Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2015 года N 478


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 6 ИЮНЯ 2013 Г. N 275 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 20.11.2018 N 353.
____________________________________________________________________

Правительство Республики Калмыкия постановляет:

Внести в постановление Правительства Республики Калмыкия от 6 июня 2013 года N 275 "О Государственной программе Республики Калмыкия "Охрана окружающей среды на 2013 - 2017 годы" следующие изменения:

1) в наименовании и пункте 1 слова и цифры "Охрана окружающей среды на 2013 - 2017 годы" заменить словами и цифрами "Охрана окружающей среды на 2013 - 2020 годы";

2) преамбулу изложить в следующей редакции:

"В соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2015 года N 105 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Калмыкия и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Калмыкия", Правительство Республики Калмыкия постановляет:";

3) пункт 5 признать утратившим силу;

4) Государственную программу Республики Калмыкия "Охрана окружающей среды на 2013 - 2017 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению.

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ






Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 29 декабря 2015 года N 478


"Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 6 июня 2013 года N 275

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"

ПАСПОРТ Государственной программы Республики Калмыкия "Охрана окружающей среды на 2013 - 2020 годы"

Ответственный исполнитель программы

 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия

Соисполнители программы

 отсутствуют

Участники программы

 Казенное учреждение Республики Калмыкия "Элистинское лесничество";

 Казенное учреждение Республики Калмыкия "Башантинское лесничество";

 Казенное учреждение Республики Калмыкия "Каспийское лесничество";

 Автономное учреждение Республики Калмыкия "Калмлес";

 Бюджетное учреждение Республики Калмыкия "Дирекция регионального заказника "Чограйский"

Подпрограммы программы

 1. "Совершенствование системы особо охраняемых природных территорий, сохранение и рациональное использование объектов животного мира, создание системы экологического воспитания на территории Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы";

 2. "Развитие лесного хозяйства Республики Калмыкия на 2014 - 2020 годы";

 3. "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Калмыкия на 2014 - 2020 годы";

 4. "Обеспечение создания условий для реализации государственной программы "Охрана окружающей среды на 2013 - 2020 годы";

 5. "Обращение с отходами производства и потребления на 2014 - 2020 годы".

Программно-целевые инструменты программы

 отсутствуют

Цели программы

 Повышение уровня экологической безопасности граждан и сохранение природных систем

Задачи программы

 1. Сохранение и восстановление природных сообществ на особо охраняемой природной территории со свойственной им естественной флорой и фауной как необходимого условия для создания комфортной среды проживания и обеспечения экологической безопасности республики;

 2. Повышение устойчивости лесных насаждений, создание лесных насаждений в зоне полупустынь;

 3. Гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики;

 4. Повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод - 4 млрд. рублей);

 5. Обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов;

 6. Организация охраны, воспроизводства и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов;

 7. Эффективное использование минерально-сырьевой базы Республики Калмыкия;

 8. Создание системы экологического воспитания, образования и информирования по вопросам охраны окружающей среды;

 9. Обеспечение безопасности радиационных источников, радиоактивных веществ, находящихся в собственности Республики Калмыкия, обеспечение радиационной безопасности населения и окружающей среды;

 10. Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия;

 11. Строительство и модернизация систем коммунальной инфраструктуры и объектов переработки, использования и утилизации (захоронения) отходов.

Целевые индикаторы и показатели программы

 1. Доля площади Республики Калмыкия, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального значения, от общей площади территории Республики Калмыкия;

 2. Объем лесовосстановления на землях лесного фонда;

 3. Доля численности редких и исчезающих видов позвоночных животных в особо охраняемых природных территориях регионального значения от общей численности редких и исчезающих видов позвоночных животных на территории Республики Калмыкия;

 4. Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общей численности населения, проживающего на таких территориях;

 5. Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние

Этапы и сроки реализации программы

 2013 - 2020 годы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы

 Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы из средств республиканского бюджета составляет 430506,2 тыс. руб., в том числе действующие расходные обязательства 195307,6 тыс. руб. Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограмм из средств республиканского бюджета составляет:

