Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАМЧАТСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2012 года N 479-п

О долгосрочной краевой целевой программе "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Камчатского края на 2013 - 2017 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу с 24 февраля 2014 года на основании
постановления Правительства Камчатского края
от 7 февраля 2014 года N 70-П

____________________________________________________________________

{Изменения:
Постановление Правительства Камчатского края от 20.06.2013 N 264-П}

В соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 23.09.2008 N 281-П "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ" и распоряжением Правительства . Камчатского края от 27.04.2012 N 165-РП

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную краевую целевую программу "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Камчатского края на 2013-2017 годы" (далее - Программа) согласно приложению.

2.Ответственность за реализацию Программы возложить на Министра природных ресурсов и экологии Камчатского края, в части предусмотренного краевым бюджетом финансирования - на Министра финансов Камчатского края.

3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2013 года.

ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
В.И. ИЛЮХИН


Приложение к постановлению

Правительства Камчатского края

от 12.10 2012 N 479-п

Долгосрочная краевая целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Камчатского края на 2013-2017 годы"

г. Петропавловск-Камчатский 2012 год

Паспорт долгосрочной краевой целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Камчатского края на 2013-2017 годы"

(далее - Программа)


Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Камчатского края от 27.04.2012 N 165-РП

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

Разработчик Программы
 Главный распорядитель (распорядитель) средств Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края
 Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

Цель Программы

обеспечение развития минерально-сырьевой базы Камчатского края, рационального использования и охраны недр

Задачи Программы

оценка современного состояния разведанных запасов и прогнозных ресурсов общераспространённых полезных ископаемых и условий их освоения на территории Камчатского края;

 обеспечение снабжения населения и объектов промышленности ресурсами пресных подземных вод;

 формирование системы комплексного мониторинга состояния минерально-сырьевых ресурсов и окружающей среды

Основные мероприятия Программы

Основные мероприятия по реализации Программы представлены в приложении 1 к Программе

Сроки и этапы реализации Программы

2013-2017 годы

Объёмы и источники финансирования Программы
 (в ценах соответствующих лет)

общий объем финансирования основных мероприятий Программы за счёт средств краевого бюджета составляет 216 469,757 тыс. рублей, в том числе по годам: на 2013 год - 26 728,000 тыс. рублей, на 2014 год - 28 144,584 тыс. рублей, на 2015 год - 29 636,247 тыс. рублей, на 2016 год - 66 200,000 тыс. рублей, на 2017 год - 65 760,926 тыс. рублей

Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы

проведение прогнозно-ревизионных работ по участкам недр, содержащим общераспространённые полезные ископаемые, оценка фактического состояния разведанных запасов и прогнозных ресурсов общераспространённых полезных ископаемых, перспективы их освоения в современных экономических условиях;
обеспечение снабжения 10 населённых пунктов Тигильского, Карагинского, Пенжинского и Олюторского муниципальных районов запасами пресных подземных вод надлежащего качества;
продолжение работ по ведению мониторинга состояния залежи лечебных иловых грязей месторождения "Озеро Утиное", являющихся одним из основных бальнеологических ресурсов санаторно-курортной зоны "Паратунка", в целях обеспечения охраны месторождения и его рационального использования;

 актуализация Стратегии развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае на период до 2025 года

Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий

общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик - координатор Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

1. Технико-экономическое обоснование Программы


Долгосрочная краевая целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Камчатского края на 2013-2017 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Законом Камчатского края от 19.09.2008 N 127 "О полномочиях органов государственной власти Камчатского края в сфере недропользования".

Территориальным балансом запасов общераспространённых полезных ископаемых Камчатского края по состоянию на 01.01.2012 г. учитывается 184 месторождения общераспространённых полезных ископаемых, включая 106 месторождений торфа (таблица 1).

Минерально-сырьевая база общераспространённых полезных ископаемых служит основой для развития промышленности строительных материалов, проведения работ по строительству автомобильных дорог, аэропортов, трубопроводов, благоустройству населённых пунктов, берегоукреплению и других инженерных сооружений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности предприятий и населения региона.

Развитие минерально-сырьевой базы строительных материалов необходимо для реализации крупных инвестиционных проектов, обеспечения транспортных магистралей, промышленного и гражданского строительства в Камчатском крае.

В регионе разведаны или предварительно оценены запасы практически по всем видам строительных материалов: песчано-гравийным смесям, строительному песку, вулканическим туфам, строительному камню, различным наполнителям бетонов, шлакам, пемзам, кирпичным глинам, перлитам, цеолитам. Анализ комплекса материалов, отражающих состояние минерально-сырьевой базы Камчатского края, свидетельствует о наличии ряда негативных факторов, представляющих риски для динамичного развития строительной отрасли Камчатского края.

Во-первых, большая часть месторождений общераспространённых полезных ископаемых разведана более 40-50 лет назад. Некоторые из этих месторождений не отвечают современным технологическим требованиям и условиям добычи полезных ископаемых, а также расположены в удаленных и труднодоступных местах.

