ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2013 года N 720-па
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ, НА ПРЕДМЕТ СОБЛЮДЕНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
(в редакции Постановлений Правительства Магаданской области от 05.06.2014 N 468-пп, от 09.06.2016 N 491-пп)
В целях формирования условий для создания в Магаданской области беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения администрация Магаданской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению паспортизации объектов социальной инфраструктуры, расположенных на территории Магаданской области, на предмет соблюдения доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - Методические рекомендации).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области создать муниципальные межведомственные комиссии, сформировать рабочие группы для проведения паспортизации.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Магаданской области Исаеву Т.А.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Магаданской области от 09.06.2016 N 491-пп)
4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о. врио губернатора
Магаданской области
Н.КАРПЕНКО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ, НА ПРЕДМЕТ СОБЛЮДЕНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
(в редакции Постановления Правительства Магаданской области от 09.06.2016 N 491-пп)
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны для организации работы по проведению паспортизации объектов социальной инфраструктуры, расположенных на территории Магаданской области, с целью оценки состояния доступности услуг, оказываемых на объектах социальной инфраструктуры, и определения необходимой адаптации объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения.
2. Под социальной инфраструктурой для целей настоящих Методических рекомендаций понимается совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения: социальная защита, здравоохранение, образование, дошкольное воспитание; жилищно-коммунальное хозяйство (жилой фонд, гостиницы, дома и общежития для приезжих, банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, улично-дорожная сеть (в том числе остановки общественного транспорта); предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорт и связь; система объектов, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, банки).
3. Объект социальной инфраструктуры (далее - ОСИ) - это организация в целом, ее филиал, представительство или иное обособленное структурное подразделение, являющаяся поставщиком определенных услуг (одной или нескольких), занимающая определенный объект недвижимости (здание полностью или часть его) с прилегающим участком (при его наличии и закреплении за организацией).
4. Адаптация ОСИ и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения осуществляется посредством формирования архитектурной среды (архитектурно-планировочные решения и соответствующие ремонтно-строительные работы) и организационного решения вопросов предоставления соответствующих услуг.
5. Формирование архитектурной среды для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения осуществляется по следующим критериям:
- доступность;
- безопасность;
- информативность;
- комфортность.
К критерию доступности относятся:
- обеспечение беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и функциональным зонам;
- обеспечение беспрепятственного достижения места проживания, трудоустройства или обслуживания;
- обеспечение возможности посещения места отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.
К критерию безопасности относится обеспечение условий проживания, посещения места обслуживания или труда без риска быть травмированным, а также нанести вред другим людям, общественному и личному имуществу.
Критерий информативности должен обеспечивать возможность своевременного получения информации и соответствующего реагирования на нее.
Критерий комфортности заключается в создании условий для минимальных затрат и усилий инвалидов и других маломобильных групп населения, направленных на удовлетворение своих потребностей.
6. В случае невозможности формирования на ОСИ архитектурной среды для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения адаптация ОСИ для инвалидов и других маломобильных групп населения осуществляется за счет организационного решения вопросов предоставления соответствующих услуг (установка кнопки вызова специалиста; создание мобильных бригад для выезда на дом к маломобильным группам населения).
7. В целях организации работы по проведению паспортизации ОСИ на территории Магаданской области, а также контроля за формированием доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, создаются областная межведомственная комиссия для проведения паспортизации ОСИ, находящихся в собственности Магаданской области (далее - областная межведомственная комиссия) и межведомственные комиссии муниципальных районов, городского округа для проведения паспортизации ОСИ, находящихся на территории Магаданской области (за исключением объектов, находящихся в собственности Магаданской области) (далее - муниципальные межведомственные комиссии), и определяется их рабочий орган.
Реализация вышеуказанных целей также может осуществляться коллегиальным совещательным органом по делам инвалидов, действующим на территории Магаданской области, либо территориальными советами, действующими на территории муниципальных образований.