 Подпрограмма 1 - 69393,5 тыс. руб.;

 Подпрограмма 2 - 42120,2 тыс. руб.;

 Подпрограмма 3 - 14419,3 тыс. руб.;

 Подпрограмма 4 - 255753,2 тыс. руб.;

 Подпрограмма 5 - 22500,0 тыс. руб.,

 В том числе объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограмм по действующим расходным обязательствам составляет:

 Подпрограмма 1 - 34146,4 тыс. руб.;

 Подпрограмма 2 - 1245,1 тыс. руб.;

 Подпрограмма 3 - 4333,3 тыс. руб.;

 Подпрограмма 4 - 137182,8 тыс. руб.;

 Подпрограмма 5 - 0,0 тыс. руб.

 Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы по годам составляет:

Год

Действующие расходные обязательства

Дополнительные объемы ресурсов

2013

41707,2

14885,6

2014

26934,6

24923,4

2015

21652,4

15349,5

2016

19653,7

15949,7

2017

20711,8

41022,6

2018

21549,3

41022,6

2019

21549,3

41022,6

2020

21549,3

41022,6

 Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Ожидаемые результаты реализации программы

 1. Повышение лесистости территории за счет ежегодного объема лесовосстановления на землях лесного фонда до 881,7 га.;

 2. Увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общей численности населения, проживающего на таких территориях, с 5,5% на конец 2013 года до 21,5% - на конец 2020 года;

 3. Увеличение количества гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние на конец 2020 года, на 14 ед.;

 4. Увеличение площади ООПТ регионального значения до 6,8% к 2020 году;

 5. Издание Красной книги Республики Калмыкия (кадастр редких и исчезающих видов);

 6. Осуществление мероприятий по созданию системы экологического воспитания, образования и информирования по вопросам охраны окружающей среды, повышению социальной активности населения;

 7. Привлечение инвестиций в область обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами до 465,0 млн. руб.;

 8. Обеспечение возврата в экономику до 4 тыс. тонн вторичных материальных ресурсов.


I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Проблемы обеспечения экологической безопасности, эффективного природопользования являются приоритетными направлениями государственной политики. Учитывая, что техногенная нагрузка на экологические системы постоянно увеличивается, развитие экономики должно обеспечиваться комплексом мер по сохранению природной среды, состояние которой определяет экологическую безопасность и состояние здоровья населения региона. Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия, обеспечение высокого качества жизни населения и охраны окружающей среды в широком смысле предусматривают утверждение экологических приоритетов, которые реализуются природоохранными и контрольно-надзорными федеральными и республиканскими органами власти, общественными организациями и населением.

Республика Калмыкия является одним из наиболее экстремальных для проживания и ведения хозяйственной деятельности регионов России. Эта экстремальность обусловлена прежде всего географическим положением республики в аридной и семиаридной зонах северо-западного Прикаспия. Для нее характерны плоские формы рельефа, почти полное отсутствие естественной гидрографической сети и повышенная минерализация почв, поверхностных и подземных вод, обусловленная колебаниями уровня Каспийского моря, которое в относительно недавнем прошлом неоднократно покрывало своими водами большую часть нынешней территории республики.

Нефтегазовый комплекс


Территория Калмыкии богата природными ресурсами, которые являются общенародным достоянием. Одна часть природных ресурсов (нефть, газ и т.п.) ограничена, их запасы велики, но не восстанавливаются, что требует особых методов регулирования их рационального потребления.

В связи с этим одна из экологических проблем, которая в ближайшем будущем станет для Калмыкии актуальной, будет связана с разведкой и разработкой нефтяных и газовых месторождений на шельфе Каспия в непосредственной близости от калмыцкого побережья. Мировой опыт проведения работ по изысканию и освоению нефтегазовых месторождений свидетельствует о том, что даже при соблюдении всех установленных норм и правил, морские промыслы являются источниками хронического загрязнения среды нефтепродуктами, эмульгаторами, поверхностно-активными веществами и смазочными маслами. Поэтому здесь также должны разрабатываться компенсационные меры для морского и прибрежного рыболовства.

