В настоящее время система размещения заказов для государственных и муниципальных нужд претерпевает значительные изменения.
Действующий в течение последних семи лет Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) не раз подвергался критике, многократно изменялся и дополнялся.
В 2010 году Правительство Российской Федерации заявило о необходимости формирования в России контрактной системы, регулирующей не только вопросы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, но и вопросы планирования закупок и исполнения контрактов (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р).
В марте 2013 года был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Закон о контрактной системе. Закон о контрактной системе подписан Президентом Российской Федерации 5 апреля 2013 года и вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу согласно статье 114 Закона о контрактной системе. В полном объеме Закон о контрактной системе должен вступить в силу с 1 января 2017 года.
Закон о контрактной системе принципиально меняет подходы к осуществлению государственных и муниципальных закупок и предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая планирование закупок, осуществление закупочных процедур, а также последующее исполнение контрактов, содержательный аудит полученных по ним результатов, контроль в сфере закупок и осуществление постоянного мониторинга закупок (часть 1 статьи 1, пункт 1 статьи 3 Закона о контрактной системе).
При этом Законом о контрактной системе предоставлено право субъектам Российской Федерации принимать активное участие в формировании региональных контрактных систем, начиная от возможности издания нормативных правовых актов в сфере закупок, определения оптимальной схемы централизации закупок для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, создания и развития региональной информационной системы в сфере закупок, заканчивая проведением мониторинга закупок, а также осуществлением контроля и аудита в сфере закупок (часть 3 статьи 2 Закона о контрактной системе).
Автономный округ проводит работу по формированию контрактной системы с конца 2010 года. За прошедший период Департаментом государственного заказа автономного округа (далее - Депгосзаказа Югры) в соответствии с актами и поручениями Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа реализованы отдельные элементы контрактной системы, такие как ведомственный план закупок, сборник типовых контрактов и технических заданий, сервисы учета сведений о закупках и заключенных контрактах в государственной информационной системе "Государственный заказ" (далее - ГИС "Госзаказ") и другие.
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 30.03.2018 N 88-п)
Учитывая изложенное в настоящее время необходимо сформировать контрактную систему в автономном округе, с одной стороны, соответствующую требованиям Закона о контрактной системе, с другой стороны - учитывающую значительный положительный опыт автономного округа в управлении закупками, в том числе опыт централизации закупок и осуществления контроля в сфере закупок.