8. Возглавляет работу областной межведомственной комиссии заместитель губернатора Магаданской области по социальным вопросам, работу муниципальных межведомственных комиссий - главы муниципальных образований Магаданской области или их заместители.
9. В состав областной и муниципальной межведомственных комиссий могут входить представители органов архитектуры и градостроительства, управлений занятости, учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, туризма, физической культуры и спорта, предпринимательства и промышленности, экономики и бюджетного планирования, общественных организаций.
10. Областная и муниципальные межведомственные комиссии в целях проведения обследования ОСИ, исполнения экспертных функций по определению состояния доступности и необходимости адаптации ОСИ и обеспечения доступности услуг с учетом потребностей инвалидов формируют областные и муниципальные рабочие группы (далее - рабочие группы) для непосредственного осмотра и замера архитектурно- планировочных, функционально-конструктивных и технологических элементов объектов социальной инфраструктуры с целью фиксации в паспорте доступности объекта наличия этих элементов, их качественных и количественных параметров.
11. Руководителем рабочей группы назначается представитель областной (муниципальной) межведомственной комиссии.
12. В состав рабочих групп рекомендуется включать специалистов в области архитектуры, градостроительства и строительства (например, архитекторов, проектировщиков, сметчиков и пр.); представителей администраций муниципальных образований по вопросам в сфере градостроительства и архитектуры, имущества, благоустройства; студентов высших и средних специальных учебных заведений (в первую очередь строительных специальностей) в период прохождения производственной практики; специалистов по социальной работе; членов общественных организаций инвалидов и ветеранов; членов родительских комитетов; работников обследуемого объекта; волонтеров.
13. Основные организационные этапы работы по проведению паспортизации включают:
- составление реестра ОСИ;
- анкетирование ОСИ;
- обследование ОСИ;
- разработка адресных программ (планов) по адаптации ОСИ;
- составление паспорта доступности ОСИ.
14. Алгоритм проведения паспортизации и заполнения соответствующей документации (реестра ОСИ, анкет, актов обследования и паспорта доступности ОСИ) представлен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
15. На первом этапе паспортизации областной и муниципальными межведомственными комиссиями формируется реестр ОСИ по каждому населенному пункту (далее - Реестр), в котором выделяются ОСИ, подлежащие анкетированию в первоочередном порядке.
16. Реестр формируется, исходя из видов деятельности ОСИ: государственное управление, образование, здравоохранение, социальная защита населения, культура и досуг, физическая культура и спорт, иные социально значимые виды деятельности (приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям).
17. Основным критерием включения ОСИ в Реестр является потенциальная возможность систематического посещения данного ОСИ инвалидами и другими маломобильными группами населения.
18. Реестры согласуются с общественными организациями инвалидов (при их наличии).
19. На втором этапе паспортизации проводится анкетирование ОСИ.
20. Анкетирование заключается в сборе первичной информации от руководителей организаций, расположенных на ОСИ, о деятельности ОСИ (оказываемых услуг) и состоянии доступности с приложением (при наличии) технического паспорта, проектно-сметной документации, различных фотоматериалов (приложение N 3 к настоящим Методическим рекомендациям).
21. По результатам анкетирования составляется выборка из Реестра ОСИ, подлежащих обследованию в первоочередном порядке.
22. В Реестр ОСИ могут вноситься изменения и (или) дополнения в следующих случаях:
- при строительстве новых ОСИ;
- при изменении общих сведений об ОСИ (адреса, формы собственности и т.д.);
- при изменении характеристики деятельности ОСИ по обслуживанию населения (видов оказываемых услуг, категории инвалидов и т.д.);
- при изменении состояния доступности ОСИ (доступно полностью всем, доступно условно, недоступно и т.д.).
23. На третьем этапе с целью формирования заключения о состоянии доступности ОСИ и предоставляемых на ОСИ услуг, а также для решения вопроса о необходимости и очередности адаптации ОСИ или обеспечения доступности услуг путем организации иного (альтернативного) формата предоставления соответствующих услуг инвалидам, проводится обследование выбранных ОСИ.
