ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2011 года N 654-П

О внесении изменения в постановление Правительства Астраханской области от 21.07.2010 N 311-П

В целях приведения в соответствие с действующим законодательством

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести изменение в постановление Правительства Астраханской области от 21.07.2010 N 311-П "Об отраслевой целевой программе "Содействие занятости населения Астраханской области на 2011-2013 годы", изложив отраслевую целевую программу "Содействие занятости населения Астраханской области на 2011-2013 годы", утвержденную постановлением, в новой редакции согласно приложению.

2. Признать утратившим силу пункт 2 постановления Правительства Астраханской области от 06.10.2011 N 407-П "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Астраханской области и признании утратившими силу постановлений Правительства Астраханской области".

3. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Астраханской области

А.А. Жилкин


Приложение
к постановлению
Правительства
Астраханской области
от 29.12.2011 N 654-П

ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2013 ГОДЫ"

Паспорт отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения

Астраханской области на 2011-2013 годы"


Наименование Программы

- отраслевая целевая программа "Содействие  занятости  населения Астраханской области на 2011-2013 годы"

Основание для разработки Программы

постановление Правительства Астраханской области от 11.06.2010  N 239-П  "О концепции отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2011-2013 годы"

Государственный заказчик Программы
   Основной разработчик Программы

- агентство по занятости населения Астраханской области
   - агентство по занятости населения  Астраханской области

Исполнители основных мероприятий Программы
           Цель и задачи Программы

- агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные казенные учреждения -  центры занятости населения, заинтересованные  исполнительные органы государственной власти Астраханской области, работодатели
   Цель Программы:
 - обеспечение защиты граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве

Задачи Программы:

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

 - повышение конкурентоспособности безработных и не занятых трудовой деятельностью граждан на рынке труда;

Сроки реализации
 Программы
   Объемы и источники
 финансирования
 Программы
                           Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
                                       Система организации контроля за реализацией Программы

- содействие временному трудоустройству безработных граждан;

 - обеспечение социальной поддержки безработных граждан
   - 2011-2013  годы
     - общий объем финансирования Программы составит 1314807,8 тыс. рублей (2011 год - 426563,4 тыс. рублей, 2012 год – 444155,2 тыс. рублей, 2013 год – 444089,2 тыс. рублей), в том числе: средства субвенции из федерального бюджета – 1106159,8 тыс. рублей (2011 год – 410663,4 тыс. рублей, 2012 год – 347781,2 тыс. рублей, 2013 год – 347715,2 тыс. рублей);
средства бюджета Астраханской области – 163948 тыс. рублей (2011 год - 500,0 тыс. рублей, 2012 год – 81724,0 тыс. рублей, 2013 год – 81724,0 тыс. рублей);
средства работодателей – 44700,00 тыс. рублей (2011 год – 15400,0 тыс. рублей, 2012 год – 14650,0 тыс. рублей, 2013 год - 14650,0 тыс. рублей)
 - повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем трудоустройства  при посредничестве органов службы занятости до 90 тыс. ищущих работу граждан и обеспечение уровня трудоустройства к 2013 году не менее 48,0%;

 - профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, не менее 9,8  тыс. безработных граждан с целью их последующего трудоустройства;

 - профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации не менее 100 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

 - сдерживание уровня регистрируемой безработицы  по Астраханской области  в  пределах  1,7 процента к экономически активному населению на конец 2013 года;

 - оказание социальной поддержки свыше 100 тыс. безработных граждан
 - контроль за реализацией Программы осуществляется агентством по занятости населения Астраханской области

1. Общие положения


Объектом регулирования и сферой действия отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа) являются рынок труда, занятость и безработица населения Астраханской области.

Основанием разработки Программы является подпункт 4 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которому одним из полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения является разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

2. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом


2.1. Анализ причин возникновения проблемы и состояния сферы действия Программы

Современный рынок труда Астраханской области сформировался в условиях реформирования экономики. Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда зависят от влияния демографических, миграционных, экономических, образовательных, социальных и других факторов.

Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2009 году в результате негативного влияния финансового кризиса характеризовалось снижением ряда основных макроэкономических показателей. Индекс промышленного производства составил 84,3 процента к предыдущему году. Объем инвестиций в основной капитал снизился на 10,8 процента по сравнению с 2008 годом, объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" составил 64,4 процента. Доля убыточных предприятий в 2009 году составила 35,2 процента. Индекс потребительских цен по всем товарам и услугам в декабре 2009 года возрос на 9,0 процента к декабрю 2008 года. Реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с предыдущим годом возросли на 3,2 процента. В 2010 году объем инвестиций в основной капитал составил 82,8 процента к 2009 году, объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" составил 85,5 процента. Доля убыточных предприятий в 2010 году возросла и составила 38,0 процента. Изменения в социально-экономическом развитии области оказали негативное влияние на сферу занятости населения.

