Наименование Программы | - | республиканская целевая программа "Развитие здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | - | государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 2511-р |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Основной разработчик | - | Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Цель Программы | - | обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки |
Задачи Программы | - | обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | смертность от всех причин; |
Сроки и этапы реализации | - | программа реализуется в два этапа: |
Перечень подпрограмм | - | подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; |
Объемы и источники | - | всего - 40 089 607,1 тыс. руб., из них: |
Ожидаемые конечные | - | снижение смертности от всех причин до 3,3 на 1000 населения; |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. Характеристика проблемы
Система здравоохранения Республики Ингушетия как составная часть системы здравоохранения Российской Федерации предназначена для максимального удовлетворения потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи на территории Республики Ингушетия. Отрасль здравоохранения является динамически развивающейся системой, требующей совершенствования и реформирования. Актуальность реформирования отрасли связана, прежде всего, с необходимостью приведения стратегии ее развития в соответствие с основными направлениями социально-экономических преобразований в обществе. Необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения Республики Ингушетия является оптимизация структуры системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации.
В настоящее время в Республике Ингушетия отмечается ряд социальных проблем, которые неблагоприятно сказываются на сфере здравоохранения: слаборазвитая и сверхдотационная экономика; самые высокие в России показатели бедности по данным Росстата; самая высокая в стране безработица, особенно среди молодежи, из-за быстрого роста численности трудоспособного населения при минимальном предложении рабочих мест; отсутствие крупных городов и слаборазвитость всех видов социальной инфраструктуры; социальная нестабильность.
После разделения Чечено-Ингушской АССР в 1992 году большая часть лечебно-профилактических учреждений, включая республиканские специализированные: республиканская больница, психиатрическая, Центр Анти-СПИД, противотуберкулезная больница, сеть республиканских диспансеров (противотуберкулезный, психоневрологический, наркологический, онкологический, кожно-венерологический, эндокринологический, стоматологические поликлиники) остались в Чеченской Республике.
Во вновь образовавшейся республике отсутствовали вышеуказанные специализированные учреждения, вся система здравоохранения состояла из 3-х центральных районных больниц (далее - ЦРБ), двух номерных районных больниц и мелких сельских врачебных амбулаторных учреждений (далее - СВА) и фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП). За период существования республики было построено лишь несколько медицинских учреждения среднего масштаба: родильный дом (он же - Центр охраны материнства и детства), кожно-венерологический диспансер, Центр АнтиСпид и несколько мелких ЛПУ (СВА, ФАПы).
Практически более половины открытых в Республике Ингушетия медицинских учреждений не имеют собственных зданий и находятся в арендуемых, приспособленных помещениях, по этой причине им нередко приходится менять их, что нарушает лечебно-диагностический процесс, причиняет неудобства населению.
В Ингушетии до недавнего времени отсутствовали самостоятельные ЛПУ, службы родовспоможения и детства: детские поликлиники, родильные дома. Ингушетия является единственным регионом в России, не имеющим ни одной детской больницы, отсутствует психиатрическая больница. Лишь 4 года назад построен первый родильный дом.
Единственная детская поликлиника Республики Ингушетия в настоящее время находится в арендуемом помещении. Имеющиеся детские отделения, детские консультации находятся в составе общепрофильных больниц.
Анализ обеспеченности здравоохранения Республики Ингушетия по основным параметрам показывает значительное отставание республики от установленных нормативов и аналогичных показателей, сложившихся в субъектах СКФО и РФ. По обеспеченности стационарными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями здравоохранения республика занимает последнее место не только в СКФО, но и в целом по РФ. Отмечается колоссальный дефицит коечного фонда. Всего в Республике Ингушетия функционируют 2077 коек. Дефицит коечного фонда составляет около 50%, что в абсолютном количестве -1996 коек.
Показатель обеспеченности на 10 тыс.населения:
- койками: 47,8, что в 1,6 раза ниже чем в среднем по СКФО (83 место в РФ);
- амбулаторно-поликлиническими учреждениями: 134,9 посещений в смену, что в 1,2 раза ниже показателя по СКФО (последнее место в СКФО);
- врачами: 33,8 , что в 1,2 раза ниже показателя в среднем по СКФО.
В развитии здравоохранения республики существенный вклад внесла последовательная реализация приоритетных направлений региональной политики в сфере здравоохранения. Реализация федеральных и республиканских целевых программ, национального проекта "Здоровье", программы модернизации здравоохранения позволила наметить положительную тенденцию развития здравоохранения республики.
Несмотря на проведенные мероприятия по реализации региональных и федеральных программ, в республике недостаточно эффективно реализованы мероприятия по построению модели трехуровневой системы оказания медицинской помощи в связи с тем, что в Республике Ингушетия существует острый дефицит рабочих площадей для размещения лечебных учреждений стационарного и амбулаторного профиля и коечного фонда как для взрослого, так и детского населения.
Демографическая ситуация
Население Республики Ингушетия на 1 января 2013 года составляет 442 255 чел., из них детское население (от 0-18 лет) составляет 150 271 чел. (34%), в том числе организованное - 61 412 чел.(40,9%), женское население составляет 270 528 чел. (62%). Доля женщин фертильного возраста составляет - 31,3% (158 823 чел.), из них жительницы села - 58,3 % (90 379чел.). Удельный вес городского населения составляет 41,5 %, сельского - 58,5 %.
По плотности населения Республика Ингушетия относится к группе территорий с высокой плотностью. Плотность населения на 01.01.2012 г. составляет 119,2 чел. на 1 кв. км.
Демографическая ситуация характеризуется высокой рождаемостью, низкой общей смертностью, но высокой младенческой и детской смертностью и относительно высокой продолжительностью жизни.
Демографическая ситуация в республике характеризуется следующими показателями рождаемости и естественного прироста:
N | Показатель | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
1. | Рождаемость на 1000 населения | 18,3 | 20,8 | 25,4 | 21,6 |
2. | Общая смертность на 1000 населения | 3,7 | 3,6 | 4,0 | 3,7 |
3. | Естественный прирост на 1000 человек | 14,6 | 17,2 | 21,3 | 17,9 |
4. | Младенческая смертность на 1000 живорожденных детей | 15,2 | 11,2 | 13,4 | 13,2 |
6. | Материнская смертность | 10,7 | 0 | 28,5 | 0 |
Для республики характерна высокая рождаемость и низкая общая смертность с относительно высокой продолжительностью жизни.
Показатель рождаемости в Республике Ингушетия остается одним из самых высоких в России, за 2011 год родилось 10 524 младенца или 25.4 на 1000 человек населения, 2010 год - 10 761 младенца или 20,8 на 1000 чел. населения (2009 год – 9 326 младенца или 18,3 на 1000 населения), за 2012 год родилось 9 305 чел, или 21,6 на 1000 населения, по РФ –12,1.