24. Перед началом обследования областной и муниципальной межведомственными комиссиями:
- составляется план-график проведения обследования на каждый квартал, где указывается наименование ОСИ, адрес расположения и дата обследования, которая согласовывается с руководителями ОСИ;
- руководители ОСИ информируются о сроках и порядке проведения обследования объектов;
- проводится инструктаж рабочей группы о целях и задачах паспортизации, основных архитектурно-планировочных элементах ОСИ, подлежащих обследованию, правилах заполнения акта и паспорта доступности ОСИ, технических средствах для осуществления замеров.
25. В комплект технических средств рекомендуется включить: жесткий планшет для удобства заполнения анкеты в экстерьере, рулетку 5-10 метров, калькулятор, угломер (для измерения уклона пандуса), уровень, отвес (при необходимости), фотоаппарат (при необходимости); портативный фонарик (при недостаточной освещенности места измерения); мелок или грифель для разметки при измерениях.
26. Обследование ОСИ подразделяется на:
- визуальное, определяющее внешние параметры ОСИ - наличие или отсутствие конкретных элементов или деталей здания или помещений, количество этажей, наличие информации и т.п.;
- инструментальное, фиксирующее цифровые параметры обследуемых элементов или деталей, например, ширину проемов или коридоров, уклон пандуса, высоту ограждения и т.п.
27. Члены рабочей группы фиксируют результаты обследования ОСИ в акте обследования ОСИ (приложение N 4 к настоящим Методическим рекомендациям).
28. По результатам обследования члены рабочей группы готовят проект заключения о состоянии доступности ОСИ для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также предложения по его адаптации.
Итоговое заключение о состоянии доступности и возможности адаптации ОСИ, требующей значительных финансовых вложений, сложных организационных решений, межведомственного согласования, выносится на обсуждение для принятия решения областной или муниципальной межведомственными комиссиями.
29. Акт обследования ОСИ составляется в двух экземплярах и подписывается членами рабочей группы, проводившей обследование. Один экземпляр акта направляется руководителю ОСИ для организации исполнения рекомендаций, второй экземпляр передается в областную (муниципальную) межведомственную комиссию.
30. На четвертом этапе областной и муниципальными межведомственными комиссиями по результатам анализа решений по состоянию доступности обследованных ОСИ и возможности их адаптации составляются проекты адресных программ (планов) по адаптации ОСИ и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения (приложение N 5 к настоящим Методическим рекомендациям).
Проекты областных и муниципальных программ (планов) согласовываются и утверждаются в установленном порядке.
Основой для разработки проектов программ (планов) является сводная информация, включая сведения об объемах финансирования, о необходимых проектно-сметных, строительных, ремонтных работах, об иных формах адаптации ОСИ либо организационных решениях по формату предоставления услуг.
По результатам исполнения программ (планов) формируется отчет об их выполнении (приложение N 6 к настоящим Методическим
рекомендациям) и принимаются решения о корректировке данных в паспорте доступности ОСИ и Реестре.
31. Завершающим этапом паспортизации является составление паспорта доступности ОСИ.
32. Паспорт доступности ОСИ (приложение N 7 к настоящим Методическим рекомендациям) является основным учетным документом, содержащим информацию о состоянии доступности ОСИ и предоставляемых на нем услуг, и составляется на основании информации из представленной руководителем анкеты ОСИ, акта обследования ОСИ и управленческих решений (проектов, планов) по адаптации ОСИ.
33. Паспорт доступности ОСИ составляется в двух экземплярах, один из которых направляется руководителю обследуемого ОСИ, второй экземпляр передается в областную (муниципальную) межведомственную комиссию.
34. Текущий контроль и координацию работы по проведению паспортизации и адаптации ОСИ, находящихся на территории Магаданской области (за исключением ОСИ, находящихся в собственности Магаданской области), осуществляют муниципальные межведомственные комиссии.
35. Итоговый контроль за исполнением мероприятий по адаптации ОСИ на территории Магаданской области осуществляет областная межведомственная комиссия.