На территории Республики Калмыкия числится 42 месторождения углеводородного сырья (с начальными геологическими запасами около 65 млн. тонн условного топлива), в том числе 19 нефтяных, 12 газовых, 6 нефтегазовых и 5 нефтегазоконденсатных.

В эксплуатации находятся 28 нефтяных, нефтегазовых газовых и нефтегазоконденсатных месторождений (лицензии на добычу углеводородов).

Всего на территории Республики Калмыкия работают 15 компаний-недропользователей по поиску, разведке и добыче УВС.

В 2007 году практически на все участки недр Республики Калмыкия были выданы лицензии на геологическое изучение (НП), разведку и добычу полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии (НР). Отдельные недропользователи получив лицензии, не проводили работы на своих участках. В 2009 - 2009 годах совместными усилиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия и Управления по недропользованию по Республике Калмыкия была проведена планомерная работа с такими недропользователями. В результате на сегодняшний день более 70% территории республики находится в нераспределенном фонде и ждет потенциальных недропользователей.

В настоящее время состояние нефтегазодобывающей отрасли характеризуется:

1. Падением уровня добычи нефти с 403 тыс. т. - в 1995 г. до 171,5 тыс. т. - в 2012 г., за 2013 г. была произведена добыча 168,2 тыс. т. нефти, за 2014 г. - 154 тыс. т. нефти.

2. Естественным "старением" и ухудшением технического состояния скважин;

3. Высоким износом технологического оборудования;

4. Высокой выработанностью разрабатываемых месторождений.

Запасы природного газа числятся по 23 месторождениям, в том числе по 12 газовым, 6 нефтегазовым и 5 нефтегазоконденсатным. За 2014 год на территории Республики Калмыкия добыто 53,3 млн. м(3) газа, что превышает уровни 2013 и 2012 годов и обусловлено климатическими факторами.

В 2015 году ОАО "ЛУКОЙЛ" приступил к строительству трубопроводной системы транспорта нефти и газа с месторождений Северного Каспия. Реализация данного проекта позволит создать свыше 500 рабочих мест, будет развита сеть местных поставщиков. Этот инвестиционный проект привлечет в экономику республики более 11 млрд. рублей.

Кроме нефтегазотранспортных проектов ОАО "ЛУКОЙЛ" заинтересован в геологоразведочных работах на территории Калмыкия. До 2017 года планируется пробурить 4 скважины, открыть 2 месторождения.

Также в республике реализуется проект ООО "Каспийская нефтегазовая компания", который предусматривает транспортировку и переработку газа в объеме 8,2 млрд. м(3) в год.

Республика Калмыкия относится к регионам с доказанной промышленной нефтегазоносностью, и является высокоперспективной территорией для поисков месторождений нефти и газа как на суше, так и на прилегающей акватории Каспийского моря. Начальные ресурсы республики оцениваются в 1,9 млрд. т. нефти и газа. Но при этом на сегодняшний день разведана только малая ее часть, всего около 3% от всех ресурсов.

Территория Республики Калмыкия поделена на поисковые и разведочные участки (лицензии НР и НП), в распределенном фонде в данный момент находится 9 участков. Большая часть территории республики находится в нераспределенном фонде.

Общераспространенные полезные ископаемые


Республика Калмыкия имеет весьма разнообразную минерально-сырьевую базу общераспространенных полезных ископаемых, являющихся основой строительного производства. Основными общераспространенными полезными ископаемыми Республики Калмыкия являются: известняки-ракушечники - для пильного камня, цементного производства и обжига извести, строительные пески, суглинки - для изготовления керамического кирпича, глины - для производства керамзитового гравия и аглопорита, глиногипсы, песчаники и другое сырье - для строительной индустрии.

В республике разведано 64 месторождения природных строительных материалов, отнесенных к общераспространенным полезным ископаемым, но промышленное освоение этих видов полезных ископаемых в республике еще не получило должного развития.

