ЗАКОН

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

от 9 июля 2013 года N 2767-КЗ


О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2013 - 2017 ГОДЫ


Принят
Законодательным Собранием Краснодарского края
26 июня 2013 года


(в ред. Закона Краснодарского края от 04.03.2015 N 3124-КЗ)

 Статья 1


Утвердить программу социально-экономического развития Краснодарского края на 2013 - 2017 годы (прилагается).

 Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ

     г. Краснодар
     9 июля 2013 года
     N 2767-КЗ


Приложение
к Закону Краснодарского края
"О программе социально-экономического
развития Краснодарского края
на 2013 - 2017 годы"

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2013 - 2017 ГОДЫ

(в ред. Закона Краснодарского края от 04.03.2015 N 3124-КЗ)

ПАСПОРТ программы социально-экономического развития Краснодарского края на 2013 - 2017 годы

Наименование программы

программа социально-экономического развития Краснодарского края на 2013 - 2017 годы (далее - Программа)

Основные разработчики Программы

министерство экономики Краснодарского края

Координатор Программы

министерство экономики Краснодарского края

Исполнители
мероприятий Программы

исполнительные органы государственной власти Краснодарского края

Цели и задачи
Программы

целью Программы является повышение уровня жизни населения на основе устойчивого экономического роста
для достижения цели необходимо решить основные задачи:
повышение благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения

обеспечение высоких темпов экономического роста совершенствование государственного и муниципального управления

Сроки реализации Программы

2013 - 2017 годы

Перечень разделов Программы

Социально-экономическое положение и основные направления развития Краснодарского края

Цели, направления и задачи реализации Программы Система программных мероприятий
Механизм реализации Программы
Ресурсное обеспечение Программы

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

Источники финансирования Программы

средства краевого бюджета

планируется привлечение средств федерального бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования

Основные результаты реализации Программы

социально-экономическая эффективность Программы оценивается по степени достижения установленных целевых ориентиров

Контроль за
выполнением Программы

контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края


1. Социально-экономическое положение и основные направления развития Краснодарского края

Программа разработана в соответствии с основными положениями Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее - указы Президента Российской Федерации), Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2012 года N 1538-р, Законов Краснодарского края от 10 июля 2001 года N 384-КЗ "О прогнозировании, индикативном планировании, стратегии и программах социально-экономического развития Краснодарского края" и от 29 апреля 2008 года N 1465-КЗ "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года", постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 августа 2011 года N 921 "Об утверждении Порядка разработки программы социально-экономического развития Краснодарского края на среднесрочный период", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Краснодарского края.

Программа входит в систему документов стратегического планирования социально-экономического развития Краснодарского края и направлена на достижение целей Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года (далее - Стратегия) в средне- и долгосрочной перспективе, повышение вклада региона в реализацию комплекса мер по устойчивому развитию Южного федерального округа (далее - ЮФО).

Итоги социально-экономического развития Краснодарского края в 2009 - 2011 годах


На протяжении последних лет в Краснодарском крае продолжается динамичное развитие всех секторов экономики региона, сохраняются его устойчивые позиции в экономическом пространстве России.

Одним из свидетельств, характеризующих развитие экономики региона, является опережающая динамика основного макроэкономического показателя - валового регионального продукта (далее - ВРП) Краснодарского края - относительно валового внутреннего продукта (далее - ВВП) России. Проведение антикризисных мероприятий позволило не допустить снижения валового ВРП края в 2009 году более чем на 1,8 процента, хотя в целом по России отставание от 2008 года было более глубоким - 7,8 процента. В период 2009 - 2011 годов ВРП края возрос на 12,1 процента (ВВП России - на 8,8 процента).

Среди регионов России по объему ВРП Краснодарский край находится на 7 месте (после ведущих экономик России - Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа, Московской области, Санкт-Петербурга, Красноярского края, Свердловской области), обогнав Республику Татарстан, Республику Башкортостан, Самарскую область. Вклад Краснодарского края в ВВП России в 2011 году вырос до 2,7 процента.

