Недействующий

О республиканской целевой программе "Развитие здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года"

Паспорт республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года"


Наименование Программы

-

республиканская целевая программа "Развитие здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения

-

государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 2511-р
   план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Российской Федерации", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012  года  N 2599-р
   план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Республики Ингушетия", утвержденная распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 26.02.2013 года N 128-р
   концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 года  N 1662-р

Государственный заказчик Программы

-

Министерство здравоохранения Республики Ингушетия

Основной разработчик
 Программы

-

Министерство здравоохранения Республики Ингушетия

Цель Программы

-

обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки

Задачи Программы

-

обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной  помощи;

 повышение эффективности оказания специализированной,  включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;

 повышение эффективности службы родовспоможения  и детства;

 развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

 обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;

 обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

 улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную, специализированную помощь

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

смертность от всех причин;

 материнская смертность;

 младенческая смертность;

 смертность от болезней системы кровообращения;

 смертность от дорожно-транспортных происшествий;

 смертность от новообразований (в том числе от
 злокачественных);

 смертность от туберкулеза;

 распространенность потребления табака среди взрослого населения;

 распространенность потребления табака среди детей и подростков;

 заболеваемость туберкулезом;

 обеспеченность врачами;

 соотношение врачей и среднего медицинского персонала;

 средняя заработная плата врачей и работников
 медицинских организаций, имеющих высшее медицинское  (фармацевтическое) или иное высшее образование,  предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих  предоставление медицинских услуг) от средней  заработной платы в соответствующем регионе;

 средняя заработная плата среднего медицинского
 (фармацевтического) персонала (персонала,
 обеспечивающего условия для предоставления
 медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе;

 средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для  предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе;

 ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Сроки и этапы реализации
 Программы

-

программа реализуется в два этапа:
 первый этап: 2013 - 2015 годы
 второй этап: 2016 - 2020 годы

Перечень подпрограмм
 Программы:

-

подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";

   подпрограмма "С овершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации";

   подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства";

   подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка";

   подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям";

   подпрограмма "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям";

   подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения";

   подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях";

   подпрограмма "Развитие информатизации в здравоохранении";

   подпрограмма "Совершенствование системы территориального планирования"

Объемы и источники
 финансирования Программы

-

всего -  40 089 607,1 тыс. руб., из них:
   средства федерального бюджета по предварительной оценке - 15 000 138,7 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);

   средства консолидированного бюджета Республики Ингушетия по предварительной оценке - 1 982 501,8 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);

   средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия по предварительной оценке - 22 595 355,6 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);

   средства юридических лиц по предварительной оценке - 0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);

   средства из иных источников по предварительной оценке - 511 611,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
   Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи".
 Всего -  6 187 118,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.), в том числе за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия - 4 097 269,5 тыс. рублей.
   Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную,  медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации".
 Всего - 17 954 140,3 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.), в том числе за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия - 14 273 281,0 тыс. рублей.
   Подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства".
 Всего - 522 052,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
   Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка".
 Всего - 8 217 988,2 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.), в том числе за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия - 3 772 898,0 тыс. рублей.
   Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям".
 Всего - 2 003 422,1 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.), в том числе за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия - 451 907,1 тыс. рублей.
   Подпрограмма "Ок азание паллиативной помощи, в том числе детям".
 Всего - 586 897,3 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
   Подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения".
 Всего - 1240000,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
 Подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях".
 Всего - 2 563 825,7  тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
   Подпрограмма "Развитие информатизации в здравоохранении".
 Всего - 814 163, 5 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
   Подпрограмма "Совершенствование системы территориального планирования".
 Всего - 0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.)

Ожидаемые конечные
 результаты реализации
 Программы

-

снижение смертности от всех причин  до 3,3 на 1000 населения;

 снижение материнской смертности до 12,8 случаев на 100 тыс. родившихся живыми;

 снижение младенческой смертности до 10,5 случаев на 1000 родившихся живыми;

 снижение смертности (на 100 тыс. населения) от болезней системы кровообращения до 133,8;

 снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 4,5 на 100 тыс. населения;

 снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 61,2 на 100 тыс. населения;

 снижение заболеваемости туберкулёзом (на 100 тыс. населения) до 9,0;

 снижение распространённости потребления табака среди взрослого населения до 25%, среди детей и подростков до 15%;

 увеличение обеспеченности врачами (на 10 тыс. населения) до 50,0;

 достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:3;

 увеличение к 2018 году средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих  предоставление медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе до 200%;

 увеличение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100%;

 увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении (лет) до 79,2  к  2020 году.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. Характеристика проблемы

Система здравоохранения Республики Ингушетия как составная часть системы здравоохранения Российской Федерации предназначена для максимального удовлетворения потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи на территории Республики Ингушетия. Отрасль здравоохранения является динамически развивающейся системой, требующей совершенствования и реформирования. Актуальность реформирования отрасли связана, прежде всего, с необходимостью приведения стратегии ее развития в соответствие с основными направлениями социально-экономических преобразований в обществе. Необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения Республики Ингушетия является оптимизация структуры системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации.

В настоящее время в Республике Ингушетия отмечается ряд социальных проблем, которые неблагоприятно сказываются на сфере здравоохранения: слаборазвитая и сверхдотационная экономика; самые высокие в России показатели бедности по данным Росстата; самая высокая в стране безработица, особенно среди молодежи, из-за быстрого роста численности трудоспособного населения при минимальном предложении рабочих мест; отсутствие крупных городов и слаборазвитость всех видов социальной инфраструктуры; социальная нестабильность.