В настоящее время рынок труда Астраханской области испытывает последствия финансового кризиса не только 2008, но и 2009 года, обусловившие нестабильное финансово-экономическое состояние ряда организаций.

Среднегодовая численность населения, занятого в экономике области, в результате кризиса сократилась с 463 тыс. в 2008 году до 446 тыс. в 2009 году, сохранившись в 2010 году практически на уровне 2009 года. Общая численность безработных (лиц, не занятых трудовой деятельностью, активно ищущих работу и готовых приступить к ней), определяемая Федеральной службой государственной статистики по методологии Международной организации труда (МОТ), в 2009 году в среднегодовом исчислении в целом по Астраханской области возросла до 52,9 тыс. против 40,3 тыс. в 2008 году. В 2010 году общая численность безработных снизилась до 43,8 тыс. человек, вследствие чего уровень общей безработицы снизился с 10,0 до 8,3 процента.

Снижение объемов производства в отдельных отраслях экономики, высвобождение работников, ликвидация неэффективных производств способствовали увеличению объемов движения рабочей силы. Уровень выбытия работников на крупных и средних предприятиях области увеличился в 2009 году до 34,2 процента к среднесписочной численности работающих против 31,8 процента в 2008 году. Прием работников составил 31,3 процента к среднесписочной численности работающих. Из-за увольнений из организаций по различным причинам рынок труда области в 2009 году пополнили более 54 тыс. граждан.

В отраслевом разрезе в основном увеличение численности безработных происходило за счет граждан, уволенных с предприятий и организаций: государственного управления, обеспечения военной безопасности, соцобеспечения, сельского хозяйства, торговли, строительства, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг, рыболовства и рыбоводства, транспорта и связи.

Основная доля выбывшей рабочей силы (до 70 процентов) приходилась на граждан, увольняющихся в силу различных обстоятельств по собственному желанию. Под влиянием кризиса в Астраханской области в 2008-2009 годах отмечалась активизация процессов высвобождения работников в связи с сокращением штатов, по причине ликвидации предприятий в связи с банкротством, сменой собственника, реструктуризацией и т.д.

Большинство граждан, уволенных в связи с сокращением штата организаций, становились клиентами службы занятости. В течение 2009 года в целом по Астраханской области в центры занятости населения в поиске работы обратились 5,6 тыс. граждан, уволенных в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий и организаций, что в 1,8 раза больше, чем в 2008 году. В 2010 году этот показатель остался на уровне 2009 года.

Ежегодно в Астраханскую область привлекается до 12-15 тыс. иностранной рабочей силы, в основном в сельское хозяйство. Квалифицированная иностранная рабочая сила привлекается преимущественно в строительство и судостроение.

При наличии избыточного предложения рабочей силы на региональном рынке труда необходимо регулирование процесса привлечения иностранной рабочей силы на территорию Астраханской области, включая меры по повышению конкурентоспособности безработных граждан с целью замещения привлекаемых иностранных работников российскими гражданами.

Анализ сферы занятости показывает, что на региональном рынке труда сохраняются его основные проблемы:

- увольнения работников, вызванные нестабильностью экономического положения отдельных предприятий и организаций;

- несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по территориальному размещению трудовых ресурсов и рабочих мест профессиональному, тарифно-квалификационному признаку, уровню оплаты труда, что сдерживает трудоустройство граждан, обратившихся в органы службы занятости;

- значительное влияние сезонного фактора на рынок труда, занятость и безработицу, в результате чего уровень безработицы в области значительно снижается во II и III кварталах и возрастает в I и IV кварталах, что особенно характерно для сельской местности;

- несоответствие объемов и профилей первичной профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях спросу на рабочую силу в профессиональном разрезе, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работников и их переподготовке;

- пополнение рынка труда выпускниками учреждений профессионального образования различного уровня, не имеющими опыта работы, что осложняет их трудоустройство;

- ограниченность инвестиционных ресурсов, вкладываемых в развитие экономики муниципальных районов области, что сдерживает темпы создания новых рабочих мест;

- высокая дифференциация территориальных рынков труда, различия в ситуации на рынках труда областного центра и муниципальных районов, обусловленные специализацией в значительной степени на сельскохозяйственном производстве и рыбодобыче, наличие в сельской местности населенных пунктов, не имеющих работодателей, а также поселений с низким уровнем занятости проживающего в них трудоспособного населения;

- необоснованно завышенные требования работодателей к претендентам на рабочие места, невысокий уровень оплаты труда (половина заявляемых предприятиями и организациями в службу занятости вакансий с заработной платой ниже прожиточного минимума по Астраханской области);

- сложности в трудоустройстве отдельных социально-демографических групп населения (женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также имеющих малолетних детей, молодежи, особенно выпускников учебных заведений, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц предпенсионного возраста и других категорий), имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы.

