счет средств бюджета автономного округа и внебюджетных источников финансирования. В рамках сформированного плана государственного заказа автономного округа в 2012 году проведено 9546 процедур закупок на общую сумму 27,7 млрд. рублей, из них Депгосзаказа Югры было проведено 1907 процедур торгов на сумму 24 млрд. рублей. Аналогичная практика складывалась и в предыдущие годы с момента создания Депгосзаказа Югры (ранее - Управление государственного заказа автономного округа).
Это позволило освободить заказчиков от выполнения непрофильных для них функций в сфере закупок, а также сформировать в Депгосзаказа Югры высококвалифицированный кадровый состав, обеспечивающий удовлетворение потребностей всех заказчиков автономного округа. При централизованном размещении заказа автономного округа в 2012 году экономия бюджетных средств составила 1,8 млрд. рублей, т.е. примерно 6% от суммы всего размещенного государственного заказа автономного округа, что является достаточно высоким показателем эффективности размещения заказа в условиях объективно сложившегося в автономном округе низкого уровня конкуренции поставщиков товаров, работ, услуг.
Профессионализм работы Депгосзаказа Югры также характеризуется незначительным объемом оспариваемых в судебных и контрольных органах действий заказчиков, уполномоченного органа и комиссий при размещении заказов. В 2012 году в рамках судопроизводства было подано 39 исковых заявлений, связанных с действиями государственных заказчиков автономного округа, конкурсной (аукционной) комиссии при размещении заказов, уполномоченным органом. По рассмотренным 35 исковым заявлениям в 33 случаях решения были приняты в пользу Депгосзаказа Югры и заказчиков автономного округа. Остальные исковые заявления находятся на стадии рассмотрения. В рамках административного производства в территориальном управлении Федеральной антимонопольной службы по автономному округу на действия государственных заказчиков автономного округа, конкурсной (аукционной) комиссии, уполномоченного органа в 2012 году было подано 108 жалоб, из них только 2 жалобы признаны частично обоснованными и 2 жалобы признаны обоснованными.
С целью оптимизации закупочной деятельности заказчиков Закон о контрактной системе так же, как и действующее законодательство предусматривает возможность создать уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо наделить соответствующими полномочиями какой-либо из существующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (части 1, 3 статьи 26 Закона о контрактной системе).
При этом в условиях перехода к контрактной системе появляются новые факторы, свидетельствующие о целесообразности внедрения большей степени централизации закупок в автономном округе:
1) установление в Законе о контрактной системе ограничений на применение упрощенных способов закупок (запрос котировок, запрос предложений, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя));
2) изменение (усложнение) правил проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, а также появление новых способов закупок (запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс);
3) закрепление в Законе о контрактной системе требования об осуществлении закупок на профессиональной основе (статья 9 Закона о контрактной системе).
Учитывая изложенное, при формировании контрактной системы в автономном округе должен быть сохранен принцип централизации закупок для заказчиков автономного округа в уполномоченном органе автономного округа (Депгосзаказа Югры).
В этих целях с 1 января 2014 года в соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе на Депгосзаказа Югры необходимо возложить функции на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для всех заказчиков автономного округа путем проведения конкурсов, аукционов и запросов предложений, проводимых на основании пунктов 6 и 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Необходимость проведения Депгосзаказа Югры запросов предложений на основании пунктов 6 и 8 статьи 83 Закона о контрактной системе обусловлена положениями Закона о контрактной системе:
пункт 8 части 2 статьи 83 предусматривает возможность проведения запроса предложений вследствие несостоявшихся торгов;
пункт 6 части 2 статьи 83 дает возможность провести запрос предложений в случае, если заказчик отказался в одностороннем порядке от исполнения контракта, в том числе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения конкурса или аукциона.
Закупки путем проведения упрощенных способов, таких как запрос котировок, запрос предложений (кроме оснований, предусмотренных пунктами 6 и 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе), у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчики осуществляют самостоятельно.
При этом по решению исполнительного органа государственной власти автономного округа, принятому на основании части 5 статьи 26 Закона о контрактной системе, дополнительно может быть применена ведомственная централизация закупок: полномочия на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для его территориальных органов и подведомственных учреждений могут осуществляться самим исполнительным органом государственной власти автономного округа. Такое решение исполнительного органа государственной власти автономного округа не может распространяться на полномочия соответствующих заказчиков, осуществление которых передано Депгосзаказа Югры.
