ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2013 года N 83
О республиканской целевой программе "Развитие здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года"
Правительство Республики Ингушетия постановляет:
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года"
Председатель Правительства
Республики Ингушетия М. Чилиев
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Наименование Программы | - | республиканская целевая программа "Развитие здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | - | государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 2511-р |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Основной разработчик | - | Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Цель Программы | - | обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки |
Задачи Программы | - | обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | смертность от всех причин; |
Сроки и этапы реализации | - | программа реализуется в два этапа: |
Перечень подпрограмм | - | подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; |
Объемы и источники | - | всего - 40 089 607,1 тыс. руб., из них: |
Ожидаемые конечные | - | снижение смертности от всех причин до 3,3 на 1000 населения; |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. Характеристика проблемы
Система здравоохранения Республики Ингушетия как составная часть системы здравоохранения Российской Федерации предназначена для максимального удовлетворения потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи на территории Республики Ингушетия. Отрасль здравоохранения является динамически развивающейся системой, требующей совершенствования и реформирования. Актуальность реформирования отрасли связана, прежде всего, с необходимостью приведения стратегии ее развития в соответствие с основными направлениями социально-экономических преобразований в обществе. Необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения Республики Ингушетия является оптимизация структуры системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации.
В настоящее время в Республике Ингушетия отмечается ряд социальных проблем, которые неблагоприятно сказываются на сфере здравоохранения: слаборазвитая и сверхдотационная экономика; самые высокие в России показатели бедности по данным Росстата; самая высокая в стране безработица, особенно среди молодежи, из-за быстрого роста численности трудоспособного населения при минимальном предложении рабочих мест; отсутствие крупных городов и слаборазвитость всех видов социальной инфраструктуры; социальная нестабильность.
После разделения Чечено-Ингушской АССР в 1992 году большая часть лечебно-профилактических учреждений, включая республиканские специализированные: республиканская больница, психиатрическая, Центр Анти-СПИД, противотуберкулезная больница, сеть республиканских диспансеров (противотуберкулезный, психоневрологический, наркологический, онкологический, кожно-венерологический, эндокринологический, стоматологические поликлиники) остались в Чеченской Республике.
Во вновь образовавшейся республике отсутствовали вышеуказанные специализированные учреждения, вся система здравоохранения состояла из 3-х центральных районных больниц (далее - ЦРБ), двух номерных районных больниц и мелких сельских врачебных амбулаторных учреждений (далее - СВА) и фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП). За период существования республики было построено лишь несколько медицинских учреждения среднего масштаба: родильный дом (он же - Центр охраны материнства и детства), кожно-венерологический диспансер, Центр АнтиСпид и несколько мелких ЛПУ (СВА, ФАПы).
Практически более половины открытых в Республике Ингушетия медицинских учреждений не имеют собственных зданий и находятся в арендуемых, приспособленных помещениях, по этой причине им нередко приходится менять их, что нарушает лечебно-диагностический процесс, причиняет неудобства населению.
В Ингушетии до недавнего времени отсутствовали самостоятельные ЛПУ, службы родовспоможения и детства: детские поликлиники, родильные дома. Ингушетия является единственным регионом в России, не имеющим ни одной детской больницы, отсутствует психиатрическая больница. Лишь 4 года назад построен первый родильный дом.
Единственная детская поликлиника Республики Ингушетия в настоящее время находится в арендуемом помещении. Имеющиеся детские отделения, детские консультации находятся в составе общепрофильных больниц.
Анализ обеспеченности здравоохранения Республики Ингушетия по основным параметрам показывает значительное отставание республики от установленных нормативов и аналогичных показателей, сложившихся в субъектах СКФО и РФ. По обеспеченности стационарными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями здравоохранения республика занимает последнее место не только в СКФО, но и в целом по РФ. Отмечается колоссальный дефицит коечного фонда. Всего в Республике Ингушетия функционируют 2077 коек. Дефицит коечного фонда составляет около 50%, что в абсолютном количестве -1996 коек.
Показатель обеспеченности на 10 тыс.населения:
- койками: 47,8, что в 1,6 раза ниже чем в среднем по СКФО (83 место в РФ);
- амбулаторно-поликлиническими учреждениями: 134,9 посещений в смену, что в 1,2 раза ниже показателя по СКФО (последнее место в СКФО);
- врачами: 33,8 , что в 1,2 раза ниже показателя в среднем по СКФО.
В развитии здравоохранения республики существенный вклад внесла последовательная реализация приоритетных направлений региональной политики в сфере здравоохранения. Реализация федеральных и республиканских целевых программ, национального проекта "Здоровье", программы модернизации здравоохранения позволила наметить положительную тенденцию развития здравоохранения республики.
Несмотря на проведенные мероприятия по реализации региональных и федеральных программ, в республике недостаточно эффективно реализованы мероприятия по построению модели трехуровневой системы оказания медицинской помощи в связи с тем, что в Республике Ингушетия существует острый дефицит рабочих площадей для размещения лечебных учреждений стационарного и амбулаторного профиля и коечного фонда как для взрослого, так и детского населения.