2.2. Тенденции развития ситуации и вероятные последствия

Сфера занятости будет характеризоваться сочетанием процессов, обусловленных продолжением структурной перестройки экономики, обеспечивающей дальнейший экономический рост, повышение производительности труда, снижение объемов неэффективной занятости, уменьшение скрытой безработицы, а также сокращением численности занятых на отдельных предприятиях и в организациях в связи с падением объемов производства, ликвидацией неэффективных предприятий.

Планируемое развитие отраслей экономики Астраханской области обеспечит увеличение спроса на рабочую силу и окажет положительное влияние на занятость населения.

В рамках реализации политики повышения уровня занятости населения важное значение придается развитию предпринимательской деятельности и самозанятости населения. Осуществление эффективных инвестиционных проектов, организация самозанятости и малого предпринимательства безработными гражданами позволят создавать новые рабочие места, в результате чего численность занятых в экономике возрастет к 2013 году.

Прогноз занятости на 2011-2013 годы приведен в приложении 1.

Вместе с тем увеличение потребности предприятий и организаций области в рабочей силе будет ниже её реального предложения и сохранит существующий дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Астраханской области. Несмотря на тенденцию стабилизации безработицы, общая численность безработных по области в прогнозируемые годы может составить в среднегодовом исчислении от 30 до 50 тыс.

Ожидаемые изменения в численности и составе населения и совокупное влияние всех социально-экономических факторов сохранят высокую потребность в рабочих местах и превышение предложения рабочей силы над спросом. Предложение рабочей силы на рынке труда в целом по Астраханской области составит в прогнозируемом периоде ежегодно более 130 тыс. человек.

Структурные изменения, нестабильное финансово-экономическое положение отдельных предприятий повлекут за собой сохранение процессов сокращения работников. Численность увольняемых в связи с сокращением граждан в целом по области прогнозируется в 2011-2013 годах на уровне 5,1 - 5,4 тыс.

Пополнят рынок труда бывшие военнослужащие и члены их семей. По прогнозу на рынок труда в 2011-2013 годах попадут ежегодно более 4 тыс. граждан, увольняющихся из Вооруженных Сил Российской Федерации.

На рынке труда в прогнозируемом периоде ожидается до 1,7 тыс. граждан, освобождающихся из учреждений исполнения наказания.

В 2011-2013 годах на рынок труда могут попасть до 5,5 тыс. выпускников учреждений профессионального образования различного уровня подготовки и общеобразовательных учреждений.

Численность граждан, ищущих работу по другим причинам (занятые трудовой деятельностью граждане, желающие сменить или найти дополнительную работу, несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет, желающие работать в свободное от учебы время, лица, ранее не работавшие и т.д.), в прогнозируемом периоде может составить ежегодно до 15 тыс.

Прогноз спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Астраханской области в 2011-2013 годы приведен в приложении 2.

Без реализации программных мероприятий численность зарегистрированных безработных в области может возрасти на конец прогнозируемого периода до 16-17 тыс., а уровень регистрируемой безработицы превысит 3 процента к численности экономически активного населения.

2.3. Обоснование решения проблемы в приоритетном порядке с использованием программно-целевого метода

С целью обеспечения занятости населения, улучшения и стабилизации ситуации на рынке труда, социальной поддержки безработных граждан в 2010 году осуществлялась реализация мероприятий отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением Государственной Думы Астраханской области от 20.09.2007 N 410/8.

Фактические показатели реализации программных мероприятий за 2008-2010 годы:

- трудоустроено на постоянную и временную работу 92,5 тыс. ищущих работу граждан;

- направлено на профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям 9,7 тыс. безработных граждан;

- получили услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке 106,2 тыс. граждан;

- организованы оплачиваемые общественные работы для 11,3 тыс. ищущих работу граждан;

- временно трудоустроено около 18 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

- временно трудоустроено более 0,5 тыс. безработных выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые;

- временно трудоустроено около 2,0 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- оказано содействие в самозанятости около 5,9 тыс. безработных граждан;

- оказана социальная поддержка свыше 100 тыс. безработных граждан.

В результате реализации мероприятий отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы" численность безработных к концу 2010 года составила 9,8 тыс.

Содействие трудоустройству ищущих работу граждан, стабилизация и снижение безработицы на региональном рынке труда, оказание социальной поддержки безработным гражданам предполагают осуществление комплекса мероприятий, увязанных по срокам, источникам финансирования, требующих координации деятельности областных государственных казенных учреждений - центров занятости населения, заинтересованных исполнительных органов государственной власти Астраханской области, работодателей, и реализуемых программными методами.

3. Основные цели и задачи Программы


Основные цели и задачи Программы определяются основными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда, которая предусматривает создание условий для обеспечения и повышения эффективности занятости населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»