На основании официальных данных Росстата по целому ряду товарных позиций край входит в число монополистов либо занимает значительную долю в объемах производства многих видов продукции не только в ЮФО, но и на российском рынке производителей. Край находится на первом месте в России по объему сельскохозяйственного производства, на втором - по объему ввода жилья, на третьем - по объему привлекаемых инвестиций, на четвертом - по объему выполненных строительных работ и объему платных услуг населению, на пятом - по объему розничных продаж, на шестом - по обороту общественного питания.

Диверсифицированная экономика обеспечивает стабильный рост всех основных секторов хозяйственного комплекса региона. Наибольшими темпами роста за 3 года развивались строительный комплекс (прирост на 52,5 процента в период 2009 - 2011 годов) и отрасли потребительского рынка (прирост от 10 до 14 процентов за аналогичный период).

Динамичный рост объема строительных работ (в 1,5 раза за 2009 - 2011 годы, в то время как в целом по России - на 8,8 процента) обеспечен за счет строительства олимпийских и крупных промышленных объектов, перегрузочных комплексов в портах Тамань и Кавказ в Темрюкском районе, реконструкции нефтеперерабатывающих производств, строительства мясо-молочных комплексов, жилищного строительства. В 2011 году построено 3,7 млн. кв. метров жилья. Край удерживает второе место в стране по объемам жилищного строительства (после Московской области) и строит почти 6 процентов всего жилья в России. На 1 января 2012 года обеспеченность жильем в расчете на одного человека составляла 22,6 кв. метра.

Рост показателей потребительской сферы (оборот розничной торговли - на 15 процентов, общественного питания - на 10,4 процента, объем платных услуг населению - 10,1 процента) обусловлен увеличением денежных доходов и уровня потребительского спроса населения (покупательная способность населения по сравнению с 2009 годом увеличилась на 14,5 процента). Обеспеченность торговыми площадями населения края является одной из самых высоких в стране и составляет 530 кв. метров на 1000 жителей при нормативе 280 кв. метров. Обеспеченность посадочными местами сети общественного питания только за 2009 - 2011 годы увеличилась на 30 процентов и составила 65 мест на 1000 жителей (норматив - 45 мест).

Прирост объемов промышленного производства за 2009 - 2011 годы составил 13,2 процента (в России в целом - на 13,3 процента). В 2011 году рост промышленного производства составил, как и в России в целом, 104,7 процента. Опережающее развитие среди промышленных направлений деятельности сложилось в обрабатывающих производствах - индекс промышленного производства 116 процентов. Ведущим сектором промышленности Краснодарского края является пищевая промышленность, объем производства в которой за последние 3 года возрос на 12,5 процента.

Подъем промышленного производства стал возможен благодаря освоению производства новых видов продукции, открытию новых высокотехнологичных предприятий, в числе которых электрометаллургический завод, стеклотарный завод, завод изделий из автоклавного ячеистого бетона и завод металлоконструкций, заводы по производству сухих строительных смесей, заводы по производству нерудных стройматериалов, модернизация нефтеперерабатывающих заводов.

Агропромышленный комплекс Краснодарского края на протяжении многих лет сохраняет ведущие позиции как в ЮФО, так и в целом по Российской Федерации. Производство сельскохозяйственной продукции за три последних года возросло на 14,9 процента, в том числе в 2011 году - на 10,7 процента. Край является лидером в России по общим и среднедушевым объемам сельхозпроизводства.

Увеличился технологический уровень растениеводства в хозяйствах всех форм собственности. В 2011 году достигнута максимальная урожайность зерна - 52,6 центнера с гектара, а его общий намолот составил 11,5 млн. тонн (больше было только в 2008 году - 11,6 млн. тонн с урожайностью 51,9 центнера с гектара). Достигнут высокий урожай подсолнечника - 1,1 млн. тонн (превысил урожай предыдущего года на 2,6 процента).