Демографическая ситуация
Население Республики Ингушетия на 1 января 2013 года составляет 442 255 чел., из них детское население (от 0-18 лет) составляет 150 271 чел. (34%), в том числе организованное - 61 412 чел.(40,9%), женское население составляет 270 528 чел. (62%). Доля женщин фертильного возраста составляет - 31,3% (158 823 чел.), из них жительницы села - 58,3 % (90 379чел.). Удельный вес городского населения составляет 41,5 %, сельского - 58,5 %.
По плотности населения Республика Ингушетия относится к группе территорий с высокой плотностью. Плотность населения на 01.01.2012 г. составляет 119,2 чел. на 1 кв. км.
Демографическая ситуация характеризуется высокой рождаемостью, низкой общей смертностью, но высокой младенческой и детской смертностью и относительно высокой продолжительностью жизни.
Демографическая ситуация в республике характеризуется следующими показателями рождаемости и естественного прироста:
N | Показатель | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
1. | Рождаемость на 1000 населения | 18,3 | 20,8 | 25,4 | 21,6 |
2. | Общая смертность на 1000 населения | 3,7 | 3,6 | 4,0 | 3,7 |
3. | Естественный прирост на 1000 человек | 14,6 | 17,2 | 21,3 | 17,9 |
4. | Младенческая смертность на 1000 живорожденных детей | 15,2 | 11,2 | 13,4 | 13,2 |
6. | Материнская смертность | 10,7 | 0 | 28,5 | 0 |
Для республики характерна высокая рождаемость и низкая общая смертность с относительно высокой продолжительностью жизни.
Показатель рождаемости в Республике Ингушетия остается одним из самых высоких в России, за 2011 год родилось 10 524 младенца или 25.4 на 1000 человек населения, 2010 год - 10 761 младенца или 20,8 на 1000 чел. населения (2009 год – 9 326 младенца или 18,3 на 1000 населения), за 2012 год родилось 9 305 чел, или 21,6 на 1000 населения, по РФ –12,1.
Число мертворожденных составляет за 2012 год 111 чел. или 11,8 на 1000 родившихся живыми и мертвыми (РФ - 5,094 или 8.8 на 1000 родившихся живыми и мертвыми); 2010 год - 68 или 6,3 на 1000 родившихся живыми и мертвыми (2009 год - 93 чел.).
В 2011 году материнская смертность составляла 28,5 (3 женщины), в 2010 году не было материнской смертности, в 2009 году - 10,7 (1 женщина), в 2012 году - материнской смертности не было.
Наиболее важным демографическим показателем является младенческая смертность.
Показатель младенческой смертности за 2011 год составил 13.4 (при родившихся живыми 10 524, умер 141); за 2010 год составил 11,2 (при родившихся живыми 10 761, умер 121); за 2009 год составил 15,2 (при родившихся живыми 9 326, умерло 142); за 2012 год - 123 чел, составил 13,2, по РФ - 8,5.
Для Республики Ингушетия является традиционным активное репродуктивное поведение населения, чем и обусловлены наиболее высокие в РФ естественные воспроизводственные характеристики, включая рождаемость и естественный прирост населения. Коэффициент рождаемости в Республике Ингушетия превышает среднероссийский показатель более 1,7 раза.
Однако оценка эффективности репродуктивного процесса только по числу рожденных детей без учета качества родившихся детей и репродуктивных потерь создает иллюзию благополучия рождаемости. Вышеназванные причины, бедность и немодернизированность образа жизни значительной части населения в сочетании с низкой доступностью медицинских услуг остаются основными причинами высокой младенческой и детской смертности - в 2-2,7 раза превышающих среднероссийский уровень.
Способствуют этому "постарение рождаемости" (отличительная черта менталитета Ингушетии), низкий уровень образования, многодетность, несоблюдение оптимального интергенетического периода. Анализ состояния здоровья беременных, рожениц и родильниц, новорожденных в республике показывает, что по многим показателям оно хуже, чем в среднем по России.
На сегодня самой актуальной проблемой в сфере здравоохранения Республики Ингушетия является высокая младенческая и детская смертность. Для их снижения в Республике Ингушетия организованы и проводятся мероприятия в учреждениях 1 и 2 уровня. Медицинских учреждений третьего уровня в республике нет.
Обеспеченность акушерскими койками на 10000 женщин фертильного возраста - 16,7 (по РФ - 21,1), в том числе для беременных и рожениц – 12,0 и патологии беременности – 4,7 на 10000 женщин фертильного возраста (в РФ, соответственно 11,0 и 10,1). Как видно из цифр, уровень обеспеченности койками патологии беременности в Республике Ингушетия вдвое ниже, чем в среднем по России.
Доля коек патологии беременности составляет 28,2%, что в 1,7 раза меньше, чем по РФ (РФ - 47,8%).
Обеспеченность гинекологическими койками 3,4 на 10000 женского населения, что в 2,3 раза меньше, чем по РФ (РФ- 7,7).