Одной из важных задач является также недопущение самовольной, безлицензионной разработки недр. Такие разработки приводят не только к расхищению полезных ископаемых, уничтожению почвенно-растительного слоя, наносят ущерб окружающей среде - места разработок превращаются в свалку мусора, создается опасная зона для животных, людей и транспорта. В целях недопущения таких последствий проводятся регулярные рейды по выявлению мест несанкционированной разработки недр.

Атмосферный воздух


Основными объектами, оказывающими негативное воздействие на состояние атмосферы, являются предприятия газонефтедобычи, топливно-энергетического комплекса, автотранспорт, автотранспортные предприятия и предприятия теплоэнергетики (котельные). Доля каждого из этих источников в суммарном загрязнении воздушного бассейна республики сильно различается в зависимости от места нахождения. Загрязняющие вещества попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы автомобильного транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.

В последние годы на территории республики наблюдается тенденция уменьшения общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Согласно данным государственной статистической отчетности по форме N 2-ТП (воздух) фактическая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Республики Калмыкия составила:

- в 2011 году - 41,644 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 3,690 тыс. тонн (9,0%), автотранспорта - 37,954 тыс. тонн (91,0%);

- в 2012 году - 46,389 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 3,856 тыс. тонн (8,3%), автотранспорта - 42,533 тыс. тонн (91,7%);

- в 2013 году - 18,61 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 6,71 тыс. тонн (36,1%), автотранспорта - 11,9 тыс. тонн (63,9%);

- в 2014 году - 36,605 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 4,905 тыс. тонн (13,4%), автотранспорта - 31,700 тыс. тонн (86,6%).

Основная доля выбросов, как и в предыдущие годы, поступает от автотранспортных средств. По данным Управления Росприроднадзора по РК на территории республики в 2014 году учтены выбросы от 102 233 ед. автомобильного транспорта. Среди субъектов Российской Федерации Калмыкия относится к наиболее дефляционно-опасным территориям. С увеличением площадей нарушенных земель возрастает запыленность атмосферного воздуха. Однако стационарные наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха на территории республики не ведутся.

При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий государственными инспекторами в области охраны окружающей среды проводится разъяснительная работа, как с руководителями предприятий, так и с лицами, ответственными за производственный экологический контроль и за проведение природоохранных мероприятий на предприятии, о необходимости экологической модернизации производства. С целью предотвращения нарушений природоохранного законодательства проводится практика проведения ежеквартальных семинаров-консультаций с экологами предприятий на подконтрольной территории.

Отходы производства и потребления


В настоящее время остро стоит проблема размещения и захоронения отходов производства и потребления. Объем свалок ежегодно увеличивается на шесть-восемь процентов. Согласно сводному статистическому отчету 2-тп (отходы) в 2012 году образовалось 85,429 тыс. тонн учтенных отходов производства и потребления и размещенных на несанкционированных свалках республики: I класса опасности - 0,005 тыс. тонн, II класса опасности - 0,551 тыс. тонн, III класса опасности - 0,959 тыс. тонн, IV класса опасности - 29,912 тыс. тонн, V класса опасности - 54,002 тыс. тонн.

В 2013 году учтено 84,027 тыс. тонн, из них: I класса опасности - 0,005 тыс. тонн, II класса опасности - 0,014 тыс. тонн, III класса опасности - 0,143 тыс. тонн, IV класса опасности - 48,363 тыс. тонн, V класса опасности - 35,502 тыс. тонн.

В 2014 году - 86,524 тыс. тонн. отходов. из них: I класса опасности - 0,003 тыс. тонн, II класса опасности - 0,007 тыс. тонн, III класса опасности - 0,079 тыс. тонн, IV класса опасности - 63,486 тыс. тонн, V класса опасности - 22,947 тыс. тонн (данные Росприроднадзора по РК).

При этом количество отходов, которые накапливаются на несанкционированных свалках, учету не подлежит. Основными источниками отходов производства и потребления, исходя от специфики Республики Калмыкия, являются предприятия газо-нефтедобычи, пищевого и перерабатывающего комплекса, промышленного и автодорожного строительства, жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»