Мероприятия по проведению грамотной сортовой политики, увеличению объемов внесения минеральных удобрений, соблюдению технологии возделывания культур, а также ускоренному обновлению машинно-тракторного парка, внедрению в производство новых ресурсосберегающих адаптивных технологий возделывания культур способствовали достижению высоких показателей в краевом растениеводстве.

Увеличились объемы производства животноводческой продукции. Производство мяса (в живом весе) за период 2009 - 2011 годов возросло на 12 процентов. В 2011 году край занимал второе место среди субъектов Российской Федерации по объему производства мяса (581 тыс. тонн), третье место - по объему производства яиц (1,7 млрд. штук), четвертое место - по объему валового надоя молока (1,4 млн. тонн).

Благодаря строительству новых и реконструкции старых ферм и комплексов с внедрением современных технологий, повышению генетического потенциала скотоводства, созданию прочной кормовой базы, совершенствованию технологий заготовки кормов возросла продуктивность дойного стада. Надой молока от одной коровы (в сельскохозяйственных организациях) увеличился за период 2008 - 2011 годов до 109,1 процента.

Увеличение урожайности сельхозкультур и рост показателей продуктивности животноводства свидетельствуют о повышении интенсификации сельскохозяйственного производства, основанного на более полном и рациональном использовании технических, материальных и трудовых ресурсов с учетом инноваций и передовых технологий.

Продолжается развитие транспортного комплекса, включающего разветвленную сеть железнодорожных и автомобильных дорог, морские порты, аэропорты, портовые терминалы, нефте- и газопроводы. Наиболее высокими темпами развивается железнодорожный транспорт, где за три последних года объем грузоперевозок увеличен на 31,5 процента.

В сфере транспортного обслуживания населения существенно улучшена ситуация в воздушном транспорте, расширена география полетов и качество обслуживания пассажиров.

Ведется расширение производственных портовых мощностей. В результате транспортная система стабильно обеспечивает растущие из года в год объемы экспортно-импортных и транзитных перевозок. Реализация транспортной политики, внедрение передовых технологий позволили инвестировать в развитие транспорта в 2009 - 2011 годах около 470 млрд. рублей.

Мероприятия, направленные на развитие санаторно-курортного комплекса в период 2009 - 2011 годов, в том числе проведение рекламной кампании курортов Краснодарского края, обеспечили стабильную работу около 1200 коллективных средств размещения, способных единовременно принять свыше 200 тыс. отдыхающих.

Совместная работа предприятий санаторно-курортного комплекса, гостиниц, туристских организаций по расширению предоставляемых услуг позволяет поддерживать туристический поток на высоком уровне. Ежегодно в крае отдыхает около 11 млн. человек.

На начало 2012 года в Краснодарском крае около 350 средств размещения прошли классификацию. По данному показателю регион является лидером среди субъектов Российской Федерации.

Развиваются активные виды туризма, открыты новые объекты туристского показа. Улучшилось благоустройство и поддержание санитарного состояния кемпингов и специализированных автостоянок.

Интенсификации развития экономики способствовал высокий уровень инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал Краснодарского края вырос с 377 млрд. рублей в 2009 году до 680 млрд. рублей в 2011 году, или в 1,3 раза в сопоставимых ценах (в среднем по России - на 14 процентов).

В крае ежегодно реализуется около 20 федеральных целевых программ, основной объем бюджетных средств которых направляется на развитие транспортной инфраструктуры, финансирование объектов капитального строительства и мероприятий по подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. В 2011 году по объему финансирования объектов в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) край занял первое место среди субъектов Российской Федерации.

Ежегодно объем программно-целевых расходов краевого бюджета составляет более 70 процентов. В рамках краевых целевых программ средства краевого бюджета направляются на укрепление материально-технической базы объектов здравоохранения, образования, культуры, спорта, оказание социальной поддержки детей и инвалидов, сохранение объектов культурного наследия, развитие приоритетных отраслей экономики и инфраструктуры региона.

