Наименование | Суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Республике Хакасия (муниципальному образованию), кв. метров на 1 тыс. человек | Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров по Республике Хакасия (муниципальному образованию), кв. метров на 1 тыс. человек | Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже непродовольственных товаров по Республике Хакасия (муниципальному образованию), кв. метров на 1 тыс. человек |
Республика Хакасия | 420 | 128 | 292 |
Город Абакан | 615 | 188 | 427 |
Город Абаза | 280 | 85 | 195 |
Город Саяногорск | 395 | 120 | 275 |
Город Сорск | 243 | 74 | 169 |
Город Черногорск | 270 | 82 | 188 |
Алтайский район | 236 | 72 | 164 |
Аскизский район | 286 | 87 | 199 |
Бейский район | 231 | 70 | 161 |
Боградский район | 204 | 62 | 142 |
Орджоникидзевский район | 324 | 99 | 225 |
Таштыпский район | 227 | 69 | 158 |
Усть-Абаканский район | 218 | 70 | 148 |
Ширинский район | 324 | 99 | 225 |
Государственные финансы
В целом доходы консолидированного бюджета Республики Хакасия в 2006 - 2010 годах характеризуются положительной динамикой поступлений: исполнение по доходам за 2010 год в 2 раза превысило исполнение 2006 года и составило 18347,9 млн рублей.
В структуре доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия наблюдается уменьшение доли налоговых и неналоговых доходов (с 75,8% в 2006 году до 74,3% в 2010 году) в пользу безвозмездных поступлений (с 19,2% в 2006 году до 25,7% в 2010 году). При этом доля налоговых доходов в общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия сократилась с 69,6% в 2006 году до 67,5% в 2010 году, неналоговых - увеличилась с 6,2% до 6,8% соответственно.
Изменение структуры налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия в 2006 - 2010 годах в значительной мере обусловлено изменениями федерального законодательства.
С 2006 года Федеральным законом от 01.07.2005 N 78-ФЗ отменен налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Следует также отметить, что в соответствии с требованиями федерального законодательства с 1 июля 2009 года в Республике Хакасия была запрещена деятельность игорных заведений, в связи с чем было прекращено поступление платежей по налогу на игорный бизнес в консолидированный бюджет Республики Хакасия.
Доходы бюджета на душу населения в республике выросли с 16,6 тыс. рублей в 2006 году до 34 тыс. рублей в 2010 году. Этот показатель ниже среднего уровня по СФО (23,2 тыс. рублей и 40,6 тыс. рублей в 2006 и 2010 годах соответственно).
Расходы бюджета Республики Хакасия в период 2006 - 2010 годов планировались исходя из сформированного объема доходов, основываясь на приоритетах бюджетной политики и задачах социально-экономического развития республики.
За анализируемый период расходы бюджета Республики Хакасия возросли в 2,2 раза - с 8862,9 млн рублей в 2006 году до 19084,7 млн рублей в 2010 году.
Структура бюджетных расходов на протяжении всего периода оставалась достаточно стабильной.
Ежегодно при формировании консолидированного бюджета Республики Хакасия основными приоритетами бюджетных расходов являлись расходы социальной направленности. Их удельный вес в этом периоде колебался от 52,5 до 67%. Максимальная доля расходов на социальную сферу составляла в 2006 году 66,5%. В 2010 году данные расходы составили 11574,8 млн рублей, или 60,6% в структуре расходов консолидированного бюджета.
В 2006 - 2010 годах наблюдалась тенденция стабильного роста доли расходов на социальную политику (с 11,2% в 2006 году до 15,7% в 2010 году), а также на культуру, искусство и СМИ (с 4,5% в 2006 году до 4,8% в 2010 году). В 2010 году расходы бюджета по этим направлениям составили 3005,1 млн рублей и 923,4 млн рублей соответственно.
Наибольшую долю в структуре расходов бюджета за весь рассматриваемый период занимало финансирование образования: 33,2% в 2006 году со снижением к 2010 году до 27,8%. В 2010 году расходы на образование составили 5305,7 млн рублей.
Тенденция роста в рассматриваемом периоде наблюдалась по доле расходов на общегосударственные вопросы (с 6,5% в 2006 году до 8,4% в 2010 году) и на экономику (с 10% в 2006 году до 13,6% в 2010 году). Расходы по данным направлениям в 2010 году составили 1599,8 млн рублей и 2594,9 млн рублей соответственно.
Доля расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт с 2006 года снизилась с 17,7 до 12,3% к 2010 году. В 2010 году расходы по данной статье составили 2340,6 млн рублей.
Уровень расходов бюджета Республики Хакасия в расчете на душу населения в 2010 году по сравнению с 2006 годом увеличился в 2,1 раза и составил 35394 рубля (16492 рубля в 2006 году).
С 2006 года отмечался рост объема государственного долга - с 50,3 млн рублей до 2150,8 млн рублей в 2010 году.
Государственный внутренний долг Республики Хакасия на конец 2010 года представлял совокупность долговых обязательств по привлеченным заимствованиям: государственный облигационный заем Республики Хакасия - 1200 млн рублей со сроком погашения в 2012 - 2013 годах; федеральные бюджетные ссуды - 450,8 млн рублей со сроком погашения в 2012 - 2015 годах; кредиты коммерческих банков - 500 млн рублей со сроком погашения в 2011 году.
Уровень бюджетной обеспеченности Республики Хакасия за анализируемый период снизился с 0,686 в 2006 году до 0,618 в 2010 году, что соответствует 6-му и 7-му местам среди регионов Сибирского федерального округа. Среди субъектов Российской Федерации по данному показателю Республика Хакасия находилась на 35-м и 39-м местах соответственно.
Реализация финансовой политики
Целью финансовой политики Правительства Республики Хакасия в среднесрочной перспективе является обеспечение бездотационности республиканского бюджета Республики Хакасия.
Задачи реализации финансовой политики:
1. Сохранение и развитие налогового потенциала республики с учетом приоритетов экономической политики государства по стимулированию развития новых производств и инвестиционной деятельности.
2. Создание на территории республики привлекательного инвестиционного климата, оказание содействия деловой активности бизнеса по созданию новых производств и рабочих мест.
3. Поддержка социально значимых секторов экономики республики, в том числе сельского хозяйства, жилищного строительства, создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.