Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" НА 2014 – 2020 ГОДЫ (утратило силу на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2013 N 397-п)

Раздел I. Характеристика проблем, на решение которых направлена подпрограмма 8


Обеспечение населения Югры лекарственными препаратами осуществляется на этапе пребывания гражданина в условиях стационара и на этапе амбулаторного лечения за счет финансирования из различных источников (бюджеты Российской Федерации и автономного округа, а также средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС)).

1. Обеспечение медикаментами жителей Ханты-Мансийского автономного округа на этапе стационарного лечения.

Лекарственное обеспечение в лечебно-профилактических учреждениях предоставляется жителям автономного округа бесплатно в рамках программы Государственных гарантий, утверждающей объемы финансирования и Перечень лекарственных препаратов. Оплата медикаментов производится за счет средств бюджета автономного округа и средств ОМС. По итогам 2012 г. в учреждениях здравоохранения на лекарственные препараты было израсходовано 3 527 536,74 тыс. руб., в том числе средства в ОМС - 2 108 388,10 тыс. руб.

Объемы финансирования на лекарственные препараты для лечебных учреждений в рамках данной программы предусмотрены в общих объемах финансирования по каждой из выше приведенных подпрограмм (по направлениям).

2. Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания.

В Югре порядка 240 тыс. человек имеет право на получение лекарственных препаратов на льготных условиях - бесплатно или с 50% скидкой в оплате, в том числе:

лица, внесенные в региональный сегмент федерального Регистра граждан, имеющих право и не отказавшихся от получения меры социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения необходимыми лекарственными средствами в рамках Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". По итогам 2012 г. в регистре - 38 488 чел., в апреле 2013 г. – 36 948 чел.;

больные злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (далее - 7 ВЗН). В окружном регистре в декабре 2012 года состояло - 974 чел., в апреле 2013 г. – 985 чел.;

граждане, имеющие право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета автономного округа (основание: Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июля 2004 года N 45-оз "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 9 июня 2009 года N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей детских домов семейного типа в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 26 июня 2012 года N 86-оз "О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре").

В региональном регистре на конец декабря 2012 года состояло 201 208 чел. в апреле 2013 г.- 172 106 чел.;

граждане, включенные в региональный сегмент регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, за счет средств бюджета автономного округа. На декабрь 2012 года в регистре – 163 чел., в апреле 2013 года – 175 чел.

На протяжении последних 8 лет ежегодный средний показатель числа граждан, воспользовавшихся предоставленным правом, варьирует в пределах 65-72% от числа зарегистрированных. В тоже время, часть граждан (около 40% "федеральных льготополучателей") имеют возможность получения медикаментов из различных источников финансирования, таким образом, происходит дублирование льготных категорий в бюджетах двух уровней (например: дети-инвалиды с диагнозом "фенилкетонурия" - возможны три источника финансирования, граждане, перенесшие трансплантацию органов или тканей (инвалиды) - три источника финансирования, больные диабетом инвалиды – два источника финансирования и др.), что не позволяет качественно планировать объемы приобретаемых лекарственных препаратов (как на этапе формирования заявки в лечебно-профилактических учреждениях, так и в органах исполнительной власти), затрудняет анализ исполнения и возможность оценить реальную удовлетворенность льготополучателей в медикаментах, приводит к нерациональному расходованию бюджетов всех уровней.

Весомым фактором, влияющим на эффективность расходования ресурсов, привлекаемых для льготного лекарственного обеспечения, является и низкая культура потребления медикаментов населением.

Внедрение принципа солидарного участия, основанного на софинансировании гражданами стоимости фактически отпущенных им лекарственных средств, за исключением пациентов, нуждающихся в дорогостоящей лекарственной терапии, позволит: более рационально использовать, выделяемые средства, снизит приверженность пациентов к получению определенных торговых наименований лекарственных препаратов (непременно оригинальных, зарубежного производства), станут более востребованы лекарства российского производства, что в конечном итоге положительно отразится на развитии отечественной фармацевтической промышленности, не только в количественном, но и качественном показателях.

Таким образом, государство становится не только финансистом и контролером, но и регулятором в предоставлении лекарственных препаратов декретированным категориям граждан.

Консолидированный бюджет для реализации льготного лекарственного обеспечения в 2013 г. в плановых показателях в Югре составляет 1,93 млрд. рублей, что на 12,3% больше, чем в 2012 г.

При обеспечении по 7 ВЗН показатели по итогам 2012 г:

обратились за выпиской рецептов - 683 (70,12% от числа имеющих право);

средняя стоимость 1 рецепта - 55 693,86 руб.;

средние затраты на 1 льготополучателя в год - 443 756,95 руб.

Для обеспечения граждан, имеющих право и не отказавшихся от получения меры социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения необходимыми лекарственными средствами, из федерального бюджета в 2012 году в автономный округ выделены 396 872,3 руб., итоги реализации следующие:

обратились за выпиской рецептов - 27 265 чел. (70,84% от числа имеющих право);

средняя стоимость 1 рецепта - 1001,20 руб.;

средние затраты на 1 льготополучателя в год - 14 831,84 руб.

Бюджетом автономного округа выделяется необходимые и достаточные средства. Так в период 2010-2013 гг. выделяются ежегодно по 1 017 млн. рублей. Указанная сумма предназначена для обеспечения порядка 200 000 жителей Югры (среднесписочный состав в году), имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, в среднем на каждого льготополучателя в месяц планируется потратить по 448,41 руб. (в год - 5 380,95 руб.). Фактические показатели по итогам 2012 года составили:

обратились за выпиской рецептов - 132 378 (65,79%, от числа имеющих право);

средняя стоимость 1 рецепта - 985,54 руб.;

средние затраты на 1 льготополучателя в год - 7 375,74 руб.