Месторождения, находящиеся в экономически освоенных районах, вблизи крупных населённых пунктов, зачастую застроены жилыми и производственными зданиями, дачными поселками или находятся на землях сельскохозяйственного назначения и лесного фонда. 70% разведанных запасов песчано-гравийных пород сосредоточено в русловых месторождениях рек, разработка которых может негативно воздействовать на окружающую среду.

На ряде месторождений и площадей с неутверждёнными запасами велась неучтённая добыча общераспространённых полезных ископаемых, что не отражено в существующем балансе запасов и не позволяет дать реальную оценку объектов недропользования при подготовке их для выставления на аукционы.

Таблица 1

Сведения о балансовых запасах месторождений общераспространённых полезных ископаемых в Камчатском крае по состоянию на 01.01.2012


N п/п

Вид полезного ископаемого

кол-во месторождений, учитываемых в ГБЗ

ед. изм.

балансовые запасы по категориям

Забалансовые

лицензировано

Кол-во разрабатываемых
 месторождений

Добыча факт-кая в 2011 г.

Погашено (добыча+ потери)

А

В

Ci

A+B+Q

с2

Кол-во месторождений

Запасы A +B +Q

с2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Камень строительный

6

тыс.м3

701

4124,12

13227,756

18052,88

57957,05

-

5

17052,88

57570,05

4

58,243

62,761

2

Шлак вулканический

5

тыс.м3

1401,73

26005

48004

75410,73

31573

699,9

2

18749,73

1536

1

10,01

10,01

3

Туф вулканический

1

тыс.м3

-

438

3585

4023

-

-

-

-

-

-

-

-

4

Песчано- гравийный материал

32

тыс.м3

4716

17778,3

75565,59

98059,89

57913,9

9

21951,89

39365,9

4

313,9729 + 87,029 из карьеров Всего- 401,0019

317,0729

5

Песок строительный

15

тыс. м3

-

4831,6

14193,11

19024,71

24550,8

370

2

1421,71

816,8

3

143,876

143,876

6

Пемза

3

тыс. м3

35950,4

41075

121523,2

198548,6

352844,5

-

-

-

-

-

-

-

7

Пемзовый песок

3

тыс. м3

-

195

657

852

15388

4588

-

-

-

-

-

-

8

Глина

10

тыс. м3

1002

2481

6395

9878

1177

2044,9

1

4437

-

-

-

-

9

Суглинки

1

тыс. м3

-

109

144

253

-

-

-

-

-

-

-

-

10

Сланец глинистый (керамзитовое сырьё)

1

тыс. м3

1105

2031

3136

11

Известняк

I

тыс. т

-

5220

5360

10580

6220

-

-

-

-

-

-

-

12

Торф

106

тыс. т

171887

28812

49383

250082

521865

580896

1

6877

-

-

-

-

В этой связи необходимо проведение в пределах Камчатского края прогнозно-ревизионных работ на участках недр, содержащих месторождения или прогнозные ресурсы общераспространённых полезных ископаемых.

Целью работ является современная оценка состояния распределённого и нераспределённого фонда месторождений общераспространённых полезных ископаемых и их ресурсного потенциала в пределах Камчатского края, создание в формате геоинформационной системы (ГИС) базы данных и комплекта картографических материалов по месторождениям и проявлениям общераспространённых полезных ископаемых как основы для формирования перечней участков недр местного значения с целью принятия решений по их лицензированию и постановке геологоразведочных работ для подготовки объектов дальнейшего лицензирования.

В результате проведения работ планируется:

получить сведения о современном состоянии разведанных запасов и прогнозных ресурсах общераспространённых полезных ископаемых Камчатского края, соответствии их качественных характеристик современным ГоС- Там и ТУ;

создать базу данных по месторождениям общераспространённых полезных ископаемых и участкам недр (площадям), перспективным для локализации месторождений общераспространённых полезных ископаемых;

выработать рекомендации по лицензированию участков недр, содержащих общераспространённые полезные ископаемые, и постановке геологоразведочных работ для подготовки объектов лицензирования с учётом современных экономических условий.

Полученные результаты позволят повысить эффективность управления фондом недр в части участков недр, содержащих общераспространённые полезные ископаемые, на принципах их комплексного и рационального использования.

Широко распространённым полезным ископаемым в Камчатском крае являются подземные воды, которые по химическому составу и температуре подразделяются на холодные пресные, термальные и минеральные. Они используются в хозяйственно-питьевом водоснабжении, в бальнеологических и теплоэнергетических целях.

Проблемы качества используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения подземных вод являются немаловажными для Камчатского края. Из-за вулканогенной специфики региона содержание ряда нормируемых компонентов в подземных водах вулканогенных образований превышает предельно-допустимые концентрации. Особенно это ощутимо в прибрежных районах северо-восточной и западной частях полуострова, где на состав подземных вод помимо продуктов вулканической деятельности оказывают влияние морские и биогенные воды.

