Действующий

Об отраслевой целевой программе "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2011-2013 годы"

2.Содержание проблемы, обоснование необходимости её решения программным методом


Анализируя состояние сферы культуры в Астраханской области в последние годы, следует отметить высокую эффективность программно-целевого метода, являющегося необходимым условием дальнейшего развития отрасли.

Реализуемая отраслевая целевая программа "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 05.09.2007 N 383-П (далее - Программа 2008-2010 годов), накопила опыт, давший положительные результаты по укреплению материально-технической базы государственных учреждений культуры Астраханской области, реконструкции и капитальному ремонту зданий, что способствовало сохранению и развитию государственных и муниципальных учреждений культуры в Астраханской области, укреплению взаимодействия государственных и муниципальных органов управления культурой в решении задач развития культуры и сохранения культурного наследия Астраханской области.

Реализация программных мероприятий осуществлялась за счет средств бюджета Астраханской области, привлеченных средств федерального бюджета, муниципальных образований, внебюджетных источников.

В рамках исполнения мероприятий ФЦП "Культура России (2006-2011 годы)" профинансированы мероприятия, направленные на обеспечение сохранности историко-культурного наследия (ремонтно-реставрационные, противоаварийные, консервационные работы на памятниках федерального значения) и реализацию культурных проектов.

Средства муниципальных образований и внебюджетных источников были направлены на софинансирование мероприятий Программы 2008-2010 годов.

Особое место в реализации программных мероприятий в прошедший период было отведено внедрению новых форм культурной деятельности в условиях развивающихся рыночных отношений, формированию у организаций и деятелей культуры навыков работы в изменившихся экономических условиях.

В Астраханской области сложилась особенная историко-культурная традиция, которая органично соединила в себе элементы русской, казахской, татарской, казачьей культуры, северокавказских и других народностей, в разные исторические периоды заселивших территорию Астраханской области. На сегодняшний день в области проживают представители более чем 150 этносов, основную долю которых составляют русские, казахи, татары и другие национальности. Своим участием в культурной жизни Астраханской области они способствуют развитию культуры и сохранению историко-культурного наследия Астраханской области.

Участие населения Астраханской области в культурной жизни и доступ к культурным ценностям обеспечивают государственные и муниципальныеучреждении культуры.

Культура, как самостоятельная отрасль, по своей структуре неоднородна и представляет сферу библиотечного, клубного, музейного дела, творческих союзов, театров, кино, концертных организаций, памятников истории и культуры, образовательных учреждений культуры.

Решение задач по дальнейшему совершенствованию деятельности учреждений культуры, искусства, художественного образования сопряжено с целым рядом правовых, организационных и финансовых проблем.

В период действия Программы 2008-2010 годов не удалось решить ряд задач, направленных на оказание государственной поддержки в укреплении материально-технической базы, модернизации муниципальных учреждений культуры клубного типа, внедрении в сферу их деятельности новых информационных технологий, формировании единого культурного и информационного пространства, сохранении многонационального культурного наследия Астраханской области.

На сегодняшний день укрепление материально-технической базы, техническое состояние зданий, модернизация государственных и муниципальных учреждений культуры, в том числе в сельских населенных пунктах, является приоритетным направлением отрасли культуры.

По факту 2009 года из общего числа учреждений культуры и искусства 36% требуют капитального ремонта, 3% учреждений находятся в аварийном состоянии. Необходимо отметить важность сохранения учреждений культуры в сельских поселениях, где 35% зданий нуждаются в капитальном ремонте.

Одним из важнейших направлений государственной культурной политики является сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. На территории города Астрахани и Астраханской области на государственную охрану принят 651 объект культурного наследия, в том числе 45 объектов федерального значения.

В настоящее время требуется проведение ремонтно-реставрационных работ 25% памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране.

Основным объектом, формирующим имидж Астраханской области, является Астраханский кремль. В связи с особой значимостью и ценностью Астраханского кремля как культурно-религиозного центра Астраханской области необходимо продолжение работ по реставрации и охране комплекса Астраханского кремля по специально разработанному плану.

Проблемными остаются вопросы безопасности музеев и сохранности музейных фондов, обеспечения современным оборудованием для хранения и экспонирования коллекций, информатизации музейной деятельности.

Сложившаяся система мер по сохранению, возрождению и популяризации нематериального культурного наследия народов, проживающих в многонациональной Астраханской области, проведению конкурсов, фестивалей, традиционных национальных праздников, способствующая развитию различных жанров народного творчества, национальных культур, совершенствованию культурно-досуговой деятельности учреждений культуры, требует комплексного подхода в решении существующих проблем.

При постоянном совершенствовании и расширении форм и методов библиотечного обслуживания в развитии библиотечного дела в Астраханской области имеют место серьезные проблемы.

Из-за низкого уровня бюджетного финансирования библиотек во многих из них практически отсутствуют современные энциклопедические и справочные издания по различным отраслям знаний, учебники и учебные пособия, издания по истории, философии, экономике, социологии, культурологии, аграрному и земельному праву, юридическая, деловая, техническая литература и др. Библиотеки крайне неудовлетворительно комплектуются детскими книгами. Недостаточно осуществляется обеспечение библиотек периодическими изданиями. Большинство библиотек поселений, расположенных в сельской местности, характеризуется слабой материально-технической базой (отсутствие транспортных средств, телефонной связи, компьютеров и другой современной техники).

Последствия такого положения осложняют работу по созданию единой информационной среды, препятствуют реализации конституционных прав граждан на свободный доступ к информации, освоению мирового информационного пространства, предоставлению дополнительных сервисных услуг на базе компьютерных технологий.

Самыми существенными проблемами в развитии кинообслуживания населения области являются: недостаток финансовых средств на приобретение новых дорогостоящих кинолент, обеспечение сохранности уникального областного фильмофонда, морально и физически устаревшее оборудование киноустановок (80-100% износа), неудовлетворительное состояние киноаппаратных, доставка кинофильмов из города Астрахани в муниципальные образования Астраханской области и из районных центров в киноустановки сельских населенных пунктов. Основной задачей данного направления является модернизация кинообслуживания населения.

Существующая проблема территориальной дифференциации в обеспеченности астраханцев продуктами культурной деятельности требует поддержки в развитии обменно-гастрольной деятельности.

В последнее время большое значение уделяется укреплению всесторонних связей с прикаспийскими государствами. Министерство культуры Астраханской области планирует реализацию обменных гастролей между театрально-концертными учреждениями Астраханской области и странами Каспийского бассейна - Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан.

Решение этих задач на современном этапе замедляется низким уровнем обеспеченности театрально-концертных организаций специальным оборудованием, отсутствием собственных транспортных средств, недостаточным развитием информационных технологий в сфере культуры.

Создание дополнительных возможностей для активизации творческого потенциала, культурного обмена, повышения уровня доступности искусства для населения Астраханской области обеспечит адресная поддержка искусства.

Одним из важнейших направлений реализации культурной политики министерство культуры Астраханской области видит в сохранении сложившейся системы художественного образования. За последние два года количество школ сократилось на 5 единиц, что ведет к уменьшению контингента учащихся не только в школах искусств, но и в последующих звеньях - средних и высших профессиональных учебных заведениях. Возникает опасность оттока кадров преподавателей, наблюдается прекращение процесса пополнения учреждений культуры и искусства квалифицированными кадрами.

Таким образом, особую значимость приобретает задача обеспечения непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранения и развития системы художественного образования в Астраханской области.