1.2. Согласно части 3 статьи 26 Закона о контрактной системе на уполномоченный орган, уполномоченное учреждение по решению высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации можно возложить не только полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), но и полномочия по планированию закупок, исполнению контрактов, в том числе на обеспечение приемки и оплаты по контрактам.
Данная схема централизации закупок представляет собой пример государственного централизованного снабжения и может являться альтернативой проведения совместных торгов в случае, когда у нескольких заказчиков существует потребность в одних и тех же товарах, работах, услугах.
Также данная схема может применяться в целях передачи несвойственных профильным государственным органам закупочных функций на аутсорсинг иному специально созданному государственному органу (уполномоченному органу) или казенному учреждению (уполномоченному учреждению), что позволит оптимизировать штатную численность государственных гражданских служащих в автономном округе.
Принимая во внимание:
1) основные принципы административной реформы;
2) необходимость повышения эффективности административно-управленческих процессов органов исполнительной власти путем выведения за рамки их полномочий избыточных и не свойственных обеспечивающих функций;
3) объективно существующую у органов исполнительной власти, казенных учреждений автономного округа потребность в одних и тех же типовых товарах, работах, услугах, например, по организации мероприятий, выставок, закупке канцелярских принадлежностей, компьютерной техники, мебели, горюче-смазочных материалов, страховых услуг и т.п., необходимо рассмотреть возможность создания подведомственного Депгосзаказу Югры казенного учреждения, обеспечивающего не позднее чем с 1 января 2015 года выполнение полномочий на планирование закупок, исполнение контрактов, в том числе обеспечение приемки и оплаты по контрактам в интересах отдельных исполнительных органов государственной власти автономного округа и (или) отдельных казенных учреждений автономного округа (далее - уполномоченное учреждение автономного округа).
Отнесение созданного уполномоченного учреждения автономного округа в соответствии с профилем его работы к подведомственности Депгосзаказа Югры, являющегося уполномоченным органом автономного округа, позволит уполномоченному учреждению автономного округа осуществлять закупочную деятельность в постоянном взаимодействии с Депгосзаказа Югры, в том числе во взаимодействии, осуществляемом в оперативном (рабочем) порядке. Также это создает условия для объединения управленческих и методологических усилий в сфере закупок для обеспечения нужд автономного округа. Кроме того, отнесение уполномоченного учреждения автономного округа к подведомственности Депгосзаказа Югры необходимо в целях исключения дублирования функций по централизации закупок у разных исполнительных органов государственной власти автономного округа.
К полномочиям, которые будут переданы уполномоченному учреждению автономного округа, относятся полномочия по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключению контрактов, их исполнению, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для нескольких исполнительных органов государственной власти автономного округа и (или) нескольких казенных учреждений автономного округа при закупке отдельных видов товаров, работ, услуг. Перечень исполнительных органов государственной власти автономного округа и (или) казенных учреждений автономного округа, а также перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых уполномоченное учреждение автономного округа будет осуществлять вышеуказанные полномочия, устанавливаются Правительством автономного округа. Депгосзаказа Югры необходимо подготовить предложения об определении штатной численности уполномоченного учреждения автономного округа, исходя из объема закупок, полномочия на осуществление которых будут переданы такому учреждению.
Создание уполномоченного учреждения автономного округа повысит эффективность осуществления административно-управленческих процессов исполнительных органов государственной власти автономного округа, позволит контролировать издержки их основной деятельности, повысит эффективность закупочной деятельности, сократит капитальные затраты и число административного и управленческого персонала, что приведет к экономии бюджетных средств автономного округа.
1.3. Закон о контрактной системе, помимо вышеуказанных схем централизации, предусматривает возможность централизовать в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации закупки муниципальных образований, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 26 Закона о контрактной системе), в том числе муниципальные закупки, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Учитывая существенные изменения законодательства о закупках в связи с принятием Закона о контрактной системе и наличие кадрового дефицита в ряде муниципальных образований автономного округа, с 1 января 2014 года необходимо реализовать в автономном округе возможность передачи полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков отдельных муниципальных образований, находящихся на территории автономного округа, уполномоченному органу автономного округа (Депгосзаказа Югры) на основании соответствующих соглашений и при наличии объективных обстоятельств.