В настоящее время потребность в педиатрических койках различных профилей составляет - 635 коек, фактически имеется - 343, т.е. 54% от потребности (150 - общесоматических, 75 – специализированных, 9 - детских реанимационных коек, 12 – реанимационных для новорожденных, 32 – койки патологии новорожденных и 65 – детских инфекционных). Показатель обеспеченности койками на 10 тыс. детского населения – 36,0, что в 2 раза меньше среднероссийского показателя (по РФ - 66,7).
Инфекционных детских коек в Республике Ингушетия - 65, обеспеченность на 10 тыс. детского населения – 1,5 (по РФ – 12,4), что в 10 раз меньше среднефедерального показателя.
Специализированных детских коек - 75, обеспеченность на 10 тыс. детского населения составляет 1,7 (по РФ - 28,4), что в 16 раз меньше среднероссийского показателя.
Наиболее тяжелой проблемой для детского здравоохранения является острый дефицит или отсутствие специализированных коек для детей.
Коек патологии новорожденных и недоношенных детей в РИ - 32 при потребности не менее 60 коек (минимально – 50), что составляет 53% от потребности. Обеспеченность койками патологии новорожденных и недоношенных детей составляет 36,1 на 10000 детей 1-го года жизни (по РФ - 67,3), что в 2 раза ниже, чем в среднем по России. Острый дефицит коек данного профиля при высокой рождаемости, а также заболеваемости новорожденных, существенно превышающей показатели заболеваемости новорожденных по РФ по ряду нозологических форм, не позволяет оказывать медицинскую помощь всем нуждающимся в долечивании и выхаживании в отделениях II этапа выхаживания.
Отсутствие детской больницы со специализированными койками и со своей параклинической службой также не позволяет на должном уровне оказывать высококвалифицированную, специализированную помощь детям и приводит к ежегодному возрастанию потока больных детей на иногороднее лечение.
В некоторых районах и городах республики отсутствуют женские консультации: г. Карабулак (население - 34222 чел., из них женского -18894) и г. Магас (население - 3367 чел., из них женского - 1858), а в наиболее крупном районе республики - Назрановском (население – 189357, из них женского – 105236) - находится в арендуемом помещении и испытывает острый дефицит площадей. Данная проблема также является препятствием для оказания качественной амбулаторно-поликлинической помощи беременным.
Стационарное родовспоможение представлено 3-мя ЛПУ: родильными отделениями Сунженской и Малгобекской ЦРБ (40 и 35 родильных и по 20 коек патологии беременности соответственно) и родильным домом в г. Назрани (Центр охраны материнства и детства на 110 акушерских коек, из них 85 - родильных и 25 – патологии беременности). В акушерских корпусах Сунженской и Малгобекской ЦРБ располагаются также гинекологические отделения. В каждом из них не соблюдаются нормы СанПиН, отмечается скученность в связи с наличием приставных коек, фактически в ЦОМД развернуто до 136 коек (с приставными койками) из-за большого потока поступающих.
Аналогичная ситуация и с гинекологическими койками в Сунженском районе - их 50, в Малгобекском - 40 и Ингушской республиканской клинической больнице (далее – ИРКБ) – 55; отделения перегружены, такая же скученность, что и в акушерских отделениях.
В связи с дефицитом акушерских коек среднегодовая занятость койки в году (работа) превышает показатель по России из года в год. Так, по итогам 2011 года койка для беременных и рожениц была занята все 385 дней в году (расчетный показатель), что превышает среднефедеральный уровень в 1,4 раза (РФ - 268 дней). Койка патологии беременности была занята 378 дней в году, что в 1,2 раза больше показателя по РФ (РФ - 316 дней).
Показатель младенческой смертности в республике остается выше, чем по РФ. За последнее десятилетие увеличилась патология репродуктивной системы, ухудшилось здоровье беременных женщин. В настоящее время практически в 50% случаях беременность сопровождают различные виды заболеваний: анемии, заболевания почек, токсикоз второй половины беременности. На этом фоне имеет место рост осложнений беременности, рождение недоношенных детей, удельный вес которых довольно высок (6,8% от общего числа родившихся). Их здоровье зависит от оказания медицинской помощи в первые дни и месяцы жизни.
С учетом региональных характеристик воспроизводства, высоких показателей заболеваемости беременных и родильниц, младенческой заболеваемости и неонатальной смертности (особенно ранней смертности новорожденных) и младенцев необходимо строительство Перинатального центра, имеющего весь набор служб для оказания специализированной помощи беременным и новорожденным из групп высокого риска.
Данный тип ЛПУ крайне необходим Республике Ингушетии с учетом необходимости соблюдения принципа 3-уровневого оказания медицинской помощи и создания хотя бы одного учреждения в республике третьего уровня.
ЦОМД не является типовым учреждением и не соответствует учреждению III уровня в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 572 от 12.11.12 г. "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" в нем отсутствуют: - консультативно-диагностическое отделение (поликлиника), -кабинет невынашивания беременности; - кабинет медико-генетического консультирования, - кабинет планирования семьи; - консультативные кабинеты для супружеских пар с нарушением репродуктивной функции; - амбулаторное отделение (кабинет) для детей раннего возраста, нуждающихся в динамическом наблюдении и реабилитации и др.