Деятельность по энергосбережению, повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории Иркутской области в прошедший период не носила характер систематической, целенаправленной и комплексной работы. Это было связано с ограниченными возможностями Иркутской области при формировании действенной системы управления и стимулирования энергосберегающих процессов на территории отдельно взятого субъекта Российской Федерации при условии несовершенной нормативно-правовой базы в сфере энергоэффективности на федеральном уровне; невысокой оценкой энергосбережения, особенно в условиях относительно низких цен и тарифов на энергоресурсы, как важного макроэкономического фактора и потенциально значимого ресурса для устойчивого роста экономики области и повышения ее энергобезопасности.
В результате сложившиеся тенденции развития энергосбережения на территории Иркутской области определены следующими негативными факторами:
- отсутствует единая политика в области энергосбережения;
- неудовлетворительный уровень мониторинга энергопотребления и динамики энергосберегающих процессов в области;
- не создана научно обоснованная система нормирования и лимитирования потребления ТЭР на всех уровнях от конкретного предприятия до областного уровня;
- несовершенна система коммерческого и технического учета энергоресурсов, не сформирована единая концепция автоматизированной системы контроля и учета энергоресурсов;
- не осуществляется оптимизация топливного баланса с учетом максимального вовлечения в него местных энергоресурсов, включая отходы производств, возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов;
- фактически выпали из сферы энергосбережения жилищный фонд и бюджетный сектор, очень слабая оснащенность приборами учета электро-, теплопотребления, горячего и холодного водоснабжения, которая тормозит и лишает смысла проведения энергосберегающих мероприятий;
- эффективность использования энергоресурсов продолжает падать как в производственной сфере, включая энергетику, так и в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- продолжает расти энергетическая составляющая в себестоимости большинства важнейших видов продукции и услуг;
- недостаточная загруженность энергопроизводящих и энергопотребляющих мощностей привела к тому, что оборудование работает в неоптимальных режимах с завышенным расходом топливно-энергетических ресурсов;
- значительные потери энергоносителей, обусловленные физическим и моральным старением оборудования, как у производителей, так и у потребителей ТЭР, включая потери в сетях, особенно тепловых;
- большие потери топлива и энергии из-за низкого уровня эксплуатации и бесхозяйственного отношения к ним.
В целях решения вышеуказанных проблем на территории Российской Федерации статьей 7 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесены разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
На основании указанного требования, а также учитывая положения постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" и Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2010 г. N 273 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях" разработана настоящая Программа.
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 23.05.2011 N 137/1-пп)
Нормативно-правовыми актами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности выделены основные направления деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области реализации региональной политики, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Эти направления, в первую очередь, ориентированы на оптимизацию расходов консолидированного бюджета при обеспечении энергетическими ресурсами и водой бюджетных учреждений, снижение тарифной нагрузки на население при оплате за коммунальные услуги и, следовательно, сокращение расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса, повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде, сокращение непроизводственных потерь энергетических ресурсов и воды, повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры, повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, повышение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств. Эти направления координируются с теми данными, которые получены в ходе анализа топливно-энергетического баланса Иркутской области, структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, который показал необходимость выделения четырех основных направлений в рамках деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области энергосбережения на территории Иркутской области:
- энергосбережение в жилищном фонде;
- энергосбережение в бюджетной сфере;
- энергосбережение в системах коммунальной инфраструктуры;
- энергосбережение в отдельных отраслях экономики.
При этом отдельным направлением деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности является создание системы мониторинга, информационного и методического обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Иркутской области. Это направление позволяет расширить границы мероприятий по энергосбережению до промышленного сектора в соответствии с полномочиями субъекта Федерации в рамках законотворчества, налогового стимулирования субъектов бизнеса и вовлечения населения в процесс формирования энергоэффективной экономики региона.
Для получения максимального эффекта в рамках координации усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности необходима реализация программно-целевого подхода, заключающегося в целевом выделении бюджетных средств для реализации наиболее значимых с точки зрения получения социального и экономического эффекта мероприятий.
Необходимо отметить, что без применения программно-целевого метода реализация требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" представляется невозможной по следующим причинам:
1. Дефицит средств местных бюджетов не позволит осуществить в полном объеме и с соблюдением сроков, установленных законодательством, мероприятия, направленные на проведение энергетических обследований органов местного самоуправления, организаций с участием муниципальных образований, а также реализацию мероприятий по энергосбережению на данных объектах.
2. Невысокий уровень жизни населения не позволит обеспечить выполнение требований по оснащению жилищного фонда приборами учета в соответствии со сроками, определенными законодательством (количество потенциальных получателей субсидии отдельным категориям граждан на выполнение работ по установке индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов составляет 390,6 тыс. человек).
3. Отсутствие в сметах учреждений областной государственной собственности затрат на реализацию мероприятий в области энергосбережения и повышение энергетической эффективности.
4. Отсутствие источника финансирования для формирования системы интегрального мониторинга региональных показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; для формирования информационного поля в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.