После разделения Чечено-Ингушской АССР в 1992 году большая часть лечебно-профилактических учреждений, включая республиканские специализированные: республиканская больница, психиатрическая, Центр Анти-СПИД, противотуберкулезная больница, сеть республиканских диспансеров (противотуберкулезный, психоневрологический, наркологический, онкологический, кожно-венерологический, эндокринологический, стоматологические поликлиники) остались в Чеченской Республике.

Во вновь образовавшейся республике отсутствовали вышеуказанные специализированные учреждения, вся система здравоохранения состояла из 3-х центральных районных больниц (далее - ЦРБ), двух номерных районных больниц и мелких сельских врачебных амбулаторных учреждений (далее - СВА) и фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП). За период существования республики было построено лишь несколько медицинских учреждения среднего масштаба: родильный дом (он же - Центр охраны материнства и детства), кожно-венерологический диспансер, Центр АнтиСпид и несколько мелких ЛПУ (СВА, ФАПы).

Практически более половины открытых в Республике Ингушетия медицинских учреждений не имеют собственных зданий и находятся в арендуемых, приспособленных помещениях, по этой причине им нередко приходится менять их, что нарушает лечебно-диагностический процесс, причиняет неудобства населению.

В Ингушетии до недавнего времени отсутствовали самостоятельные ЛПУ, службы родовспоможения и детства: детские поликлиники, родильные дома. Ингушетия является единственным регионом в России, не имеющим ни одной детской больницы, отсутствует психиатрическая больница. Лишь 4 года назад построен первый родильный дом.

Единственная детская поликлиника Республики Ингушетия в настоящее время находится в арендуемом помещении. Имеющиеся детские отделения, детские консультации находятся в составе общепрофильных больниц.

Анализ обеспеченности здравоохранения Республики Ингушетия по основным параметрам показывает значительное отставание республики от установленных нормативов и аналогичных показателей, сложившихся в субъектах СКФО и РФ. По обеспеченности стационарными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями здравоохранения республика занимает последнее место не только в СКФО, но и в целом по РФ. Отмечается колоссальный дефицит коечного фонда. Всего в Республике Ингушетия функционируют 2077 коек. Дефицит коечного фонда составляет около 50%, что в абсолютном количестве -1996 коек.

Показатель обеспеченности на 10 тыс.населения:

- койками: 47,8, что в 1,6 раза ниже чем в среднем по СКФО (83 место в РФ);

- амбулаторно-поликлиническими учреждениями: 134,9 посещений в смену, что в 1,2 раза ниже показателя по СКФО (последнее место в СКФО);

- врачами: 33,8 , что в 1,2 раза ниже показателя в среднем по СКФО.

В развитии здравоохранения республики существенный вклад внесла последовательная реализация приоритетных направлений региональной политики в сфере здравоохранения. Реализация федеральных и республиканских целевых программ, национального проекта "Здоровье", программы модернизации здравоохранения позволила наметить положительную тенденцию развития здравоохранения республики.

Несмотря на проведенные мероприятия по реализации региональных и федеральных программ, в республике недостаточно эффективно реализованы мероприятия по построению модели трехуровневой системы оказания медицинской помощи в связи с тем, что в Республике Ингушетия существует острый дефицит рабочих площадей для размещения лечебных учреждений стационарного и амбулаторного профиля и коечного фонда как для взрослого, так и детского населения.

Демографическая ситуация

Население Республики Ингушетия на 1 января 2013 года составляет 442 255 чел., из них детское население (от 0-18 лет) составляет 150 271 чел. (34%), в том числе организованное - 61 412 чел.(40,9%), женское население составляет 270 528 чел. (62%). Доля женщин фертильного возраста составляет - 31,3% (158 823 чел.), из них жительницы села - 58,3 % (90 379чел.). Удельный вес городского населения составляет 41,5 %, сельского - 58,5 %.

По плотности населения Республика Ингушетия относится к группе территорий с высокой плотностью. Плотность населения на 01.01.2012 г. составляет 119,2 чел. на 1 кв. км.

Демографическая ситуация характеризуется высокой рождаемостью, низкой общей смертностью, но высокой младенческой и детской смертностью и относительно высокой продолжительностью жизни.

Демографическая ситуация в республике характеризуется следующими показателями рождаемости и естественного прироста:

N
 п/п

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1.

Рождаемость на 1000 населения

18,3

20,8

25,4

21,6

2.

Общая смертность на 1000 населения

3,7

3,6

4,0

3,7

3.

Естественный прирост на 1000 человек

14,6

17,2

21,3

17,9

4.

Младенческая смертность на 1000 живорожденных детей

15,2

11,2

13,4

13,2

6.

Материнская смертность

10,7

0

28,5

0

Для республики характерна высокая рождаемость и низкая общая смертность с относительно высокой продолжительностью жизни.

Показатель рождаемости в Республике Ингушетия остается одним из самых высоких в России, за 2011 год родилось 10 524 младенца или 25.4 на 1000 человек населения, 2010 год - 10 761 младенца или 20,8 на 1000 чел. населения (2009 год – 9 326 младенца или 18,3 на 1000 населения), за 2012 год родилось 9 305 чел, или 21,6 на 1000 населения, по РФ –12,1.