Для привлечения инвестиций в крае системно проводится выставочная и презентационная деятельность. Край не только участвует в мероприятиях, проводимых в России и за рубежом, но и сам выступает организатором экономических форумов и выставок международного уровня.

Возрастает экономическая и социальная роль малого бизнеса. Стимулирование развития малого бизнеса, реализация мероприятий краевых целевых программ позволяют решать проблемы занятости населения, способствуют снижению уровня бедности, развитию сферы услуг.

Краснодарский край входит в тройку лидеров среди субъектов Российской Федерации и занимает первое место в ЮФО по развитию малого бизнеса. По числу зарегистрированных индивидуальных предпринимателей Кубань опережает все регионы России. По итогам 2011 года в Краснодарском крае осуществляли деятельность 293,4 тысячи субъектов малого предпринимательства, обеспечивших жителей Краснодарского края более чем 520 тысячами рабочих мест.

Седьмой год подряд Краснодарский край награждается дипломом победителя смотра-конкурса "Лучший регион (субъект) Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию для этого наиболее благоприятных условий" в рамках ежегодного форума "Дни малого и среднего бизнеса России".

Достигнутые результаты экономического развития Краснодарского края, высокая отдача от инвестиционных вложений стали основой роста уровня жизни населения.

Денежные доходы населения в период 2009 - 2011 годов возросли в реальном исчислении на 7,8 процента (по России - на 5,9 процента) и достигли 18,2 тыс. рублей (в среднем по России - 20,7 тыс. рублей). Это позволило краю улучшить свое положение среди субъектов Российской Федерации по уровню денежных доходов на душу населения, занять 26 место по итогам 2011 года. В результате роста денежных доходов сокращается численность населения с доходами ниже прожиточного минимума с 18,4 процента в 2009 году до 14,4 процента в 2011 году.

Номинальная заработная плата в прошедшем году достигла 18,4 тыс. рублей (в среднем по России - 23,5 тыс. рублей), что в реальном исчислении на 5,4 процента больше уровня 2009 года (по России - на 8,9 процента).

Ситуация на рынке труда Краснодарского края является составной частью государственной политики занятости, включает систему мер и механизмов регулирования, направленных на обеспечение социальной защиты граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Основным инструментом регулирования рынка труда является долгосрочная краевая целевая программа "Содействие занятости населения Краснодарского края на 2011 - 2013 годы", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 ноября 2010 года N 981, цель которой - создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан соответствующей работой, а работодателей - необходимой рабочей силой, социальной поддержки безработных граждан, совершенствования системы социального партнерства на рынке труда, поиска новых направлений их взаимодействия.

Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) сокращен с 7,2 процента в 2009 году до 6 процентов в 2011 году (в целом по России - с 8,4 процента до 6,6 процента).

Важнейший показатель стабилизации экономики - это снижение уровня регистрируемой безработицы, который в целом по краю не превышает 1 процента (по России составил 1,7 процента в 2011 году).

Реализуется ряд важных, социально значимых краевых целевых программ, связанных с ипотечным кредитованием. Почти каждая пятая из всех кубанских семей, оформивших ипотечный кредит, в период 2009 - 2011 годов получила государственную поддержку на общую сумму, превышающую 1,9 млрд. рублей.

Развитие медицинских технологий, укрепление материально-технической базы и новых организационных форм, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи, принесли положительные результаты в состояние демографической ситуации. Общий коэффициент смертности улучшился со снижением на 1,5 процента по отношению к 2009 году и составил в 2011 году 13,5 на 1000 человек (2009 год - 13,7).

В вопросе о продолжительности жизни в крае есть достаточно позитивные сдвиги. Если с 2000 по 2005 годы темпы увеличения продолжительности жизни были незначительны, то с проведением социально-экономических преобразований в крае продолжительность жизни возросла с 68,7 года в 2006 году до 70,5 года в 2009 году и 71,2 года - в 2011 году.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»