2.1. В настоящее время:
2.1.1. Размещение заказов для нужд заказчиков осуществляется преимущественно Депгосзаказа Югры в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 20.04.2006 N 86-п "Об уполномоченных органах в сфере размещения заказов". Отдельные заказы размещаются заказчиками самостоятельно путем проведения торгов и неторговых процедур.
2.1.2. На основании Закона о размещении заказов приняты нормативные правовые акты, регулирующие деятельность заказчиков, в том числе:
определен порядок взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа, в том числе утверждены перечни продукции, размещение заказа по которым осуществляется заказчиками самостоятельно;
утверждена методика определения начальной (максимальной) цены контракта в зависимости от предмета размещаемого заказа;
утверждены примерные формы документации о торгах, примерные формы контрактов в зависимости от предмета размещаемого заказа;
установлены дополнительные требования к заказчикам при осуществлении размещения заказов, в том числе в части регистрации и учета в ГИС "Госзаказ" информации, позволяющей оценить эффективность размещаемого заказа.
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 30.03.2018 N 88-п)
2.2. Нововведения в соответствии с Законом о контрактной системе:
2.2.1. Существенно ограничивается возможность применения упрощенных способов закупки (запрос котировок, запрос предложений, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)). Проведение конкурсов и аукционов становится обязательным даже для заказчиков с небольшим бюджетом.
Заказчики вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год (статья 72 Закона о контрактной системе).
Определять поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений заказчики вправе только в случаях, прямо предусмотренных частью 2 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ограничены. В частности, при закупках на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на сумму, не превышающую сто тысяч рублей, совокупный годовой объем закупок не должен превышать пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и должен составлять не более чем пятьдесят миллионов рублей в год.
Сводятся к минимуму случаи заключения контрактов по результатам несостоявшихся процедур закупок. Например, в случае если конкурс признан несостоявшимся и нет претендентов на заключение контракта (часть 2 статьи 55 Закона о контрактной системе), заказчик обязан внести изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществить проведение повторного конкурса или новой закупки, в отличие от Закона о размещении заказов, который в аналогичной ситуации допускает возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В случае, если повторный конкурс будет признан несостоявшимся и не будет претендентов на заключение контракта, заказчик обязан будет внести изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществить данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе или иным образом (часть 4 статьи 55 Закона о контрактной системе).
В случае, если конкурс признан несостоявшимся и есть претендент на заключение контракта (часть 1 статьи 55 Закона о контрактной системе), заказчик заключает контракт с данным единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но только после согласования такой возможности с органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (пункт 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе), в отличие от Закона о размещении заказов, который в аналогичной ситуации допускает возможность заключения контракта без какого-либо согласования с контрольным органом.
2.2.2. Изменяются правила проведения торгов: появляются новые процедуры, такие как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс; меняются критерии оценки заявок на участие в конкурсе; повышаются требования к участникам закупок и к составу заявки на участие в закупке; вводятся новые правила расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта; появляются антидемпинговые механизмы и т.д.
2.2.3. Расширяются возможности по централизации и оптимизации закупок. Так уполномоченный орган субъекта Российской Федерации по решению высшего органа исполнительной власти может исполнять полномочия не только по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 1 статьи 26 Закона о контрактной системе), но и полномочия по планированию закупок, исполнению контрактов, в том числе по обеспечению приемки и оплаты по контрактам (часть 3 статьи 26 Закона о контрактной системе). Устанавливается возможность централизовать закупки муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 26 Закона о контрактной системе), а также закупки, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет межбюджетных трансфертов (часть 7 статьи 26 Закона о контрактной системе). Появляется схема ведомственной централизации закупок.
2.3. Меры по реализации требований Закона о контрактной системе в автономном округе:
2.3.1. Разработать и издать соответствующие правовые акты, устанавливающие оптимальную для автономного округа схему централизации закупок.
2.3.2. Подготовить предложения по оптимизации процесса определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе через автоматизацию отдельных действий заказчиков, уполномоченного органа, проведение совместных торгов.
2.3.3. Разработать и издать методические документы, обеспечивающие осуществление стадии определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), полномочия по изданию которых в соответствии с Законом о контрактной системе и нормативными правовыми актами автономного округа возложены на государственные органы (в том числе на органы государственной власти) автономного округа.
2.3.4. Предусмотреть при организации мониторинга закупок автономного округа показатели оценки эффективности стадии определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые будут стимулировать заказчиков автономного округа:
устанавливать более продолжительные сроки подачи заявок на участие в закупках по сравнению с предусмотренными Законом о контрактной системе минимальными сроками подачи таких заявок;
проводить онлайн-трансляции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" процедур вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (первоначальными заявками на участие в двухэтапном конкурсе, окончательными заявками на участие в двухэтапном конкурсе, заявками на участие в запросе котировок) и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе (первоначальным заявкам на участие в двухэтапном конкурсе, окончательным заявкам на участие в двухэтапном конкурсе, заявкам на участие в запросе котировок).