Для решения этой проблемы необходимо обеспечить поиски источников хозяйственно-питьевого водоснабжения для населённых пунктов Тигильского муниципального района (с. Воямполка, с. Лесная, с. Хайрюзово), Карагинского муниципального района (с. Ильпырское, с. Ивашка), Пенжинского муниципального района (с. Каменское, с. Манилы), Олюторского муниципального района (с.Апука, с. Вывенка, с. Ср. Пахачи).

По результатам поисково-оценочных работ будут выявлены и изучены объекты локализации пресных подземных вод, пригодных для организации централизованного водоснабжения вышеперечисленных 10 населённых пунктов Камчатского края, выполнена оценка современного фактического состояния санитарно-экологических и водохозяйственных условий участков предполагаемого размещения скважинных водозаборов, подготовлены рекомендации для разработки рациональной схемы организации водозаборов и дальнейшего проведения геологоразведочных работ по переводу поисково-разведочных скважин, вскрывших подземные воды питьевого качества, в разведочно-эксплуатационные.

Учитывая социальную значимость месторождения лечебных иловых грязей "Озеро Утиное" для Камчатского края, а также реализацию в регионе плана мероприятий по приданию Паратунской санаторно-курортной зоне статуса курорта федерального значения, в соответствии с решением Инвестиционного совета в Камчатском крае, состоявшегося 24.02.2012 года, программными мероприятиями в 2013-2017 годах предлагается продолжить работы по мониторингу состояния залежи лечебных иловых грязей месторождения "Озеро Утиное".

На ресурсах месторождения базируется деятельность всех учреждений Камчатского края, оказывающих услуги по санаторно-курортному лечению населения.

Длительное время месторождение лечебных иловых грязей "Озеро Утиное" было подвержено экологическому загрязнению в связи со сбросом в притоки озера хозяйственно-бытовых стоков без очистки с населённых пунктов, профилакториев и баз отдыха, расположенных в его окрестностях, в связи с чем в целях обеспечения охраны месторождения и рационального использования его ресурсов требуется организация и проведение регулярных наблюдений за состоянием залежи лечебных грязей.

В результате выполнения работ будет пополнен ряд наблюдений по оценке санитарного состояния площади месторождения озеро Утиное, уточнены динамика и тенденции загрязнения или стабилизации залежи. С учётом уточненных параметров состояния залежи, скорректированы мероприятия по охране месторождения.

Минерально-сырьевые ресурсы Камчатского края представлены различными полезными ископаемыми федерального, межрегионального и местного значения, которые могут быть рентабельно освоены. Использование минерально-сырьевой базы Камчатского края в ближайшей перспективе поможет значительным образом изменить общую структуру промышленности региона.

Создание условий для развития минерально-сырьевого комплекса зависит, прежде всего, от сложившейся государственной политики в сфере недропользования. Востребованная и включенная в освоение часть минерально-сырьевых ресурсов, представляющая собой минерально-сырьевую базу, обладает структурообразующими свойствами, так как процесс ее освоения порождает волну иных процессов (производств, факторов, явлений, эффектов), в том числе и весьма важных в социально-экономическом отношении. Под этим подразумевается, прежде всего, появление добывающего и перерабатывающих комплексов, обслуживающих их производств, в значительной степени обеспечивающих жизнедеятельность населения.

Главной целью Стратегии развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае на период до 2025 года является ускорение темпов социально-экономического развития региона и повышение уровня жизни населения за счёт эффективного освоения минерально-сырьевой базы, определение потенциала минерально-сырьевой базы Камчатского края, установление приоритетных направлений недропользования и оптимальных условий развития горного комплекса.

Разработка Стратегии велась на основе комплексного анализа, в результате которого были определены приоритеты и обозначены сценарии развития минерально-сырьевого комплекса Камчатского края, а также проведены количественные оценки инфраструктурных потребностей и потребностей в трудовых ресурсах по каждому из сценариев.

Стратегия развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае до 2025 года должна стать основой общей стратегии социально-экономического развития Камчатского края. Этому способствуют следующие факторы:

системообразующая роль добывающей промышленности, позволяющая комплексно развивать рассредоточенные по территории края районы;

бесперспективность моноотраслевой экономики, доказанная трендом экономического развития края за последние 10 лет;

инвестиционные интересы крупных российских и зарубежных компаний.

На основе мониторинга выполнения мероприятий Стратегии, всестороннего анализа изменившихся экономических условий в Камчатском крае, Российской Федерации и в мире в целом, а также переоценки приоритетов экономики края, количественной оценки инфраструктурных потребностей и потребностей в трудовых ресурсах для развития горной промышленности, будет пересмотрена и откорректирована "Стратегия развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае на период до 2025 года", утверждённая распоряжением Правительства Камчатского края от 31.03.2011 N 139-РП.

Создаваемая объектами отрасли транспортная и энергетическая инфраструктура будет способствовать развитию туризма, объектов социально- культурного назначения, позволит улучшить жизнеобеспечение и занятость населения Камчатского края.

Комплексное решение поставленных задач возможно только с использованием программно-целевого метода, который образует систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования недр, воспроизводства и развития минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей промышленного производства, социального развития и экологической безопасности Камчатского края.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»